НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
В статье мы обращаемся к трем ключевым НПА:
1. Закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 11).2. Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдениемтребований промышленной безопасности «Об организации и осуществлении производственногоконтроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утв. Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. № 2168 (пп. 17–19).
3. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утв. Приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2020 г. № 518 (далее — Требования, Приказ № 518 соответственно).
СПК : БЫЛО И СТАЛО
Предыстория СПК
Чтобы понять, какую информацию и куда мы сдаем в 2023 , обратимся к истокам.
Ранее СПК назывался иначе — «Информация об организации производственного контроля и План мероприятий на следующий год». В прежних Правилах организации производственного контроля не было каких-либо требований к формам такой информации. Просто перечислялись разделы, по которым предоставлялась информация, и организации, эксплуатирующие ОПО, уже в своих Положениях о производственном контроле определяли формы отчетов, по которым Ростехнадзор получал информацию.
Было ли это удобно организациям, эксплуатирующим ОПО? На тот момент скорее да, чем нет. А всему причина — отсутствие требований к формам на законодательном уровне. Организации вели свой учет по всем разделам производственного контроля, и необходимая информация всегда была под рукой.
КСИ РТИ: Комплексная система информатизации Ростехнадзора
А насколько это было удобно Ростехнадзору? Тут надо подумать. Ростехнадзор понимал: чтобы информация поддавалась анализу, ее нужно обрабатывать, сравнивать, анализировать, чтобы проверить состояние промышленной безопасности на ОПО подконтрольных предприятий действующим требованиям, которые были изложены в НПА. Это также и межведомственный обмен данными.
Суть производственного контроля — не что иное, как описание принципов промышленной безопасности для организаций, эксплуатирующих ОПО, а сведения о производственном контроле можно сравнить с дистанционной проверкой деятельности организаций по соблюдению требований промышленной безопасности.
Ростехнадзор собирал «тонны» информации о производственном контроле (в т. ч. реестры ОПО, заключения экспертиз ПБ, сведения по аттестациям, учет ТУ, декларации и т. п.). С этой информацией нужно было что-то делать. Поскольку каждое предприятие подавало сведения по своим формам и они не были уникальны, то их тяжело было собирать и тем более идентифицировать, что представляло трудность для общего анализа всего массива данных.
Мир технологий и информатизации добрался и до промышленной безопасности. Данные разрозненно копились в определенных источниках (базах данных). И наступил момент, когда Ростехнадзор решил объединить все накопленное в «одно целое» — реализовать концепцию развития информационных технологий обеспечения своей деятельности [1].
В 2011 году Ростехнадзор начал работу над созданием Комплексной системы информатизации (далее — КСИ), которая включала в себя следующие подсистемы (модули):
• подконтрольные организации;
• ОПО;
• декларации и экспертизы;
• аварийность и травматизм;
• реестр технических устройств (далее — ТУ);
• лицензирование;
• страхование;
• аттестация;
• СПК мониторинг и др.
Суть концепции — собрать воедино ранее накопившеюся информацию, привести ее в соответствие с действующими нормами, обеспечить хранение, анализ и обмен данными, в т. ч. межведомственный[2].
В период создания КСИ Ростехнадзор выпустил Рекомендации по предоставлению в режиме тестирования сведений об опасных производственных объектах в электронном виде для целей регистрации (перерегистрации) в государственном реестре опасных производственных объектов[3]. Этот документ пока является основным для разработчиков автоматизированных систем. Он определяет общую схему хранения данных об ОПО в электронном виде.
Рекомендации имеют специфическое описание для нормативных документов. Они больше относятся к вопросу цифровизации и IT-специалистам. Однако в начале документа приведена аббревиатура XML.
Словарь
XML — текстовый формат, предназначенный для хранения структурированных данных (взамен существующих файлов баз данных), для обмена информацией между программами[4].
Подобное расширение файла содержится в Требованиях к форме СПК ( о ней далее). Документ в формате XML, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — УКЭП), является электронной формой документа по предоставлению СПК в Ростехнадзор.
Несмотря на цифровизацию и автоматизацию, единого информационного поля, в котором могли бы одновременно работать Ростехнадзор и организации эксплуатирующие ОПО, не было.
Однако очевидно, что унифицировав требования к отчету СПК ( см далее на стр ), Ростехнадзор облегчил себе работу по обработке данных и заложил основу для дальнейшего развития КСИ. Предполагаем, что в будущем в КСИ будут созданы Личные кабинеты предприятия с ОПО, куда будут подгружаться все данные по предприятию
Автоматизация работы специалистов: особое ПО
Как только появились первые требования[5] к форме СПК, специалисты по промышленной безопасности начали осознавать, что необходимо менять свой подход к сбору информации о состоянии промышленной безопасности об ОПО, менять формы и даже форматы файлов, в которых должна была вестись и аккумулироваться информация. Специалисты мониторили информационный рынок в целях приобретения систем, в которых могли бы храниться и обрабатываться данные об ОПО, его сведениях. Системы должны были соответствовать нормативным требованиям, а главное, позволять с легкостью сформировать отчет ПК в любом из требуемых форматов.
Активную работу вели разработчики программного обеспечения (далее — ПО) в области производственной безопасности. Автоматизированные рабочие места по промышленной безопасности, особенно для крупных предприятий, были необходимы.
Как раз в тот период разработчики и начали использовать принцип создания электронных документов формата XML для формирования отчета ПК по форме требований к СПК.
Можно выделить несколько ПО:
• «1С: Производственная безопасность»;
• «1С: Охрана труда»;
• «АРМ: Производственный контроль»;
• MyObject;
• ИСУПБ Техэксперт и др.
На крупных предприятиях это могут быть корпоративные системы на иных платформах, входящие в общие системы управления бизнес-процессами.
Добавим маленькую, но существенную деталь. В одном из ПО было следующее сообщение:
В связи с тем, что в настоящее время в модуле регистрации ОПО Комплексной системы информатизации Ростехнадзора ведутся оперативные доработки, к сожалению, возможны сбои при прямой загрузке в нее сведений об ОПО в формате XML, сформированных в ПО. Пожалуйста, перед подачей файла в формате XML в Ростехнадзор, обратитесь в службу поддержки ПО. При наличии текущих несоответствий наши специалисты скорректируют для вас XML файл, учитывая доработки КСИ.
Из данного сообщения следует, что сформированные файлы должны четко соответствовать внутренней структуре КСИ.
Так или иначе, Требования к форме СПК были созданы только с одной целью — электронный сбор сведений о деятельности организаций, эксплуатирующих ОПО в рамках производственного контроля. Данное утверждение можно выделить из самой формы СПК, ее структуры и формата заполняемых данных (поле в форме — «тип данных»).
Это значит, что теперь СПК можно сдать, только заполнив шаблон СПК ( о нем подробно далее) и приложив документы по ПБ, сохраненные в формате PDF/A.
[1] Концепция развития информационных технологий обеспечения деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Приказом Ростехнадзора от 15 сентября 2010 г. года № 902.
[2] О том, как работали и кто работал над КСИ, можно посмотреть на ютуб-канале https://clck.ru/33KNUR.
[3] Утв. Приказом Ростехнадзора от 6 августа 2013 г. № 339 (в ред. от 21 октября 2013 г.).
[4] https://clck.ru/33KNmb.
[5] Утв. Приказом Ростехнадзора от 23 января 2014 г. № 25 (утратил силу).