Отдаем журнал бесплатно!

Антисанкционный мораторий: особенности контрольной (надзорной) и разрешительной деятельности

Антиковидный мораторий в 2022 г. дополнен антисанкционным. Проверок будет еще меньше, лицензирование проще, а очередную аттестацию будут проходить только эксперты, но не все так просто. Разберемся детально.

Temporary Regulatory Relief по-российски

Мораторий — классический пример Temporary Regulatory Relief — механизма сокращения регуляторной нагрузки на фиксированный срок. Впервые такой механизм был внедрен в Южной Корее после мирового финансового кризиса 2008–2009 гг. в качестве инструмента, дающего быстрые результаты для улучшения регуляторной среды. Мораторий предусматривал отмену или упрощение на срок 1–2 года отдельных нормативных требований и в том числе снижение частоты проверок.

В России мораторий на плановые проверки в форме так называемых «надзорных каникул» был впервые введен 1 января 2016 г[1]. В этот период было отменено более полумиллиона проверок. Мера оказалась эффективной, поэтому ее продлили до 1 апреля 2020 г[2]. Послабления распространялись только на малое предпринимательство.

Затем мораторий на плановые проверки был заменен «коронавирусным». Правом устанавливать эту и другие меры защиты бизнеса, а также особый разрешительный режим наделил Правительство Президент РФ[3].

Правительство РФ воспользовалось этим правом дважды, установив мораторий в 2020[4] и в 2021 гг.[5] В ситуации пандемии это помогло существенно снизить административную нагрузку на бизнес и помочь ему восстановиться в кризисных условиях.

В 2021 г. «коронавирусный» мораторий для субъектов малого бизнеса позволил исключить из ежегодного плана проведения проверок более 127 тыс. мероприятий.

Особенности «антисанкционного» моратория 

К жизненным сложностям, вызванными COVID-19, на сегодняшний день добавилось еще и беспрецедентное санкционное давление, поэтому «коронавирусный» мораторий на проверки, установленный до конца 2022 г.[6], дополнен «антисанкционным».

В необычных условиях и методы управления необычные. Требуется больше свободы, а это значит, что действие некоторых законов нужно ослабить. Для этого Президент РФ предоставил Правительству РФ дополнительные полномочия, а оно наделило ими федеральные органы исполнительной власти.

Таким образом, «антисанкционный» мораторий установлен:

  • Федеральным законом от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[7];
  • Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»[8];
  • Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году».

В 2022 г. от плановых контрольно-надзорных мероприятий (далее — КНМ) освобожден весь бизнес, но есть исключения, которые строго оговорены. Кроме того, сокращен перечень основания для назначения внеплановых проверок. Разберемся, в каких случаях сохраняются плановые проверки и что может быть основанием для внепланового визита инспектора Ростехнадзора.

Ослабление контроля 

В 2022 г. государство ослабило контроль, но не отменило его. На ряд КНМ мораторий не распространяется. Рассмотрим эти случаи подробнее.

Кто не попал под мораторий 

КНМ могут быть проведены в 10 случаях.

1 Для расследования причин возникновения аварии, НС на производстве[9].

2 Для того чтобы инспектор убедился, что вы устранили нарушение, из-за которого ваша деятельность была приостановлена[10]. В этом случае проверка проводится в случаях невозможности оценить исполнение предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.

3 Для того, чтобы инспектор убедился, что условия получения лицензии выполнены[11].

4 Для преддекларационных обследований ГТС[12].

5 Для выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергетических объектов:

  • энергопринимающих установок потребителей электроэнергии;
  • объектов по производству электрической энергии;
  • объектов электросетевого хозяйства;
  • объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок[13].

6 Для ввода в эксплуатацию:

  • подъемных сооружений[14];
  • канатных дорог и фуникулеров[15];
  • оборудования, работающего под избыточным давлением (паровых и водогрейных котлов, трубопроводов и сосудов, работающих под давлением)[16];
  • эскалаторов в метрополитенах[17].

7 На объектах постоянного государственного контроля (надзора) в соответствии с утвержденными графиками. Решение о проведении проверки, равно как и акт по результатам ее проведения, в рамках постоянного государственного надзора не предусмотрены. В ходе осуществления постоянного государственного надзора совершаются контрольные (надзорные) действия. В рамках постоянного государственного надзора проведение проверок законодательством не предусмотрено, особенностей в данной сфере деятельности не установлено. Сведения об организации и результаты осуществления постоянного государственного надзора не вносятся в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее — ЕРКНМ), Единый реестр проверок (далее — ЕРП).

8 На объектах использования атомной энергии[18].

9 На объектах строительного надзора[19].

10 На ОПО II класса опасности в рамках надзора за соблюдением требований промышленной безопасности.

Ростехнадзор вправе заменить плановую проверку на профилактический визит, проводимый в форме беседы, в том числе по видеосвязи. А вы не вправе будете отказаться от него, по крайней мере, в этом году, хотя в нормальном режиме это возможно.

При проведении профилактического визита гражданам, организациям инспектор разъясняет, как вы должны соблюдать обязательные требования, но выдавать предписания об устранении нарушений он не вправе. Разъяснения, полученные вами в ходе беседы с инспектором, носят рекомендательный характер.

РЕЗЮМЕ

  1. В 2022 г. от проверок Ростехнадзора освобожден весь бизнес. Исключения сделаны для 10 случаев.
  2. Не попавшие под мораторий проверки должны быть согласованы с прокуратурой. Исключения сделаны для проверок по распоряжению самой прокуратуры и высших органов власти.
  3. Автоматически продляется истекающий срок действия лицензий, аттестаций и проверки знаний, а также срок исполнения предписаний. В 3 раза увеличены сроки для прохождения аттестации, а также временно возвращена возможность бумажного документооборота при лицензировании.
  4. Ростехнадзор сможет заменить проведение проверки на более мягкий инспекционный визит, в том числе по вашей инициативе.
  5. Упрощен и ускорен ввод в эксплуатацию промышленных объектов.
  6. Несмотря на все послабления советуем использовать время действия моратория с пользой, чтобы перераспределить силы на более важные направления работы.

[1] Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"».

[2] Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 35 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"».

[3] Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 30 декабря 2021 г.).

[4] Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 14 сентября 2020 г.).

[5] Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[6] Подробнее о «ковидном» моратории читайте в статье: Подберезина С. Г. Мораторий на проверки — 2022: тонкости применения // Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы. — 2021. — № 5. — С. 8–12.

[7] В ред. от 14 марта 2022 г.

[8] Применяется с 10 марта 2022 г.; далее — Постановление Правительства РФ № 336.

[9] Пункт 8 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 6 декабря 2021 г.; далее — Федеральный закон № 248-ФЗ).

[10] Пункт 5 ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 248-ФЗ.

[11] Статья 19.1 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 30 декабря 2021 г.).

[12] Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2020 г. № 1892.

[13] Правила выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 января 2021 г. № 85 (в ред. от 25 декабря 2021 г.).

[14] ФНП ПБ «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461.

[15] ФНП ПБ «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров», утв. Приказом Ростехнадзора от 13 ноября 2020 г. № 441 и ФНП ПБ «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог», утв. Приказом Ростехнадзора от 3 декабря 2020 г. № 487.

[16] ФНП ПБ «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 536.

[17] ФНП ПБ «Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах», утв. Приказом Ростехнадзора от 3 декабря 2020 г. № 488.

[18] Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 30 апреля 2021 г.).

[19] В их отношении осуществляются только мероприятия, предусмотренные программой профилактики, и у каждого объекта она своя.

С. Г. Подберезина, эксперт и консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 2, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Антисанкционный мораторий: особенности контрольной (надзорной) и разрешительной деятельности

Антиковидный мораторий в 2022 г. дополнен антисанкционным. Проверок будет еще меньше, лицензирование проще, а очередную аттестацию будут проходить только эксперты, но не все так просто. Разберемся детально.

Temporary Regulatory Relief по-российски

Мораторий — классический пример Temporary Regulatory Relief — механизма сокращения регуляторной нагрузки на фиксированный срок. Впервые такой механизм был внедрен в Южной Корее после мирового финансового кризиса 2008–2009 гг. в качестве инструмента, дающего быстрые результаты для улучшения регуляторной среды. Мораторий предусматривал отмену или упрощение на срок 1–2 года отдельных нормативных требований и в том числе снижение частоты проверок.

В России мораторий на плановые проверки в форме так называемых «надзорных каникул» был впервые введен 1 января 2016 г[1]. В этот период было отменено более полумиллиона проверок. Мера оказалась эффективной, поэтому ее продлили до 1 апреля 2020 г[2]. Послабления распространялись только на малое предпринимательство.

Затем мораторий на плановые проверки был заменен «коронавирусным». Правом устанавливать эту и другие меры защиты бизнеса, а также особый разрешительный режим наделил Правительство Президент РФ[3].

Правительство РФ воспользовалось этим правом дважды, установив мораторий в 2020[4] и в 2021 гг.[5] В ситуации пандемии это помогло существенно снизить административную нагрузку на бизнес и помочь ему восстановиться в кризисных условиях.

В 2021 г. «коронавирусный» мораторий для субъектов малого бизнеса позволил исключить из ежегодного плана проведения проверок более 127 тыс. мероприятий.

Особенности «антисанкционного» моратория 

К жизненным сложностям, вызванными COVID-19, на сегодняшний день добавилось еще и беспрецедентное санкционное давление, поэтому «коронавирусный» мораторий на проверки, установленный до конца 2022 г.[6], дополнен «антисанкционным».

В необычных условиях и методы управления необычные. Требуется больше свободы, а это значит, что действие некоторых законов нужно ослабить. Для этого Президент РФ предоставил Правительству РФ дополнительные полномочия, а оно наделило ими федеральные органы исполнительной власти.

Таким образом, «антисанкционный» мораторий установлен:

  • Федеральным законом от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[7];
  • Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»[8];
  • Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году».

