В этой статье расскажем о том, как появились системы дистанционного контроля (СДК ПБ ОПО[1]), зачем Ростехнадзору понадобился эксперимент СДК ПБ и как он проходит, рассмотрим перспективы применения СДК ПБ в рамках государственного мониторинга и производственного контроля на предприятиях, и попробуем найти связь между МФСБ и СДК ПБ в угольной отрасли.
Вы узнаете информацию из первых рук. Ситуацию комментируют:
О возникновении СДК ПБ и текущем состоянии технологии
Первая попытка ввести в Федеральный закон № 116-ФЗ определение системы дистанционного контроля (СДК ПБ) была предпринята в 2018 г., но она не была реализована.
В 2019 г. определение СДК ПБ ОПО ввели в стандарт по многофункциональным системам безопасности угольных шахт, а затем (в 2023 г.) и в аналогичные стандарты для угольных разрезов и обогатительных фабрик:
• ГОСТ Р 58494-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование горно-шахтное. Многофункциональные системы безопасности угольных шахт. Система дистанционного контроля опасных производственных объектов;
• ГОСТ Р 71002-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование горно-шахтное. Многофункциональные системы безопасности угольных разрезов. Системы дистанционного контроля опасных производственных объектов;
• ГОСТ Р 71001-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование горно-обогатительное. Многофункциональные системы безопасности обогатительных фабрик. Системы дистанционного контроля опасных производственных объектов.
Система дистанционного контроля ПБ ОПО (далее — СДК ПБ ОПО) — автоматизированная система, осуществляющая дистанционный мониторинг параметров и процессов (определяющих условия функционирования ОПО), расчет и представление в режиме реального времени показателей состояния ПБ на ОПО, информационно-аналитическую поддержку ответственных лиц для обеспечения нормальных условий функционирования ОПО (ст. 3.1.18 ГОСТ Р 58494-2019[2], ст. 3.16 ГОСТ Р 71002-2023[3], ст. 3.17 ГОСТ Р 71001-2023[4])
В 2020 г. Президент подписал Федеральный закон № 248-ФЗ[5], который отнес мониторинг наряду с постоянным государственным надзором (контролем) к специальным режимам госконтроля и определяет мониторинг, как режим дистанционного государственного контроля (надзора), заключающийся в целенаправленном, постоянном, опосредованном получении и анализе информации о деятельности граждан и организаций, об объектах контроля с использованием систем (методов) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств.
Требования, которым должно соответствовать контролируемое лицо для осуществления такого мониторинга, а также порядок его организации и осуществления должны устанавливаться положением о виде контроля, а именно Положением о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности[6]. Однако сейчас возможности применения спецрежима «мониторинг» Положение о федеральном государственном надзоре в области ПБ не предоставляет. Это означает, что на сегодняшний день есть «правовой вакуум» — непонятно, на каких объектах и как именно организовывать мониторинг.
В 2021 г. Правительство в целях апробации динамической модели риск-ориентированного подхода в области промышленной безопасности с использованием системы дистанционного контроля утвердило Положение о проведении эксперимента по внедрению системы дистанционного контроля промышленной безопасности[7], а в 2023 г. продлило эксперимент по внедрению СДК ПБ ОПО до конца 2025 г.[8]
Обратимся к вопросу создания автоматизированной информационной системы (АИС) Ростехнадзора и проведения эксперимента по внедрению СДК ПБ ОПО, осуществляемого в соответствии с Постановлением № 2415.
Определение системы дистанционного контроля (далее — СДК ПБ) было приведено в проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» еще 2018 г.: это комплекс программных, программно-аппаратных средств, средств измерений, а также специальных технических средств, обеспечивающих непрерывное получение, обработку и передачу в режиме реального времени информации, характеризующей риск возникновения аварий на опасном производственном объекте.
Техническое задание на АИС Ростехнадзора включало разработку цифрового профиля субъекта и объекта надзора и управления рисками, содержащего требования к динамическим показателям и мониторингу технологического процесса. Блок мониторинга технологического процесса предполагал возможность создания системы сбора данных и соответствующих web-сервисов для подключения датчиков съема информации о технологических процессах на предприятиях с целью дистанционного мониторинга предприятия.
В 2020 г. в рамках выполнения работ по созданию АИС Ростехнадзора разработчик[9] предложил провести научно-исследовательские работы (НИР) для последующей разработки автоматизированного сервиса, позволяющего на основе применения сквозных технологий цифровой экономики предсказывать вероятность возникновения аварийных ситуаций или выявлять сведения о существенных отклонениях типового производственного процесса. Планировалось применять технологии больших данных и искусственного интеллекта. Результатом НИР должны были стать проанализированные данные для разработки модели нейросети и проведение ее первичного обучения, формирование отчета с указанием целесообразности дальнейшей разработки сервиса (рис. 1).
Руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Александр Александрович Трембицкий на встрече с Михаилом Владимировичем Мишустиным[10] сообщил: «Мы сейчас работаем в плане цифровой платформы Ростехнадзора, эта работа заканчивается. Это четыре больших блока. Первый блок — оказание госуслуг, выдача лицензий и все, что с этим связано. Следующий блок — контрольно-надзорная и административная деятельность. Третий блок — аварийность и травматизм, анализ.
И самый основной — это как раз дистанционный мониторинг, дистанционный надзор опасных производственных объектов... На большей части опасных производственных объектов были сделаны локальные системы безопасности предприятия. Мы сейчас на их основе создаем свою платформу — на базе Ростехнадзора, чтобы в рамках цифровой платформы получать информацию с объектов — и не только по выполнению субъектом надзора правил промышленной безопасности, но и по состоянию технического устройства. Это очень большая, кропотливая работа. Действительно, только таким способом мы сможем компенсировать какие-то мероприятия и предотвращать возможные аварии. Тем более если это связано с безопасностью работников предприятий…
Мишустин М. В. отметил: «Это самое важное. Очень хорошо, если можно будет видеть все в онлайне и пресекать все возможные варианты угроз. И конечно, главное — принимать своевременные меры реагирования с использованием современных технологий. Необходимо не допускать трагедий с человеческими жизнями».
Если все цели эксперимента СДК ПБ будут достигнуты, то следующим шагом после его завершения логично предположить легитимизацию дистанционного контроля как вида надзора (возможно, как режима «мониторинг»), тем более что согласно Федеральному закону № 248-ФЗ порядок организации и осуществления мониторинга устанавливается положением о виде контроля, соглашением между контрольным (надзорным) органом и контролируемым лицом, т. е. речь идет о возможных перспективных изменениях в Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности.
СДК ПБ в угольной промышленности — это немного другая СДК
Требования о дистанционной передаче данных от шахт в территориальный орган Ростехнадзора впервые введены[11] в Правила безопасности в угольных шахтах[12] в 2018 г.: «В качестве предупредительной меры по предотвращению аварийной ситуации угледобывающая организация в режиме реального времени должна обеспечить возможность передачи с МФСБ информации о срабатывании систем противоаварийной защиты людей, оборудования и сооружений и количестве выявленных критических изменений параметров работы шахты по каналам связи в территориальное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору». Затем эта норма перекочевала в пришедшие им на смену действующие ФНП № 507[13].
В первом национальном стандарте по СДК ПБ ОПО в угольной отрасли, в котором содержатся требования к объектовым системам, ГОСТ Р 58494-2019 «Оборудование горно-шахтное. Многофункциональные системы безопасности угольных шахт. Система дистанционного контроля опасных производственных объектов» приведены перечни более 20 видов оборудования и более 100 контролируемых параметров, а также показатели безопасности и методики расчета рисков аварий. Чтобы на основании полученных данных сделать вывод о состоянии безопасности, нужно обработать огромный объем информации.
В соответствии с ГОСТ Р 58652-2019[14] и ГОСТ Р 58494-2019 параметры процессов, рудничной атмосферы, оборудования являются первичными данными. Значения параметров поступают от сопрягаемых автоматизированных систем и анализируются в автоматическом режиме, и их действительно может быть много. При этом количество показателей безопасности, формируемых на основе их оценки, будет ограничено, достаточное для оценки и управления ситуацией.
[1] В прошлом году мы поговорили o МФСБ: С. Ковалев. Многофункциональные системы безопасности в угольной промышленности. МФСБ и дистанционный контроль с позиции Ростехнадзора: прямая речь // Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы. — 2024. — № 4. — С. 57.
[2] ГОСТ Р 58494-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование горно-шахтное. Многофункциональные системы безопасности угольных шахт. Система дистанционного контроля опасных производственных объектов.
[3] ГОСТ Р 71002-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование горно-шахтное. Многофункциональные системы безопасности угольных разрезов. Системы дистанционного контроля опасных производственных объектов.
[4] ГОСТ Р 71001-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование горно-обогатительное. Многофункциональные системы безопасности обогатительных фабрик. Системы дистанционного контроля опасных производственных объектов.
[5] Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
[6] Утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082.
[7] Утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2415.
[8] См. Постановление Правительства РФ от 09.12.2023 № 2099 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2415».
[9] ТЗ разрабатывали Барс Групп, разработку проводили Философия.ИТ.
[10] Состоялась 15.02.2022 в Москве (http://government.ru/news/44566/).
[11] Приказ Ростехнадзора от 25.09.2018 № 459 «О внесении изменений в отдельные федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, устанавливающие требования при добыче угля подземным способом».
[12] Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах», утв. Приказом Ростехнадзора от 19.11.2013 № 550.
[13] Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах», утв. Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 507.
[14] ГОСТ Р 58652-2019 «Оборудование горно-шахтное. Многофункциональные системы безопасности угольных шахт. Принципы обеспечения промышленной безопасности».