- Современные технологии управления персоналом
- Новое в законодательстве
- Практика применения трудового законодательства
- Кадровое делопроизводство
- Трудовая книжка
- Трудовые споры
- Охрана труда
- Оплата труда
- Рабочее время
- Социальное обеспечение
- Пенсионное обеспечение
- Бухгалтерия и кадры
- Надзор и контроль
- Архивное дело
- Зарубежный опыт
- Кадровый менеджмент
- Рекрутинг
- Банк документов
- Мотивация труда
- Контрольная работа
- Время отдыха
- работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки и начисленных на эти повышенные тарифные ставки всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных для них системой труда;
- работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) с учётом начисленных на этот размер оплаты труда компенсационных и стимулирующих выплат, сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) с учётом начисленных на этот размер оплаты труда компенсационных и стимулирующих выплат, сверх оклада (должностного оклада),предусмотренных для них системой оплаты труда, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
- компенсацию в размере средней заработной платы за период увольнения;
- компенсацию за неиспользованный отпуск, рассчитываемую на основе количества дней отпуска, оставшихся до окончания текущего календарного года.
Новый Трудовой кодекс внесен на рассмотрение Государственной Думы!

Соответствующий законопроект размещен в СОЗД ГД (https://sozd.duma.gov.ru/bill/858157-8)
Основными положениями законопроекта являются:
1. Последовательная реализация принципа толкования противоречий, неясностей в нормативных правовых актах о труде, в локальных нормативных актах, договорных и индивидуальных актах в пользу работника.
2. Определение порядка применения трудового законодательства по аналогии права и закона в трудовых правоотношениях для минимизации негативных последствий возможных пробелов закона.
3. Новое определение социального партнёрства в сфере труда как согласованного взаимодействия между работниками, их представителями, работодателями, их объединениями, а также государством в целях регулирования трудовых и социально-экономических отношений на основе диалога и взаимного уважения.
4. Введение новой главы о чрезвычайных полномочиях органов исполнительной власти в сфере труда и занятости при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при введении режима повышенной готовности на всей территории страны или в отдельном регионе.
5. При введении режима повышенной готовности работодатели обязаны установить и регламентировать режим оплачиваемых нерабочих дней для работников, находящихся в данном режиме.
6. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, если в договоре не предусмотрено иное, а действие коллективного договора, заключённого в филиале, представительстве или ином обособленном подразделении организации, - на всех работников структурного соответствующего подразделения, если в договоре не предусмотрено иное.
7. Устанавливается право работников на участие в определении условий труда и в обсуждении вопросов, касающихся их рабочих мест, заработной платы, условий охраны труда, профессиональной подготовки и других аспектов, влияющих на их трудовую деятельность, посредством их представителей или общего согласования с работодателем.
8. В действующем трудовом законодательстве не полностью проработаны вопросы восполнения ущерба, причинённого работником. В соответствии с законопроектом работник имеет право заменить порядок компенсации, причинённого ущерба выполнением альтернативной работы в организации. При выполнении альтернативных видов работ заключается дополнительное соглашение
9. Законопроектом предполагается, что в случае несогласия с прекращением трудового договора работник вправе получить письменное заключение профсоюзной организации, в которой он состоит. Увольнение работника возможно после получения соответствующего заключения. Эта норма позволяет дополнительно защитить интересы работников.
10. Ключевые новеллы законопроекта направлены на улучшение демографической ситуации в стране путём улучшения условий труда работников, что оказывает непосредственное воздействие на важнейший фактор существования страны - рождаемость.
11. Предлагается увеличить отдельным категориям работников продолжительность отпуска без сохранения заработной платы с возможностью подачи письменного заявления:
- участникам Великой Отечественной войны - до 50 календарных дней в году вместо 30 календарных дней согласно ТК РФ;
- работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 30 календарных дней в году вместо 14 календарных дней;
- работающим инвалидам - до 90 календарных дней в году с распределением на период календарного года вместо 60 календарных дней.
12. Законопроектом предусмотрено, что законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами. Работодатели обязаны сотрудничать с профсоюзами, а профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные лица по охране труда профсоюзов имеют право беспрепятственно получать доступ к информации о трудовых правах и условиях труда работников.