В 2022 г. от плановых контрольно-надзорных мероприятий (далее — КНМ) освобожден весь бизнес, но есть исключения, которые строго оговорены. Кроме того, сокращен перечень основания для назначения внеплановых проверок. Разберемся, в каких случаях сохраняются плановые проверки и что может быть основанием для внепланового визита инспектора Ростехнадзора.

Ослабление контроля 

В 2022 г. государство ослабило контроль, но не отменило его. На ряд КНМ мораторий не распространяется. Рассмотрим эти случаи подробнее.

Кто не попал под мораторий 

КНМ могут быть проведены в 10 случаях.

1 Для расследования причин возникновения аварии, НС на производстве[9].

2 Для того чтобы инспектор убедился, что вы устранили нарушение, из-за которого ваша деятельность была приостановлена[10]. В этом случае проверка проводится в случаях невозможности оценить исполнение предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.

3 Для того, чтобы инспектор убедился, что условия получения лицензии выполнены[11].

4 Для преддекларационных обследований ГТС[12].

5 Для выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергетических объектов:

  • энергопринимающих установок потребителей электроэнергии;
  • объектов по производству электрической энергии;
  • объектов электросетевого хозяйства;
  • объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок[13].

6 Для ввода в эксплуатацию:

  • подъемных сооружений[14];
  • канатных дорог и фуникулеров[15];
  • оборудования, работающего под избыточным давлением (паровых и водогрейных котлов, трубопроводов и сосудов, работающих под давлением)[16];
  • эскалаторов в метрополитенах[17].

7 На объектах постоянного государственного контроля (надзора) в соответствии с утвержденными графиками. Решение о проведении проверки, равно как и акт по результатам ее проведения, в рамках постоянного государственного надзора не предусмотрены. В ходе осуществления постоянного государственного надзора совершаются контрольные (надзорные) действия. В рамках постоянного государственного надзора проведение проверок законодательством не предусмотрено, особенностей в данной сфере деятельности не установлено. Сведения об организации и результаты осуществления постоянного государственного надзора не вносятся в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее — ЕРКНМ), Единый реестр проверок (далее — ЕРП).

8 На объектах использования атомной энергии[18].

9 На объектах строительного надзора[19].

10 На ОПО II класса опасности в рамках надзора за соблюдением требований промышленной безопасности.

Ростехнадзор вправе заменить плановую проверку на профилактический визит, проводимый в форме беседы, в том числе по видеосвязи. А вы не вправе будете отказаться от него, по крайней мере, в этом году, хотя в нормальном режиме это возможно.

При проведении профилактического визита гражданам, организациям инспектор разъясняет, как вы должны соблюдать обязательные требования, но выдавать предписания об устранении нарушений он не вправе. Разъяснения, полученные вами в ходе беседы с инспектором, носят рекомендательный характер.

РЕЗЮМЕ

  1. В 2022 г. от проверок Ростехнадзора освобожден весь бизнес. Исключения сделаны для 10 случаев.
  2. Не попавшие под мораторий проверки должны быть согласованы с прокуратурой. Исключения сделаны для проверок по распоряжению самой прокуратуры и высших органов власти.
  3. Автоматически продляется истекающий срок действия лицензий, аттестаций и проверки знаний, а также срок исполнения предписаний. В 3 раза увеличены сроки для прохождения аттестации, а также временно возвращена возможность бумажного документооборота при лицензировании.
  4. Ростехнадзор сможет заменить проведение проверки на более мягкий инспекционный визит, в том числе по вашей инициативе.
  5. Упрощен и ускорен ввод в эксплуатацию промышленных объектов.
  6. Несмотря на все послабления советуем использовать время действия моратория с пользой, чтобы перераспределить силы на более важные направления работы.

[1] Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"».

[2] Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 35 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"».

[3] Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 30 декабря 2021 г.).

[4] Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 14 сентября 2020 г.).

[5] Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[6] Подробнее о «ковидном» моратории читайте в статье: Подберезина С. Г. Мораторий на проверки — 2022: тонкости применения // Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы. — 2021. — № 5. — С. 8–12.

[7] В ред. от 14 марта 2022 г.

[8] Применяется с 10 марта 2022 г.; далее — Постановление Правительства РФ № 336.

[9] Пункт 8 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 6 декабря 2021 г.; далее — Федеральный закон № 248-ФЗ).

[10] Пункт 5 ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 248-ФЗ.

[11] Статья 19.1 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 30 декабря 2021 г.).

[12] Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2020 г. № 1892.

[13] Правила выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 января 2021 г. № 85 (в ред. от 25 декабря 2021 г.).

[14] ФНП ПБ «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461.

[15] ФНП ПБ «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров», утв. Приказом Ростехнадзора от 13 ноября 2020 г. № 441 и ФНП ПБ «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог», утв. Приказом Ростехнадзора от 3 декабря 2020 г. № 487.

[16] ФНП ПБ «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 536.

[17] ФНП ПБ «Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах», утв. Приказом Ростехнадзора от 3 декабря 2020 г. № 488.

[18] Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 30 апреля 2021 г.).

[19] В их отношении осуществляются только мероприятия, предусмотренные программой профилактики, и у каждого объекта она своя.

С. Г. Подберезина, эксперт и консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 2, 2022.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам