В июне этого года Верховный Суд РФ поставил точку в спорах о применении компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Дело в том, что на территории Российской Федерации еще действуют нормативные правовые акты, принятые в СССР:
- Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, в ред. от 29.05.1991; далее — Список),
- Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утверждена Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20).
Применяются эти документы в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.
Поэтому для установления соответствующего размера компенсации за вредные и опасные условия труда работодатель может использовать указанный Список, а также Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда (утверждено Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78).
Данным документом еще в советское время были установлены размеры доплат в процентном соотношении, которые применяются к занятым на работах с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. При этом если конкретный вид «вредной» работы отсутствовал в соответствующих отраслевых перечнях работ, то льготы и компенсации не устанавливались.
Верховный суд РФ вынес свое Решение по данному вопросу.
Извлечение
из Решения Верховного Суда РФ от 04.06.2013 № АКПИ13-411
[…] действующее законодательство Российской Федерации признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации. […]
Следовательно, при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, что выполняемая им работа не предусмотрена отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, имеет право на соответствующие компенсации в размерах, не ниже установленных Постановлением от 20 ноября 2008 № 870.
Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 (в ред. от 28.06.2012) определен минимальный размер льгот и компенсаций:
- сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней;
- повышение оплаты труда — не менее 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Названным Решением Верховный Суд РФ признал недействующим с 28 марта 2013 г. абзац 1 п. 2 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» в части, устанавливающей производство доплат за выполнение лишь тех работ с вредными условиями труда, которые были предусмотрены отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.
Таким образом, доплаты «за вредность» положены работникам по результатам аттестации рабочих мест и не только тем, кто значится в соответствующих списках и перечнях.