13. В целях защиты интересов работников при ведении коллективных переговоров и разрешении коллективных трудовых споров любые профсоюзные организации, действующие на территории Российской Федерации, имеют право представлять интересы работников в соответствии с уставами общероссийских профсоюзов.
14. Работники, избранные в состав профсоюзных органов и комиссий по трудовым спорам, приобретают повышенные гарантии и права. Установлен порядок увольнения таких работников. Так, они не могут быть уволены без предварительного письменного согласия соответствующего профсоюза или комиссии. Причиной увольнения должны быть лишь объективные обстоятельства, которые не связаны с выполнением работником своих обязанностей в профсоюзных органах или комиссиях по трудовым спорам.
В случае признания увольнения работника, избранного в профсоюзные органы или комиссии по трудовым спорам, незаконным работодатель обязан восстановить работника на прежней должности с выплатой компенсации за упущенное время и моральный вред, а также обеспечить его работу в условиях, не нарушающих его права и интересы.
15. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем только с согласия представительного органа работников.
16. Законопроект предусматривает выплату заработной платы или её части в неденежной форме при письменном волеизъявлении работника. Работник имеет право выразить согласие на получение части заработной платы в неденежной форме как при конкретной выплате, так и в течение определённого срока (например, в течение квартала, года).
17. Вводится квота для приёма на работу граждан, получивших среднеспециальное или высшее образование и которые трудоустраиваются впервые:
- для работодателей, у которых численность работников превышает 100 человек, - в размере от двух до четырёх процентов от среднесписочной численности работников;
- для работодателей, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, - в размере не более трёх процентов от среднесписочной численности работников.
18. Возвращено понятие минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).
19. Усиливается защита прав работника при изменении условий трудовой деятельности. При изменении должности, места работы или рабочих условий работника работодатель обязан в письменной форме предложить ему альтернативную трудовую занятость, чтобы работник имел возможность ознакомиться с предложенной трудовой занятостью и принять решение об её принятии или отклонении в течение разумного срока.
20. Вместо отменённых в 2011 году единых тарифных сеток (ЕТС) вводится Единая система оплаты труда, которая включает:
а) оклады, устанавливаемые в соответствии с квалификацией и сложностью выполняемой работы;
б) надбавки, предоставляемые на основе профессиональных навыков, образования и стажа работника;
в) выплаты стимулирующего характера, направленные на поощрение выдающихся результатов и достижений в работе;
г) выплаты компенсационного характера, предоставляемые в случае выполнения работ, связанных с повышенными рисками и неблагоприятными условиями труда.
21. Устанавливается обязательное регулирование минимального процента ежегодной индексации заработной платы, который должен составлять не менее уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации на момент проведения индексации.
22. Правительство Российской Федерации обязано устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. В целях обеспечения социальной справедливости и поддержания высокого уровня жизни работников, а также с учётом инфляционных процессов предлагается, что базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы не могут составлять менее 85 процентов заработной платы (оплаты труда) работников. В статью «Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений» добавлено положение о том, что базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалифицированным группам не могут составлять менее 85 процентов заработной платы (оплаты труда) работников.
23. В целях обеспечения социальной справедливости и уровня жизни работников, а также с учётом инфляционных процессов устанавливается обязательное повышение минимальной окладной части зарплаты, которая должна составлять не менее 85% от МРОТ.
24. Существенные изменения внесены в порядок оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
25. Законопроектом предлагается введение сдельной системы оплаты труда и определение расценок при сдельной оплате труда с учётом, в частности, советского опыта.
26. При установлении заработной платы при применении к работнику дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей устанавливается, что это не может служить основанием для лишения этого работника на весь срок действия дисциплинарного взыскания входящих в состав его заработной платы стимулирующих выплат (в частности, ежемесячной или ежеквартальной премии и вознаграждения по итогам работы за год) или для произвольного снижения их размера, а также не является препятствием для начисления работнику тех дополнительных выплат, право на которые обусловлено его непосредственным участием в осуществлении отдельных, финансируемых в особом порядке видов деятельности
27. Для обеспечения социальной защиты работников в случае простоя, связанного с обстоятельствами, не зависящими от их воли и желания, предусматривается обязательное обеспечение оплаты простоя в размере 100% от средней заработной платы работника. В действующем Трудовом кодексе время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы.
28. В зависимости от выполнения работником работ различной квалификации меняется оплата труда:
- при выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам более высокой квалификации;
- при выполнении работником со сдельной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы.
29. Расширяются гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации.
30. В соответствии с законопроектом право на пенсию по старости имеют рабочие и служащие: мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
31. Законопроектом устанавливается порядок внедрения электронного кадрового документооборота (ЭКДО) – создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе, и путям их решения, цифровизации трудовых отношений.
32. Введена статья об особенностях регулирования труда лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Лицами предпенсионного возраста считаются лица, подходящие к установленному законодательством Российской Федерации возрасту для выхода на пенсию в течение 5 лет. Работодатели обязаны предоставить лицам пенсионного и предпенсионного возраста равные с более молодыми работниками возможности для трудоустройства.
33. Законопроектом регулируются трудовые отношения работников–инвалидов и лиц с особыми потребностями и устанавливаются особенности и льготы, направленные на обеспечение равных возможностей и социальной защиты данной категории работников. Определён порядок сопровождения работодателями труда инвалидов I и II групп в соответствии с принципами равных возможностей и не дискриминации.
34. В Трудовой кодекс включён правовой статус безработного, прописаны права и гарантии безработного.
35. Определены особенности регулирования труда осуждённых и лиц, освобождённых из мест лишения свободы. Государство обеспечивает им условия для труда с учётом их возможностей и квалификации. Осуждённые, находящиеся в учреждениях исполнения наказания, могут быть заняты на работах, обеспечивающих их социальную реабилитацию и подготовку к возвращению в общество.
36. Установлены особенности регулирования труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда.
37. Ряд новелл относится к регулированию труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - районы Крайнего Севера).
38. Законопроектом вводится новая глава об особенностях регулирования труда работников государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний, в которой дан ряд терминов и определений, в частности, кто такие работник государственной корпорации, работник публично-правовой компании, работник государственной компании.
39. Вводится новая глава «Правовые механизмы гарантий для лиц, реализующих своё право на труд в нестандартных формах занятости».
40. Для эффективного разрешения трудовых споров и соблюдения принципа социального партнёрства в трудовых отношениях предусматривается создание специализированных трудовых судов.
41. В целях реализации государственной политики в сфере охраны труда, обеспечения безопасных условий труда и государственных гарантий гражданам на реализацию их права в системе социального, медицинского и пенсионного страхования, организации учёта сведений о несчастных случаях на производстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций на территории страны законопроектом предлагается создание Единой государственной информационной системы учёта несчастных случаев на производстве.
42. Устанавливается новый нерабочий праздничный день 7 ноября - День Великой Октябрьской социалистической революции.
43. Предлагается введение оплаты труда при отклонениях от установленных нормативных условий труда.
44. Работу в выходной или нерабочий праздничный день предлагается оплачивать не менее чем в двойном размере:
45. Законопроектом устанавливается, что размер возмещения суточных, связанных со служебными командировками, должен быть не ниже 1/30 величины МРОТ, установленного в соответствующих субъектах РФ, за каждый день нахождения в служебной командировке.
46. Работодатель обязан обеспечивать гарантии и компенсации работникам при условии прекращения трудовых отношений не по вине работника. При вынужденном прекращении трудовых отношений не по вине работника работодатель обязан выплатить работнику:
47. При призыве работника на военную службу работодатель обязан обеспечить сохранение рабочего места работника на период его отсутствия в связи с выполнением военных обязанностей.
48. Введены главы «Особенности регулирования труда муниципальных служащих», «Понятие, предмет регулирования, Особенности регулирования труда работников органов местного самоуправления», «Особенности регулирования службы сотрудников правоохранительных органов», «Отношения на службе в правоохранительных органах. Полномочия правоохранительного органа по принятию локальных нормативных актов в сфере труда. Контракт о прохождении службы.».
49. Расширено содержание главы «Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей».
Правительство РФ выразило отрицательное мнение на эту инициативу.
В Кабмине считают, что законопроект нужно переработать, так как он в основном повторяет действующие нормы Трудового кодекса и других законов. Кроме того, некоторые его положения не относятся к трудовым отношениям, а касающиеся инвалидов и пенсий противоречат федеральным законам о пенсиях и занятости.
Отметим, что законопроект совсем сырой. Мы будем следить за развитием данной темы и держать вас в курсе.
- работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки и начисленных на эти повышенные тарифные ставки всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных для них системой труда;
- работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) с учётом начисленных на этот размер оплаты труда компенсационных и стимулирующих выплат, сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) с учётом начисленных на этот размер оплаты труда компенсационных и стимулирующих выплат, сверх оклада (должностного оклада),предусмотренных для них системой оплаты труда, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
- компенсацию в размере средней заработной платы за период увольнения;
- компенсацию за неиспользованный отпуск, рассчитываемую на основе количества дней отпуска, оставшихся до окончания текущего календарного года.
Новый Трудовой кодекс внесен на рассмотрение Государственной Думы!

Соответствующий законопроект размещен в СОЗД ГД (https://sozd.duma.gov.ru/bill/858157-8)
Основными положениями законопроекта являются:
1. Последовательная реализация принципа толкования противоречий, неясностей в нормативных правовых актах о труде, в локальных нормативных актах, договорных и индивидуальных актах в пользу работника.
2. Определение порядка применения трудового законодательства по аналогии права и закона в трудовых правоотношениях для минимизации негативных последствий возможных пробелов закона.
3. Новое определение социального партнёрства в сфере труда как согласованного взаимодействия между работниками, их представителями, работодателями, их объединениями, а также государством в целях регулирования трудовых и социально-экономических отношений на основе диалога и взаимного уважения.
4. Введение новой главы о чрезвычайных полномочиях органов исполнительной власти в сфере труда и занятости при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при введении режима повышенной готовности на всей территории страны или в отдельном регионе.
5. При введении режима повышенной готовности работодатели обязаны установить и регламентировать режим оплачиваемых нерабочих дней для работников, находящихся в данном режиме.
6. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, если в договоре не предусмотрено иное, а действие коллективного договора, заключённого в филиале, представительстве или ином обособленном подразделении организации, - на всех работников структурного соответствующего подразделения, если в договоре не предусмотрено иное.
7. Устанавливается право работников на участие в определении условий труда и в обсуждении вопросов, касающихся их рабочих мест, заработной платы, условий охраны труда, профессиональной подготовки и других аспектов, влияющих на их трудовую деятельность, посредством их представителей или общего согласования с работодателем.
8. В действующем трудовом законодательстве не полностью проработаны вопросы восполнения ущерба, причинённого работником. В соответствии с законопроектом работник имеет право заменить порядок компенсации, причинённого ущерба выполнением альтернативной работы в организации. При выполнении альтернативных видов работ заключается дополнительное соглашение
9. Законопроектом предполагается, что в случае несогласия с прекращением трудового договора работник вправе получить письменное заключение профсоюзной организации, в которой он состоит. Увольнение работника возможно после получения соответствующего заключения. Эта норма позволяет дополнительно защитить интересы работников.
10. Ключевые новеллы законопроекта направлены на улучшение демографической ситуации в стране путём улучшения условий труда работников, что оказывает непосредственное воздействие на важнейший фактор существования страны - рождаемость.
11. Предлагается увеличить отдельным категориям работников продолжительность отпуска без сохранения заработной платы с возможностью подачи письменного заявления:
- участникам Великой Отечественной войны - до 50 календарных дней в году вместо 30 календарных дней согласно ТК РФ;
- работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 30 календарных дней в году вместо 14 календарных дней;
- работающим инвалидам - до 90 календарных дней в году с распределением на период календарного года вместо 60 календарных дней.
12. Законопроектом предусмотрено, что законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами. Работодатели обязаны сотрудничать с профсоюзами, а профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные лица по охране труда профсоюзов имеют право беспрепятственно получать доступ к информации о трудовых правах и условиях труда работников.
13. В целях защиты интересов работников при ведении коллективных переговоров и разрешении коллективных трудовых споров любые профсоюзные организации, действующие на территории Российской Федерации, имеют право представлять интересы работников в соответствии с уставами общероссийских профсоюзов.
14. Работники, избранные в состав профсоюзных органов и комиссий по трудовым спорам, приобретают повышенные гарантии и права. Установлен порядок увольнения таких работников. Так, они не могут быть уволены без предварительного письменного согласия соответствующего профсоюза или комиссии. Причиной увольнения должны быть лишь объективные обстоятельства, которые не связаны с выполнением работником своих обязанностей в профсоюзных органах или комиссиях по трудовым спорам.
В случае признания увольнения работника, избранного в профсоюзные органы или комиссии по трудовым спорам, незаконным работодатель обязан восстановить работника на прежней должности с выплатой компенсации за упущенное время и моральный вред, а также обеспечить его работу в условиях, не нарушающих его права и интересы.
15. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем только с согласия представительного органа работников.
16. Законопроект предусматривает выплату заработной платы или её части в неденежной форме при письменном волеизъявлении работника. Работник имеет право выразить согласие на получение части заработной платы в неденежной форме как при конкретной выплате, так и в течение определённого срока (например, в течение квартала, года).
17. Вводится квота для приёма на работу граждан, получивших среднеспециальное или высшее образование и которые трудоустраиваются впервые:
- для работодателей, у которых численность работников превышает 100 человек, - в размере от двух до четырёх процентов от среднесписочной численности работников;
- для работодателей, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, - в размере не более трёх процентов от среднесписочной численности работников.
18. Возвращено понятие минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).
19. Усиливается защита прав работника при изменении условий трудовой деятельности. При изменении должности, места работы или рабочих условий работника работодатель обязан в письменной форме предложить ему альтернативную трудовую занятость, чтобы работник имел возможность ознакомиться с предложенной трудовой занятостью и принять решение об её принятии или отклонении в течение разумного срока.
20. Вместо отменённых в 2011 году единых тарифных сеток (ЕТС) вводится Единая система оплаты труда, которая включает:
а) оклады, устанавливаемые в соответствии с квалификацией и сложностью выполняемой работы;
б) надбавки, предоставляемые на основе профессиональных навыков, образования и стажа работника;
в) выплаты стимулирующего характера, направленные на поощрение выдающихся результатов и достижений в работе;
г) выплаты компенсационного характера, предоставляемые в случае выполнения работ, связанных с повышенными рисками и неблагоприятными условиями труда.
21. Устанавливается обязательное регулирование минимального процента ежегодной индексации заработной платы, который должен составлять не менее уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации на момент проведения индексации.
22. Правительство Российской Федерации обязано устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. В целях обеспечения социальной справедливости и поддержания высокого уровня жизни работников, а также с учётом инфляционных процессов предлагается, что базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы не могут составлять менее 85 процентов заработной платы (оплаты труда) работников. В статью «Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений» добавлено положение о том, что базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалифицированным группам не могут составлять менее 85 процентов заработной платы (оплаты труда) работников.
23. В целях обеспечения социальной справедливости и уровня жизни работников, а также с учётом инфляционных процессов устанавливается обязательное повышение минимальной окладной части зарплаты, которая должна составлять не менее 85% от МРОТ.
24. Существенные изменения внесены в порядок оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
25. Законопроектом предлагается введение сдельной системы оплаты труда и определение расценок при сдельной оплате труда с учётом, в частности, советского опыта.
26. При установлении заработной платы при применении к работнику дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей устанавливается, что это не может служить основанием для лишения этого работника на весь срок действия дисциплинарного взыскания входящих в состав его заработной платы стимулирующих выплат (в частности, ежемесячной или ежеквартальной премии и вознаграждения по итогам работы за год) или для произвольного снижения их размера, а также не является препятствием для начисления работнику тех дополнительных выплат, право на которые обусловлено его непосредственным участием в осуществлении отдельных, финансируемых в особом порядке видов деятельности
27. Для обеспечения социальной защиты работников в случае простоя, связанного с обстоятельствами, не зависящими от их воли и желания, предусматривается обязательное обеспечение оплаты простоя в размере 100% от средней заработной платы работника. В действующем Трудовом кодексе время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы.
28. В зависимости от выполнения работником работ различной квалификации меняется оплата труда:
- при выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам более высокой квалификации;
- при выполнении работником со сдельной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы.
29. Расширяются гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации.
30. В соответствии с законопроектом право на пенсию по старости имеют рабочие и служащие: мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
31. Законопроектом устанавливается порядок внедрения электронного кадрового документооборота (ЭКДО) – создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе, и путям их решения, цифровизации трудовых отношений.
32. Введена статья об особенностях регулирования труда лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Лицами предпенсионного возраста считаются лица, подходящие к установленному законодательством Российской Федерации возрасту для выхода на пенсию в течение 5 лет. Работодатели обязаны предоставить лицам пенсионного и предпенсионного возраста равные с более молодыми работниками возможности для трудоустройства.
33. Законопроектом регулируются трудовые отношения работников–инвалидов и лиц с особыми потребностями и устанавливаются особенности и льготы, направленные на обеспечение равных возможностей и социальной защиты данной категории работников. Определён порядок сопровождения работодателями труда инвалидов I и II групп в соответствии с принципами равных возможностей и не дискриминации.
34. В Трудовой кодекс включён правовой статус безработного, прописаны права и гарантии безработного.
35. Определены особенности регулирования труда осуждённых и лиц, освобождённых из мест лишения свободы. Государство обеспечивает им условия для труда с учётом их возможностей и квалификации. Осуждённые, находящиеся в учреждениях исполнения наказания, могут быть заняты на работах, обеспечивающих их социальную реабилитацию и подготовку к возвращению в общество.
36. Установлены особенности регулирования труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда.
37. Ряд новелл относится к регулированию труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - районы Крайнего Севера).
38. Законопроектом вводится новая глава об особенностях регулирования труда работников государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний, в которой дан ряд терминов и определений, в частности, кто такие работник государственной корпорации, работник публично-правовой компании, работник государственной компании.
39. Вводится новая глава «Правовые механизмы гарантий для лиц, реализующих своё право на труд в нестандартных формах занятости».
40. Для эффективного разрешения трудовых споров и соблюдения принципа социального партнёрства в трудовых отношениях предусматривается создание специализированных трудовых судов.
41. В целях реализации государственной политики в сфере охраны труда, обеспечения безопасных условий труда и государственных гарантий гражданам на реализацию их права в системе социального, медицинского и пенсионного страхования, организации учёта сведений о несчастных случаях на производстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций на территории страны законопроектом предлагается создание Единой государственной информационной системы учёта несчастных случаев на производстве.
42. Устанавливается новый нерабочий праздничный день 7 ноября - День Великой Октябрьской социалистической революции.
43. Предлагается введение оплаты труда при отклонениях от установленных нормативных условий труда.
44. Работу в выходной или нерабочий праздничный день предлагается оплачивать не менее чем в двойном размере:
45. Законопроектом устанавливается, что размер возмещения суточных, связанных со служебными командировками, должен быть не ниже 1/30 величины МРОТ, установленного в соответствующих субъектах РФ, за каждый день нахождения в служебной командировке.
46. Работодатель обязан обеспечивать гарантии и компенсации работникам при условии прекращения трудовых отношений не по вине работника. При вынужденном прекращении трудовых отношений не по вине работника работодатель обязан выплатить работнику:
47. При призыве работника на военную службу работодатель обязан обеспечить сохранение рабочего места работника на период его отсутствия в связи с выполнением военных обязанностей.
48. Введены главы «Особенности регулирования труда муниципальных служащих», «Понятие, предмет регулирования, Особенности регулирования труда работников органов местного самоуправления», «Особенности регулирования службы сотрудников правоохранительных органов», «Отношения на службе в правоохранительных органах. Полномочия правоохранительного органа по принятию локальных нормативных актов в сфере труда. Контракт о прохождении службы.».
49. Расширено содержание главы «Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей».
Правительство РФ выразило отрицательное мнение на эту инициативу.
В Кабмине считают, что законопроект нужно переработать, так как он в основном повторяет действующие нормы Трудового кодекса и других законов. Кроме того, некоторые его положения не относятся к трудовым отношениям, а касающиеся инвалидов и пенсий противоречат федеральным законам о пенсиях и занятости.
Отметим, что законопроект совсем сырой. Мы будем следить за развитием данной темы и держать вас в курсе.
- Современные технологии управления персоналом
- Новое в законодательстве
- Практика применения трудового законодательства
- Кадровое делопроизводство
- Трудовая книжка
- Трудовые споры
- Охрана труда
- Оплата труда
- Рабочее время
- Социальное обеспечение
- Пенсионное обеспечение
- Бухгалтерия и кадры
- Надзор и контроль
- Архивное дело
- Зарубежный опыт
- Кадровый менеджмент
- Рекрутинг
- Банк документов
- Мотивация труда
- Контрольная работа
- Время отдыха