- Современные технологии управления персоналом
- Новое в законодательстве
- Практика применения трудового законодательства
- Кадровое делопроизводство
- Трудовая книжка
- Трудовые споры
- Охрана труда
- Оплата труда
- Рабочее время
- Социальное обеспечение
- Пенсионное обеспечение
- Бухгалтерия и кадры
- Надзор и контроль
- Архивное дело
- Зарубежный опыт
- Кадровый менеджмент
- Рекрутинг
- Банк документов
- Мотивация труда
- Контрольная работа
- Время отдыха
Справка о наличии (отсутствии) судимости: как часто надо предоставлять работодателю?
ВОПРОС:
Нужно ли работникам образования (в том числе работникам, в отношении которых уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием события преступления) обновлять справки об отсутствии судимости, если справки были предъявлены ими при трудоустройстве?
ОТВЕТ:
Обязанность обновлять или представлять неоднократно справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (например, ежегодно) трудовым законодательством не предусмотрена.
ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ:
В силу ст. 351.1 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 ТК РФ.
При применении ст. 351.1 ТК РФ следует иметь в виду позицию Верховного Суда РФ, высказанную им в определении от 07.12.2012 № 52-КГПР12-2. Суд указал, что установленные этой статьей ограничения распространяются не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, осуществляющих деятельность в сферах, поименованных в указанной статье, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в данных сферах и имеют возможность контакта с несовершеннолетними.
Подозреваемые и обвиняемые, в том числе и в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 14 УПК РФ). Факт возбуждения уголовного дела в отношении какого-либо работника сам по себе не свидетельствует о совершении этим лицом преступления, а говорит лишь о начале предварительного расследования по данному делу (ст. 149 УПК РФ). В дальнейшем уголовное дело может быть как направлено прокурору, а затем передано в суд (ст. 215 и ст. 221 УПК РФ), так и прекращено, например, в связи с отсутствием в деянии события преступления (ст. 212, п. 2 части 1 ст. 24 УПК РФ). Право на реабилитацию имеют подозреваемые или обвиняемые, уголовное преследование в отношении которых прекращено, в частности по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 ст. 24 УПК РФ (п. 3 части второй ст. 133 УПК РФ). Таким образом, отсутствие события преступления относится к реабилитирующим основаниям прекращения уголовного дела и (или) преследования. Следовательно, работник организации, в отношении которого уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием события преступления, отнесен к числу тех лиц, на которых не распространяется запрет, установленный частью первой ст. 351.1 ТК РФ.
Согласно части первой ст. 65 ТК РФ при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, лицо, поступающее на работу, помимо прочих документов, предусмотренных данной частью, обязано предъявить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее также - справка).
Таким образом, все работники образовательной организации обязаны при поступлении на работу предъявлять работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. По смыслу положений части первой ст. 65 ТК РФ представлять Справку работник обязан только при трудоустройстве, то есть один раз. Норм, обязывающих работника представлять справку повторно после заключения трудового договора или дающих работодателю право требовать от работников ежегодного обновления справки, законодательство не содержит. Аналогичную позицию занимают и судебные органы (решение Перовского районного суда г. Москвы от 03.05.2017 по делу № 2-998/2017).
Из ответов специалистов Роструда, размещенных на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ", следует, что работодатель вправе самостоятельно получить сведения о том, что работники не подвергаются уголовному преследованию, у правоохранительных органов, установив периодичность запроса таких сведений в МВД РФ в локальных актах организации. Однако согласно п. 2 Административного регламента..., утвержденного приказом МВД России от 27.09.2019 № 660 (далее - Административный регламент), указанную справку по утвержденной форме получает сам гражданин, желающий устроиться на работу, или его представитель. В силу п. 87 Регламента справка выдается заявителю в виде документа на бумажном носителе либо направляется заявителю в форме электронного документа в личный кабинет заявителя на Едином портале госуслуг или в МФЦ, с которым заключено соглашение о взаимодействии. Таким образом, из Административного регламента также следует, что необходимость получения указанной справки связана с устройством на работу, и получить такую справку за гражданина другое лицо не вправе, если только гражданин сам не уполномочит на это другое лицо в добровольном порядке.
На основании части четвертой ст. 8 ТК РФ наличие в локальном нормативном акте нормы, обязывающей работников в течение срока действия трудового договора представлять работодателю справку с определенной периодичностью или уполномочить работодателя запрашивать такую справку в органах МВД, не будет иметь юридически значимых последствий в случае отказа работника от предоставления работодателю такой справки или его отказа в наделении работодателя полномочиями на ее получение.
Таким образом, требование работодателя об обновлении (о неоднократном, повторном представлении) работниками справок об отсутствии судимости не является правомерным. Данный вывод касается также и работника, в отношении которого уголовное преследование было прекращено по такому реабилитирующему основанию, как отсутствие события преступления.
Источник: garant.ru
Справка о наличии (отсутствии) судимости: как часто надо предоставлять работодателю?
ВОПРОС:
Нужно ли работникам образования (в том числе работникам, в отношении которых уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием события преступления) обновлять справки об отсутствии судимости, если справки были предъявлены ими при трудоустройстве?
ОТВЕТ:
Обязанность обновлять или представлять неоднократно справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (например, ежегодно) трудовым законодательством не предусмотрена.
ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ:
В силу ст. 351.1 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 ТК РФ.
При применении ст. 351.1 ТК РФ следует иметь в виду позицию Верховного Суда РФ, высказанную им в определении от 07.12.2012 № 52-КГПР12-2. Суд указал, что установленные этой статьей ограничения распространяются не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, осуществляющих деятельность в сферах, поименованных в указанной статье, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в данных сферах и имеют возможность контакта с несовершеннолетними.
Подозреваемые и обвиняемые, в том числе и в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 14 УПК РФ). Факт возбуждения уголовного дела в отношении какого-либо работника сам по себе не свидетельствует о совершении этим лицом преступления, а говорит лишь о начале предварительного расследования по данному делу (ст. 149 УПК РФ). В дальнейшем уголовное дело может быть как направлено прокурору, а затем передано в суд (ст. 215 и ст. 221 УПК РФ), так и прекращено, например, в связи с отсутствием в деянии события преступления (ст. 212, п. 2 части 1 ст. 24 УПК РФ). Право на реабилитацию имеют подозреваемые или обвиняемые, уголовное преследование в отношении которых прекращено, в частности по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 ст. 24 УПК РФ (п. 3 части второй ст. 133 УПК РФ). Таким образом, отсутствие события преступления относится к реабилитирующим основаниям прекращения уголовного дела и (или) преследования. Следовательно, работник организации, в отношении которого уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием события преступления, отнесен к числу тех лиц, на которых не распространяется запрет, установленный частью первой ст. 351.1 ТК РФ.
Согласно части первой ст. 65 ТК РФ при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, лицо, поступающее на работу, помимо прочих документов, предусмотренных данной частью, обязано предъявить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее также - справка).
Таким образом, все работники образовательной организации обязаны при поступлении на работу предъявлять работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. По смыслу положений части первой ст. 65 ТК РФ представлять Справку работник обязан только при трудоустройстве, то есть один раз. Норм, обязывающих работника представлять справку повторно после заключения трудового договора или дающих работодателю право требовать от работников ежегодного обновления справки, законодательство не содержит. Аналогичную позицию занимают и судебные органы (решение Перовского районного суда г. Москвы от 03.05.2017 по делу № 2-998/2017).
Из ответов специалистов Роструда, размещенных на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ", следует, что работодатель вправе самостоятельно получить сведения о том, что работники не подвергаются уголовному преследованию, у правоохранительных органов, установив периодичность запроса таких сведений в МВД РФ в локальных актах организации. Однако согласно п. 2 Административного регламента..., утвержденного приказом МВД России от 27.09.2019 № 660 (далее - Административный регламент), указанную справку по утвержденной форме получает сам гражданин, желающий устроиться на работу, или его представитель. В силу п. 87 Регламента справка выдается заявителю в виде документа на бумажном носителе либо направляется заявителю в форме электронного документа в личный кабинет заявителя на Едином портале госуслуг или в МФЦ, с которым заключено соглашение о взаимодействии. Таким образом, из Административного регламента также следует, что необходимость получения указанной справки связана с устройством на работу, и получить такую справку за гражданина другое лицо не вправе, если только гражданин сам не уполномочит на это другое лицо в добровольном порядке.
На основании части четвертой ст. 8 ТК РФ наличие в локальном нормативном акте нормы, обязывающей работников в течение срока действия трудового договора представлять работодателю справку с определенной периодичностью или уполномочить работодателя запрашивать такую справку в органах МВД, не будет иметь юридически значимых последствий в случае отказа работника от предоставления работодателю такой справки или его отказа в наделении работодателя полномочиями на ее получение.
Таким образом, требование работодателя об обновлении (о неоднократном, повторном представлении) работниками справок об отсутствии судимости не является правомерным. Данный вывод касается также и работника, в отношении которого уголовное преследование было прекращено по такому реабилитирующему основанию, как отсутствие события преступления.
Источник: garant.ru
- Современные технологии управления персоналом
- Новое в законодательстве
- Практика применения трудового законодательства
- Кадровое делопроизводство
- Трудовая книжка
- Трудовые споры
- Охрана труда
- Оплата труда
- Рабочее время
- Социальное обеспечение
- Пенсионное обеспечение
- Бухгалтерия и кадры
- Надзор и контроль
- Архивное дело
- Зарубежный опыт
- Кадровый менеджмент
- Рекрутинг
- Банк документов
- Мотивация труда
- Контрольная работа
- Время отдыха