Правительство РФ взяло курс на противодействие нелегальной занятости. Для этого в регионах до конца лета 2024 г. будут созданы межведомственные комиссии субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости (далее — межведомственные комиссии субъектов РФ). В статье рассмотрим полномочия и функции этих комиссий, а также сведения, которые будут передавать в них налоговые инспекции.
Основы регулирования вопросов противодействия нелегальной занятости заложены в новом Федеральном законе от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»[1]. В нем введено понятие нелегальной занятости.
Нелегальная занятость — это осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений (например, выполнение работником трудовых обязанностей без заключения с ним трудового договора) [2].
К числу мер, направленных на борьбу с нелегальной занятостью, относится создание межведомственных комиссий субъектов РФ[3]. Их будут создавать в регионах высшие исполнительные органы субъектов РФ. Расскажем об этих комиссиях подробно.
МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ КОМИССИИ СУБЪЕКТОВ РФ
Основная цель работы межведомственных комиссий субъектов РФ — это координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, а также профсоюзов и их объединений, работодателей и их объединений по противодействию нелегальной занятости.
Создание межведомственных комиссий субъектов РФ
Постановлением Правительства РФ от 03.05.2024 № 571 утверждено Положение о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости (далее — Постановление № 571 и Положение № 571 соответственно), а также определены сроки формирования этих комиссий. Нормативный акт вступил в силу 12 мая 2024 г.
Региональным властям дано три месяца для того, чтобы сформировать межведомственные комиссии субъектов РФ, утвердить их состав и положение о комиссии[4]. То есть комиссии появятся в субъектах РФ до конца лета 2024 г. Выполнение этого решения будет контролировать Минтруд России.
В состав межведомственных комиссий субъектов РФ будут входить представители:
- исполнительных органов субъекта РФ;
- территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- государственных внебюджетных фондов;
- общероссийских объединений работодателей;
- объединений профессиональных союзов;
- профессиональных союзов;
- других органов и организаций[5].
На заметку
В заседаниях межведомственной комиссии субъекта РФ по приглашению председателя комиссии или его заместителя могут принимать участие представители органов прокуратуры. При этом они не входят в состав комиссии.
Работодателям (организациям и индивидуальным предпринимателям) необходимо учитывать, что межведомственная комиссия субъекта РФ является координационным органом. Действующее законодательство не предоставляет ей полномочия по государственному контролю (надзору), а также муниципальному контролю. Следовательно, комиссия не вправе проводить проверки работодателей и привлекать их к ответственности за нарушения.
Межведомственная комиссия субъекта РФ будет анализировать различную информацию о работодателях и направлять ее в контролирующие ведомства для принятия необходимых мер[6]. Например, если в комиссию поступит информация о нарушении работодателями порядка оформления трудовых отношений и выявлении фактов выплаты работникам месячной заработной платы ниже МРОТ при условии, что они полностью отработали за этот период норму рабочего времени и выполнили нормы труда (трудовые обязанности), то она направит эту информацию в территориальный орган Роструда. При этом трудовая инспекция будет решать вопрос о проведении у таких работодателей проверок соблюдения требований трудового законодательства[7].
Читайте дополнительно
Новый закон о занятости: какие изменения затронут работодателей и граждан