Роструд признал, что получить устойчивые результаты по легализации труда без серьезного изменения законодательства невозможно

    Роструд признал, что получить устойчивые результаты по легализации труда без серьезного изменения законодательства невозможно
     
    Проблема нелегально занятых лиц в России является актуальной достаточно долгое время. 
    На совещании у заместителя председателя Правительства РФ Ольги Голодец 9 октября 2014 года была поставлена задача – снизить численность нелегально занятых лиц в России. По информации Роструда, их количество сегодня составляет около 12 млн человек. При этом, по данным Росстата, в среднем в 2014 году количество работающих россиян составляло 71,5 млн человек. 
     
    27 июля состоялось заседание Общественного совета при Роструде, на котором заместитель руководителя Роструда Михаил Иванков рассказал о первых успехах по легализации трудовых отношений и мерах, которые, по его мнению, помогут добиться более высоких результатов.
     
    По предложению Минтруда России в этом году в каждом субъекте федерации созданы межведомственные комиссии, занимающиеся координацией деятельности и мониторингом ситуации по снижению легальной занятости населения. Во главе таких комиссий стоят заместители высших должностных лиц субъектов. Кроме того, в каждом муниципальном образовании сформированы рабочие группы по легализации "серой" зарплаты в данном регионе.
     
    По результатам работы межведомственных комиссий и рабочих групп с начала года по 23 июля 2015 года выявлено более 778 тыс. человек, состоящих в неформальных трудовых отношениях. При этом 655 тыс. из них уже легализованы. "Мы признаем, что у нас был довольно большой период раскачки. За последние месяцы мы вышли на прирост. Есть основания считать, что до конца 2015 года мы снизим численность нелегально занятых лиц на 30 %", – заявил Михаил Иванков. Выявление нелегальных работников в субъектах федерации происходит путем осуществления дополнительного мониторинга за сомнительными компаниями, и проведения проверок в отношении них. Особое внимание рабочих групп приковано к предприятиям, работники которых получают зарплату на порядок ниже, чем средняя по данному региону, – отследить эти данные возможно по отчислениям, производимым компаниями в налоговые инспекции и ПФР. Представители органов местного самоуправления совместно с инспекцией труда опрашивают работников, занятых в сферах массового обслуживания, технического обслуживания транспортных средств, а также на объектах строительства. После получения заявлений и жалоб по фактам выплаты им зарплаты "в конвертах" проводятся внеплановые проверки работодателей, а нарушители привлекаются к ответственности. Кроме того, изучению подвергаются объявления о найме работников на различных рекрутинговых площадках.
     
    Первый заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Сергей Некрасов поделился своим опытом борьбы с "серыми схемами" на примере работы Федерации профсоюзов Ставропольского края. Она провела большую кампанию по разъяснению работодателям и коллективам работников последствий выплаты нелегальной зарплаты (например, в виде налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ либо уголовной ответственности по ст. 199, ст. 145.1 УК РФ). Помимо этого, по инициативе данной организации были внесены изменения в трехсторонние соглашения Ставропольского края в части установления работникам из внебюджетной сферы заработной платы не ниже величины регионального прожиточного минимума. Федерация независимых профсоюзов России рекомендовала при проведении мониторинга обращать повышенное внимание на тех работодателей, чьи работники трудятся неполный рабочий день, – такая форма труда часто является ширмой для выплаты "серой" зарплаты. Кроме того, по словам Сергея Некрасова, недобросовестные работодатели иногда заключают с работниками фиктивные договоры аренды различных видов имущества, чтобы в дальнейшем выплачивать им зарплату под видом платы за аренду.
     
    Михаил Иванков считает, что для более эффективной борьбы с нелегальной занятостью целесообразно включить в отраслевые соглашения и коллективные договоры требования о недопущении со стороны работодателей фактов теневой занятости. Общественный совет при Роструде поручил ведомству совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей и Федерацией независимых профсоюзов России проработать данный вопрос. По общему правилу лица, виновные в нарушении обязательств по коллективному договору, подлежат административной ответственности по ст. 5.31 КоАП РФ. Санкция данной статьи предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
     
    "Вся работа по легализации трудовых отношений, как мы видим, приносит определенные результаты. Но мы понимаем, что без внесения серьезных изменений в законодательство, без принятия отдельного федерального закона о легализации трудовых отношений более устойчивых результатов мы не добьемся", – подытожил Михаил Иванков. По словам чиновника, Минтруд России уже внес в Правительство РФ законопроект о наделении государственных внебюджетных фондов полномочиями по проведению внеплановых проверок в отношении работодателей1. Предполагается, что такие проверки будут проводиться по информации Федеральной инспекции труда о нарушении плательщиком страховых взносов требований трудового законодательства в части выплаты заработной платы. Предполагается, что такие проверки позволят в том числе выявить факты нелегальной занятости.
     
    Как отметил Михаил Иванков, это очень логичный и не дискуссионный законопроект, однако он решает лишь небольшую часть проблемы легализации трудовых доходов – для более эффективной работы, по его словам, нужен более жесткий подход. Речь идет, например, о назначении реальных сроков уголовного наказания за нарушение законодательства о борьбе с теневой занятостью, как в Германии, или введении налогообложения для тех, кто официально не трудоустроен и не зарегистрирован на бирже труда, как в Белоруссии.
     
     
     
     
     
    03.08.2015, 00:00

    Роструд признал, что получить устойчивые результаты по легализации труда без серьезного изменения законодательства невозможно

    Роструд признал, что получить устойчивые результаты по легализации труда без серьезного изменения законодательства невозможно
     
    Проблема нелегально занятых лиц в России является актуальной достаточно долгое время. 
    На совещании у заместителя председателя Правительства РФ Ольги Голодец 9 октября 2014 года была поставлена задача – снизить численность нелегально занятых лиц в России. По информации Роструда, их количество сегодня составляет около 12 млн человек. При этом, по данным Росстата, в среднем в 2014 году количество работающих россиян составляло 71,5 млн человек. 
     
    27 июля состоялось заседание Общественного совета при Роструде, на котором заместитель руководителя Роструда Михаил Иванков рассказал о первых успехах по легализации трудовых отношений и мерах, которые, по его мнению, помогут добиться более высоких результатов.
     
    По предложению Минтруда России в этом году в каждом субъекте федерации созданы межведомственные комиссии, занимающиеся координацией деятельности и мониторингом ситуации по снижению легальной занятости населения. Во главе таких комиссий стоят заместители высших должностных лиц субъектов. Кроме того, в каждом муниципальном образовании сформированы рабочие группы по легализации "серой" зарплаты в данном регионе.
     
    По результатам работы межведомственных комиссий и рабочих групп с начала года по 23 июля 2015 года выявлено более 778 тыс. человек, состоящих в неформальных трудовых отношениях. При этом 655 тыс. из них уже легализованы. "Мы признаем, что у нас был довольно большой период раскачки. За последние месяцы мы вышли на прирост. Есть основания считать, что до конца 2015 года мы снизим численность нелегально занятых лиц на 30 %", – заявил Михаил Иванков. Выявление нелегальных работников в субъектах федерации происходит путем осуществления дополнительного мониторинга за сомнительными компаниями, и проведения проверок в отношении них. Особое внимание рабочих групп приковано к предприятиям, работники которых получают зарплату на порядок ниже, чем средняя по данному региону, – отследить эти данные возможно по отчислениям, производимым компаниями в налоговые инспекции и ПФР. Представители органов местного самоуправления совместно с инспекцией труда опрашивают работников, занятых в сферах массового обслуживания, технического обслуживания транспортных средств, а также на объектах строительства. После получения заявлений и жалоб по фактам выплаты им зарплаты "в конвертах" проводятся внеплановые проверки работодателей, а нарушители привлекаются к ответственности. Кроме того, изучению подвергаются объявления о найме работников на различных рекрутинговых площадках.
     
    Первый заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Сергей Некрасов поделился своим опытом борьбы с "серыми схемами" на примере работы Федерации профсоюзов Ставропольского края. Она провела большую кампанию по разъяснению работодателям и коллективам работников последствий выплаты нелегальной зарплаты (например, в виде налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ либо уголовной ответственности по ст. 199, ст. 145.1 УК РФ). Помимо этого, по инициативе данной организации были внесены изменения в трехсторонние соглашения Ставропольского края в части установления работникам из внебюджетной сферы заработной платы не ниже величины регионального прожиточного минимума. Федерация независимых профсоюзов России рекомендовала при проведении мониторинга обращать повышенное внимание на тех работодателей, чьи работники трудятся неполный рабочий день, – такая форма труда часто является ширмой для выплаты "серой" зарплаты. Кроме того, по словам Сергея Некрасова, недобросовестные работодатели иногда заключают с работниками фиктивные договоры аренды различных видов имущества, чтобы в дальнейшем выплачивать им зарплату под видом платы за аренду.
     
    Михаил Иванков считает, что для более эффективной борьбы с нелегальной занятостью целесообразно включить в отраслевые соглашения и коллективные договоры требования о недопущении со стороны работодателей фактов теневой занятости. Общественный совет при Роструде поручил ведомству совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей и Федерацией независимых профсоюзов России проработать данный вопрос. По общему правилу лица, виновные в нарушении обязательств по коллективному договору, подлежат административной ответственности по ст. 5.31 КоАП РФ. Санкция данной статьи предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
     
    "Вся работа по легализации трудовых отношений, как мы видим, приносит определенные результаты. Но мы понимаем, что без внесения серьезных изменений в законодательство, без принятия отдельного федерального закона о легализации трудовых отношений более устойчивых результатов мы не добьемся", – подытожил Михаил Иванков. По словам чиновника, Минтруд России уже внес в Правительство РФ законопроект о наделении государственных внебюджетных фондов полномочиями по проведению внеплановых проверок в отношении работодателей1. Предполагается, что такие проверки будут проводиться по информации Федеральной инспекции труда о нарушении плательщиком страховых взносов требований трудового законодательства в части выплаты заработной платы. Предполагается, что такие проверки позволят в том числе выявить факты нелегальной занятости.
     
    Как отметил Михаил Иванков, это очень логичный и не дискуссионный законопроект, однако он решает лишь небольшую часть проблемы легализации трудовых доходов – для более эффективной работы, по его словам, нужен более жесткий подход. Речь идет, например, о назначении реальных сроков уголовного наказания за нарушение законодательства о борьбе с теневой занятостью, как в Германии, или введении налогообложения для тех, кто официально не трудоустроен и не зарегистрирован на бирже труда, как в Белоруссии.
     
     
     
     
     
    03.08.2015, 00:00
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам