МАРОЧНАЯ СИСТЕМА
При эксплуатации мостовых кранов должна применяться марочная система, при которой управлять краном разрешается лишь машинисту крана (крановщику), получившему ключ-марку под подпись в журнале выдачи ключ-марок[1].
Марочная система — это утвержденное положение или инструкция, где определен порядок взаимоотношений машинистов при получении, приеме и передаче ключ-марок мостовых кранов, а также при управлении мостовыми кранами с пола, и работников, обслуживающих и ремонтирующих мостовые краны в организации.
Типовых действующих положений или инструкции по применению марочной системы при эксплуатации мостовых кранов на сегодняшний день в России нет. Организации, эксплуатирующие мостовые краны, разрабатывают их самостоятельно, используя справочные материалы из действовавших ранее и уже отмененных нормативных актов.
Подробную информацию о марочной системе можно найти в Положении «Обеспечение безопасности производственного оборудования»[2]. В нем содержатся основные требования к производственному оборудованию, чтобы обеспечить его безопасную эксплуатацию, и действует оно на всей территории России в качестве отраслевого нормативного документа для предприятий, организаций, учреждений и производств машиностроительного профиля вне зависимости от их форм собственности, хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности.
Что такое ключ-марка мостового крана?
Как правило, ключ-марка представляет собой ключ контактного замка в кабине крана (или на кабельном пульте управления крана с пола (рис. 1)), без которого невозможно подать напряжение на кран. Ключ-марка нужна, чтобы предотвратить несанкционированное включение электромостового крана, и она включает (разрывает) электрическую цепь управления катушки линейного контактора крана. Конструкция замка выполняется так, чтобы ключ из замка вынимался только при отключенном положении разъединителя.
К ключу прикрепляется бирка (обычно в виде пластины из металла), на которую нанесена маркировка, идентифицирующая этот кран (регистрационный или внутренний номер крана), — собственно, она и называется «маркой».
То есть ключ-марка — это ключ с маркировкой (см. рис. 2), без которого работа мостового крана невозможна.
Порядок применения марочной системы
За каждым мостовым краном закрепляется одна ключ-марка. Уходя из кабины управления мостового крана в течение смены, крановщик обязан выключать рубильник защитной панели и вынимать из замка ключ-марку. Запрещается передавать ключ-марку другому лицу, оставлять ее в кабине грузоподъемного крана.
По окончании работы на мостовом кране крановщик обязан вернуть ключ-марку на место, где она хранится, в установленном в организации порядке.
С тех пор как стали внедрять марочную систему на мостовых кранах, порядок выдачи и хранения ключ-марок (см. схему 1) эволюционировал. И если сначала выдавал и хранил ключ-марки дежурный электрик[3], то в последующем ключ-марки стали хранить в закрытом ящике в кабинете начальника смены и выдавать их крановщикам под расписку (это предписывали отмененные в 2015 г. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов[4]).
Сейчас организации могут самостоятельно установить порядок хранения и выдачи под подпись ключ-марок, а также назначить ответственных за это лиц.
Форма журнала выдачи ключ-марки на мостовой кран законодательно не установлена. Вы можете разработать свою форму или использовать предлагаемую нами:
Целесообразно возложить ответственность за выполнение марочной системы в организации на специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии.
Порядок внедрения марочной системы регламентирован в разд. 4.2 ПОТ РО-14000-002-98. Так, в соответствии с п. 4.2.1.1 ПОТ РО-14000-002-98 в организации может быть рекомендована к внедрению марочная система, чтобы обеспечить безопасность особо опасных объектов.
С помощью услуги "Сервис форм" на нашем сайте вы можете скачать:
[1] Пункт 125 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее — ФНП ПС).
[2] Утверждено Минэкономики России 20.01.1998 (далее — ПОТ РО-14000-002-98).
[3] А. Г. Камышев. Мостовые электрические краны / М.: Металлургия, 1972. С. 320.
[4] ПОТ РМ-007-98, утвержденные Постановлением Минтруда России от 20.03.1998 № 16.