Отдаем журнал бесплатно!

Борьба с нелегальной занятостью усиливается: чего ждать?

Правительство РФ взяло курс на противодействие нелегальной занятости. Для этого в регионах до конца лета 2024 г. будут созданы межведомственные комиссии субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости (далее — межведомственные комиссии субъектов РФ). В статье рассмотрим полномочия и функции этих комиссий, а также сведения, которые будут передавать в них налоговые инспекции.

 

Основы регулирования вопросов противодействия нелегальной занятости заложены в новом Федеральном законе от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»[1]. В нем введено понятие нелегальной занятости.

Нелегальная занятость — это осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений (например, выполнение работником трудовых обязанностей без заключения с ним трудового договора) [2].

 

 

К числу мер, направленных на борьбу с нелегальной занятостью, относится создание межведомственных комиссий субъектов РФ[3]. Их будут создавать в регионах высшие исполнительные органы субъектов РФ. Расскажем об этих комиссиях подробно.

МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ КОМИССИИ СУБЪЕКТОВ РФ

Основная цель работы межведомственных комиссий субъектов РФ — это координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, а также профсоюзов и их объединений, работодателей и их объединений по противодействию нелегальной занятости.

Создание межведомственных комиссий субъектов РФ 

Постановлением Правительства РФ от 03.05.2024 № 571 утверждено Положение о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости (далее — Постановление № 571 и Положение № 571 соответственно), а также определены сроки формирования этих комиссий. Нормативный акт вступил в силу 12 мая 2024 г.

Региональным властям дано три месяца для того, чтобы сформировать межведомственные комиссии субъектов РФ, утвердить их состав и положение о комиссии[4]. То есть комиссии появятся в субъектах РФ до конца лета 2024 г. Выполнение этого решения будет контролировать Минтруд России.

В состав межведомственных комиссий субъектов РФ будут входить представители:

  • исполнительных органов субъекта РФ;
  • территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • государственных внебюджетных фондов;
  • общероссийских объединений работодателей;
  • объединений профессиональных союзов;
  • профессиональных союзов;
  • других органов и организаций[5].

 

На заметку

В заседаниях межведомственной комиссии субъекта РФ по приглашению председателя комиссии или его заместителя могут принимать участие представители органов прокуратуры. При этом они не входят в состав комиссии.

 

Работодателям (организациям и индивидуальным предпринимателям) необходимо учитывать, что межведомственная комиссия субъекта РФ является координационным органом. Действующее законодательство не предоставляет ей полномочия по государственному контролю (надзору), а также муниципальному контролю. Следовательно, комиссия не вправе проводить проверки работодателей и привлекать их к ответственности за нарушения.

Межведомственная комиссия субъекта РФ будет анализировать различную информацию о работодателях и направлять ее в контролирующие ведомства для принятия необходимых мер[6]. Например, если в комиссию поступит информация о нарушении работодателями порядка оформления трудовых отношений и выявлении фактов выплаты работникам месячной заработной платы ниже МРОТ при условии, что они полностью отработали за этот период норму рабочего времени и выполнили нормы труда (трудовые обязанности), то она направит эту информацию в территориальный орган Роструда. При этом трудовая инспекция будет решать вопрос о проведении у таких работодателей проверок соблюдения требований трудового законодательства[7].

 

Читайте дополнительно

https://www.profiz.ru/sr/2_2024/zakon_o_zanyatosti/

 

[1] Далее — Федеральный закон № 565-ФЗ.

[2] Часть 1 ст. 66 Федерального закона № 565-ФЗ.

[3] Часть 1 ст. 67 Федерального закона № 565-ФЗ.

[4] Пункт 2 Постановления № 571.

[5] Пункт 3 Положения № 571.

[6] Подпункт «в» п. 12 Положения № 571.

[7] Пункт 16 Положения № 571.

И. Г. Умяров, юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 7, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Борьба с нелегальной занятостью усиливается: чего ждать?

Правительство РФ взяло курс на противодействие нелегальной занятости. Для этого в регионах до конца лета 2024 г. будут созданы межведомственные комиссии субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости (далее — межведомственные комиссии субъектов РФ). В статье рассмотрим полномочия и функции этих комиссий, а также сведения, которые будут передавать в них налоговые инспекции.

 

Основы регулирования вопросов противодействия нелегальной занятости заложены в новом Федеральном законе от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»[1]. В нем введено понятие нелегальной занятости.

Нелегальная занятость — это осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений (например, выполнение работником трудовых обязанностей без заключения с ним трудового договора) [2].

 

 

К числу мер, направленных на борьбу с нелегальной занятостью, относится создание межведомственных комиссий субъектов РФ[3]. Их будут создавать в регионах высшие исполнительные органы субъектов РФ. Расскажем об этих комиссиях подробно.

МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ КОМИССИИ СУБЪЕКТОВ РФ

Основная цель работы межведомственных комиссий субъектов РФ — это координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, а также профсоюзов и их объединений, работодателей и их объединений по противодействию нелегальной занятости.

Создание межведомственных комиссий субъектов РФ 

Постановлением Правительства РФ от 03.05.2024 № 571 утверждено Положение о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости (далее — Постановление № 571 и Положение № 571 соответственно), а также определены сроки формирования этих комиссий. Нормативный акт вступил в силу 12 мая 2024 г.

Региональным властям дано три месяца для того, чтобы сформировать межведомственные комиссии субъектов РФ, утвердить их состав и положение о комиссии[4]. То есть комиссии появятся в субъектах РФ до конца лета 2024 г. Выполнение этого решения будет контролировать Минтруд России.

В состав межведомственных комиссий субъектов РФ будут входить представители:

  • исполнительных органов субъекта РФ;
  • территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • государственных внебюджетных фондов;
  • общероссийских объединений работодателей;
  • объединений профессиональных союзов;
  • профессиональных союзов;
  • других органов и организаций[5].

 

На заметку

В заседаниях межведомственной комиссии субъекта РФ по приглашению председателя комиссии или его заместителя могут принимать участие представители органов прокуратуры. При этом они не входят в состав комиссии.

 

Работодателям (организациям и индивидуальным предпринимателям) необходимо учитывать, что межведомственная комиссия субъекта РФ является координационным органом. Действующее законодательство не предоставляет ей полномочия по государственному контролю (надзору), а также муниципальному контролю. Следовательно, комиссия не вправе проводить проверки работодателей и привлекать их к ответственности за нарушения.

Межведомственная комиссия субъекта РФ будет анализировать различную информацию о работодателях и направлять ее в контролирующие ведомства для принятия необходимых мер[6]. Например, если в комиссию поступит информация о нарушении работодателями порядка оформления трудовых отношений и выявлении фактов выплаты работникам месячной заработной платы ниже МРОТ при условии, что они полностью отработали за этот период норму рабочего времени и выполнили нормы труда (трудовые обязанности), то она направит эту информацию в территориальный орган Роструда. При этом трудовая инспекция будет решать вопрос о проведении у таких работодателей проверок соблюдения требований трудового законодательства[7].

 

Читайте дополнительно

https://www.profiz.ru/sr/2_2024/zakon_o_zanyatosti/

 

[1] Далее — Федеральный закон № 565-ФЗ.

[2] Часть 1 ст. 66 Федерального закона № 565-ФЗ.

[3] Часть 1 ст. 67 Федерального закона № 565-ФЗ.

[4] Пункт 2 Постановления № 571.

[5] Пункт 3 Положения № 571.

[6] Подпункт «в» п. 12 Положения № 571.

[7] Пункт 16 Положения № 571.

И. Г. Умяров, юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 7, 2024.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам