Отдаем журнал бесплатно!

Лифтовое хозяйство: организуем систему планово-предупредительных ремонтов

Мы продолжаем раскрывать тему организации безопасной эксплуатации лифтового оборудования. В рамках данной статьи рассмотрим порядок организации системы планово-предупредительных ремонтов (далее — ППР) лифтового оборудования, включающей периодические осмотры, текущий ремонт, аварийно-техническое обслуживание, капитальный ремонт и модернизацию.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ ППР

Жизненный цикл любого оборудования, в том числе лифтового, состоит из нескольких этапов:

  • Производство.
  • Монтаж.
  • Эксплуатация.
  • Утилизация.

Мы рассмотрим, как для обеспечения безопасной и безотказной работы лифта организовать систему ППР (см. схему), которая предусматривает планирование, подготовку и реализацию осмотров, текущего и капитального ремонта, модернизацию лифтов с заданной последовательностью и периодичностью.

Система ППР

В качестве основы для разработки собственной системы ППР вы можете использовать:

  • ГОСТ 34303-2017 (EN 13015:2001+A1:2008) "Лифты. Общие требования к руководству по техническому обслуживанию лифтов"[1];
  • Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов[2].

В соответствии с Положением о ППР техническое обслуживание и ремонт лифта — это комплекс работ по обеспечению и восстановлению исправности и безопасности лифта на стадии эксплуатации.

ОРГАНИЗУЕМ СИСТЕМУ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Техническое обслуживание лифтов включает в себя[3]:

  • осмотры, проверки;
  • смазку, очистку механизмов лифта;
  • работы по регулировке, наладке оборудования лифта;
  • ремонт или замену изношенных или вышедших из строя элементов лифта, не влияющих на основные параметры и характеристики лифта;
  • безопасную эвакуацию людей из кабины лифта в случае аварии.

Осмотры лифтов

Осмотры диспетчеризированных лифтов, оборудованных системами автоматического контроля, следует выполнять ежемесячно и совмещать их с текущим ремонтом (техническим обслуживанием). Осмотры лифтов, не оборудованных устройствами автоматического контроля, выполняются в соответствии с требованиями Правил (табл. 1).

Инструкция изготовителя — главный документ, определяющий порядок техобслуживания, поддержания работоспособности и безопасности лифта[4]. А если ее нет? В этом случае следует руководствоваться ГОСТ Р 55964-2014 «Общие требования безопасности при эксплуатации» (далее — ГОСТ Р 55964-2014).

Если нет информации изготовителя о видах, составе и периодичности работ по техническому обслуживанию лифтов, устанавливается следующая периодичность выполнения данных работ[5]:

  • ежемесячное техническое обслуживание (ТО-1) проводится не реже 1 раза в месяц;
  • квартальное техническое обслуживание (ТО-3) — не реже 1 раза в 3 месяца;
  • полугодовое техническое обслуживание (ТО-6) — не реже 1 раза в 6 месяцев;
  • годовое техническое обслуживание (ТО-12) — не реже 1 раза в 12 месяцев.

Информацию о выполнении осмотров объекта, об обслуживании и о ремонте лифта сотрудники обслуживающей организации заносят в журнал периодического осмотра и журнал технического обслуживания и ремонта лифта[6]. Формы журналов установлены Ростехнадзором[7]. Отметки, внесенные в журнал технического обслуживания и ремонта объекта (см. пример), заверяются подписью лица, ответственного за обслуживание и ремонт лифта[8].

Текущие ремонты лифтового оборудования

Текущий ремонт обеспечивает восстановление работоспособности лифта и поддержание его эксплуатационных показателей. В соответствии с п. 3.5 Положения о ППР текущие ремонты подразделяются в зависимости от требований, предъявляемых к эксплуатации лифта его производителем, на:

  • ежемесячные;
  • квартальные;
  • полугодовые;
  • ежегодные.

Аварийно-техническое обслуживание

Аварийно-техническое обслуживание лифта предусматривает (п. 7.4.2 ГОСТ Р 55964-2014):

  • проведение работ по круглосуточному освобождению пассажиров из кабины лифта с использованием диспетчерских систем контроля работы лифта;
  • пуск остановившихся лифтов в работу, в том числе в выходные и праздничные дни.

Время эвакуации пассажиров из кабины остановившегося лифта не должно превышать 30 минут с момента поступления информации в аварийную службу[9].

ОРГАНИЗУЕМ СИСТЕМУ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕСУРСА ЛИФТОВ

Система восстановления ресурса лифта включает в себя проведение:

  • капитального ремонта (замены оборудования);
  • модернизации оборудования.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 19.12.2019 № 112 «О внесении изменения в технический регламент Таможенного союза “Безопасность лифтов” (ТР ТС 011/2011)» продлен срок приведения лифтов в соответствие требованиям ТР ТС  011/2011:

  • введенных в эксплуатацию до вступления в силу ТР ТС 011/2011;
  • назначенный срок службы у которых истек до даты вступления в силу ТР ТС 011/2011, т. е. до 15.02.2013.

Срок приведения таких лифтов в соответствие требованиям ТР ТС 011/2011 — не позднее 15.02.2025.

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт обеспечивает восстановление исправности, полного или близкого к полному ресурса лифта.

Продолжительность циклов (в годах) между плановыми капитальными ремонтами устанавливается как средневзвешенная (по годам выпуска лифтов, находящихся в эксплуатации) величина (п. 3.6.1 Положения о ППР) (см. табл. 2).

При плановых капитальных ремонтах специализированная организация проводит работы по замене и регулировке узлов и деталей, выработавших свой ресурс или близких к его выработке. При этом дополнительно выполняются (п. 3.6.2 Положения о ППР):

  • работы, входящие в состав текущего ремонта;
  • пусконаладочные работы.

Чтобы сократить сроки простоя лифтов, капитальный ремонт составных частей и деталей специализированной организацией должен производиться вне зависимости от ремонтного цикла по мере необходимости (п. 3.6.3 Положения о ППР). Это обусловлено тем, что большое количество составных частей и деталей, входящих в комплект лифтового оборудования, имеет рабочий ресурс ниже регламентированного для лифта в целом.

Долговечность работы частей и деталей лифта зависит (п. 3.6.3 Положения о ППР):

  • от интенсивности и условий эксплуатации лифта;
  • требований безопасности;
  • качества заводского изготовления.

В состав работ, выполняемых при капитальном ремонте составных частей и оборудования (работы капитального характера), входит замена одного или нескольких нижеперечисленных узлов (п. 3.6.3 Положения о ППР):

  • электродвигателя главного привода;
  • редуктора лебедки или червячной пары редуктора;
  • тормозного устройства;
  • электрощита (панели) управления лифтом;
  • купе кабины;
  • ограничителя скорости;
  • створок дверей шахты и кабины;
  • пружинных и балансирных подвесок противовеса и кабины;
  • канатоведущего шкива;
  • канатов.

Капитальный ремонт лифта, имеющего преждевременный физический и моральный износ оборудования, проводится исходя из его технического состояния (п. 3.6.4 Положения о ППР).

 

[1] Имеет добровольный характер применения; далее — ГОСТ 34303-2017.

[2] Утверждено Приказом Минстроя России от 17.08.1998 № 53 (локальный нормативный акт ведомства; далее — Положение о ППР).

[3] Пункт 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 (в ред. от 14.08.2019; далее — Правила), п. 4.1.1 ГОСТ 34303-2017.

[4] Пункт 17 Правил, п. 4.1.5 ГОСТ 34303-2017.

[5] Пункт 7.3.1 ГОСТ Р 55964-2014.

[6] Пункт 7.4.2 ГОСТ Р 55964-2014.

[7] См. Приказ Ростехнадзора от 14.08.2017 № 309 «Об утверждении форм документов, необходимых для реализации пунктов 13, 15, 23 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743».

[8] Пункт 23 Правил.

[9] Пункт 7.4.3 ГОСТ Р 55964-2014.

С. Г. Подберезина,
эксперт, консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 3, 2020.

Отдаем журнал бесплатно!

Лифтовое хозяйство: организуем систему планово-предупредительных ремонтов

Мы продолжаем раскрывать тему организации безопасной эксплуатации лифтового оборудования. В рамках данной статьи рассмотрим порядок организации системы планово-предупредительных ремонтов (далее — ППР) лифтового оборудования, включающей периодические осмотры, текущий ремонт, аварийно-техническое обслуживание, капитальный ремонт и модернизацию.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ ППР

Жизненный цикл любого оборудования, в том числе лифтового, состоит из нескольких этапов:

  • Производство.
  • Монтаж.
  • Эксплуатация.
  • Утилизация.

Мы рассмотрим, как для обеспечения безопасной и безотказной работы лифта организовать систему ППР (см. схему), которая предусматривает планирование, подготовку и реализацию осмотров, текущего и капитального ремонта, модернизацию лифтов с заданной последовательностью и периодичностью.

Система ППР

В качестве основы для разработки собственной системы ППР вы можете использовать:

  • ГОСТ 34303-2017 (EN 13015:2001+A1:2008) "Лифты. Общие требования к руководству по техническому обслуживанию лифтов"[1];
  • Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов[2].

В соответствии с Положением о ППР техническое обслуживание и ремонт лифта — это комплекс работ по обеспечению и восстановлению исправности и безопасности лифта на стадии эксплуатации.

ОРГАНИЗУЕМ СИСТЕМУ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Техническое обслуживание лифтов включает в себя[3]:

  • осмотры, проверки;
  • смазку, очистку механизмов лифта;
  • работы по регулировке, наладке оборудования лифта;
  • ремонт или замену изношенных или вышедших из строя элементов лифта, не влияющих на основные параметры и характеристики лифта;
  • безопасную эвакуацию людей из кабины лифта в случае аварии.

Осмотры лифтов

Осмотры диспетчеризированных лифтов, оборудованных системами автоматического контроля, следует выполнять ежемесячно и совмещать их с текущим ремонтом (техническим обслуживанием). Осмотры лифтов, не оборудованных устройствами автоматического контроля, выполняются в соответствии с требованиями Правил (табл. 1).

Инструкция изготовителя — главный документ, определяющий порядок техобслуживания, поддержания работоспособности и безопасности лифта[4]. А если ее нет? В этом случае следует руководствоваться ГОСТ Р 55964-2014 «Общие требования безопасности при эксплуатации» (далее — ГОСТ Р 55964-2014).

Если нет информации изготовителя о видах, составе и периодичности работ по техническому обслуживанию лифтов, устанавливается следующая периодичность выполнения данных работ[5]:

  • ежемесячное техническое обслуживание (ТО-1) проводится не реже 1 раза в месяц;
  • квартальное техническое обслуживание (ТО-3) — не реже 1 раза в 3 месяца;
  • полугодовое техническое обслуживание (ТО-6) — не реже 1 раза в 6 месяцев;
  • годовое техническое обслуживание (ТО-12) — не реже 1 раза в 12 месяцев.

Информацию о выполнении осмотров объекта, об обслуживании и о ремонте лифта сотрудники обслуживающей организации заносят в журнал периодического осмотра и журнал технического обслуживания и ремонта лифта[6]. Формы журналов установлены Ростехнадзором[7]. Отметки, внесенные в журнал технического обслуживания и ремонта объекта (см. пример), заверяются подписью лица, ответственного за обслуживание и ремонт лифта[8].

Текущие ремонты лифтового оборудования

Текущий ремонт обеспечивает восстановление работоспособности лифта и поддержание его эксплуатационных показателей. В соответствии с п. 3.5 Положения о ППР текущие ремонты подразделяются в зависимости от требований, предъявляемых к эксплуатации лифта его производителем, на:

  • ежемесячные;
  • квартальные;
  • полугодовые;
  • ежегодные.

Аварийно-техническое обслуживание

Аварийно-техническое обслуживание лифта предусматривает (п. 7.4.2 ГОСТ Р 55964-2014):

  • проведение работ по круглосуточному освобождению пассажиров из кабины лифта с использованием диспетчерских систем контроля работы лифта;
  • пуск остановившихся лифтов в работу, в том числе в выходные и праздничные дни.

Время эвакуации пассажиров из кабины остановившегося лифта не должно превышать 30 минут с момента поступления информации в аварийную службу[9].

ОРГАНИЗУЕМ СИСТЕМУ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕСУРСА ЛИФТОВ

Система восстановления ресурса лифта включает в себя проведение:

  • капитального ремонта (замены оборудования);
  • модернизации оборудования.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 19.12.2019 № 112 «О внесении изменения в технический регламент Таможенного союза “Безопасность лифтов” (ТР ТС 011/2011)» продлен срок приведения лифтов в соответствие требованиям ТР ТС  011/2011:

  • введенных в эксплуатацию до вступления в силу ТР ТС 011/2011;
  • назначенный срок службы у которых истек до даты вступления в силу ТР ТС 011/2011, т. е. до 15.02.2013.

Срок приведения таких лифтов в соответствие требованиям ТР ТС 011/2011 — не позднее 15.02.2025.

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт обеспечивает восстановление исправности, полного или близкого к полному ресурса лифта.

Продолжительность циклов (в годах) между плановыми капитальными ремонтами устанавливается как средневзвешенная (по годам выпуска лифтов, находящихся в эксплуатации) величина (п. 3.6.1 Положения о ППР) (см. табл. 2).

При плановых капитальных ремонтах специализированная организация проводит работы по замене и регулировке узлов и деталей, выработавших свой ресурс или близких к его выработке. При этом дополнительно выполняются (п. 3.6.2 Положения о ППР):

  • работы, входящие в состав текущего ремонта;
  • пусконаладочные работы.

Чтобы сократить сроки простоя лифтов, капитальный ремонт составных частей и деталей специализированной организацией должен производиться вне зависимости от ремонтного цикла по мере необходимости (п. 3.6.3 Положения о ППР). Это обусловлено тем, что большое количество составных частей и деталей, входящих в комплект лифтового оборудования, имеет рабочий ресурс ниже регламентированного для лифта в целом.

Долговечность работы частей и деталей лифта зависит (п. 3.6.3 Положения о ППР):

  • от интенсивности и условий эксплуатации лифта;
  • требований безопасности;
  • качества заводского изготовления.

В состав работ, выполняемых при капитальном ремонте составных частей и оборудования (работы капитального характера), входит замена одного или нескольких нижеперечисленных узлов (п. 3.6.3 Положения о ППР):

  • электродвигателя главного привода;
  • редуктора лебедки или червячной пары редуктора;
  • тормозного устройства;
  • электрощита (панели) управления лифтом;
  • купе кабины;
  • ограничителя скорости;
  • створок дверей шахты и кабины;
  • пружинных и балансирных подвесок противовеса и кабины;
  • канатоведущего шкива;
  • канатов.

Капитальный ремонт лифта, имеющего преждевременный физический и моральный износ оборудования, проводится исходя из его технического состояния (п. 3.6.4 Положения о ППР).

 

[1] Имеет добровольный характер применения; далее — ГОСТ 34303-2017.

[2] Утверждено Приказом Минстроя России от 17.08.1998 № 53 (локальный нормативный акт ведомства; далее — Положение о ППР).

[3] Пункт 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 (в ред. от 14.08.2019; далее — Правила), п. 4.1.1 ГОСТ 34303-2017.

[4] Пункт 17 Правил, п. 4.1.5 ГОСТ 34303-2017.

[5] Пункт 7.3.1 ГОСТ Р 55964-2014.

[6] Пункт 7.4.2 ГОСТ Р 55964-2014.

[7] См. Приказ Ростехнадзора от 14.08.2017 № 309 «Об утверждении форм документов, необходимых для реализации пунктов 13, 15, 23 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743».

[8] Пункт 23 Правил.

[9] Пункт 7.4.3 ГОСТ Р 55964-2014.

С. Г. Подберезина,
эксперт, консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 3, 2020.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам