Наверное, каждый работник знает: если работодатель каким-либо образом нарушил его законные права, можно обратиться в государственный орган, где его заявление рассмотрят, а недобросовестного работодателя накажут. Но во всех ли случаях такие действия работника помогут восстановить справедливость? Рассмотрим основные моменты, которые необходимо учитывать в таких ситуациях.
В России есть несколько инстанций, куда вправе обратиться работник. Основной орган, осуществляющий контроль за соблюдением трудового законодательства, — федеральная инспекция труда (ст. 353 ТК РФ).
ГИТ обладают обширными полномочиями при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства.
Одна из основных функций ГИТ — проведение плановых и внеплановых проверок работодателей с целью выявления случаев несоблюдения законодательства и, при необходимости, привлечения нарушителей к административной ответственности.
Основанием для проведения внеплановой проверки работодателя является, в частности, поступление в ГИТ заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, что может повлечь за собой в т. ч. привлечение последнего к административной ответственности.
Для того чтобы обращение работника в ГИТ возымело действие, заявление должно быть оформлено в соответствии с требованиями законодательства. Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 03.11.2015; далее — Федеральный закон № 59-ФЗ) определен как порядок обращения граждан во все государственные органы, включая ГИТ, так и порядок их рассмотрения.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться в государственные органы лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, рассмотрение которых осуществляется на безвозмездной основе.
Обращение может быть подано как в письменной, так и в устной форме — при личном посещении.
Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан (ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 59-ФЗ).
Требования к письменному/электронному обращению[1] установлены ст. 7 Федерального закона № 59-ФЗ. Должны быть указаны:
- наименование органа, в который направлено письменное обращение, — обязательно;
- должность соответствующего лица — по желанию заявителя;
- фамилия, имя и отчество (при наличии) заявителя;
- почтовый адрес — если ответ должен быть направлен в письменной форме;
- адрес электронной почты — если ответ должен быть направлен в форме электронного документа;
- суть обращения;
- дата, личная подпись заявителя (на письменном обращении).
В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
[1] Можно направить на официальном сайте государственного органа.