Мы продолжаем раскрывать тему организации безопасной эксплуатации лифтового оборудования. В рамках данной статьи рассмотрим порядок организации системы планово-предупредительных ремонтов (далее — ППР) лифтового оборудования, включающей периодические осмотры, текущий ремонт, аварийно-техническое обслуживание, капитальный ремонт и модернизацию.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ ППР
Жизненный цикл любого оборудования, в том числе лифтового, состоит из нескольких этапов:
- Производство.
- Монтаж.
- Эксплуатация.
- Утилизация.
Мы рассмотрим, как для обеспечения безопасной и безотказной работы лифта организовать систему ППР (см. схему), которая предусматривает планирование, подготовку и реализацию осмотров, текущего и капитального ремонта, модернизацию лифтов с заданной последовательностью и периодичностью.
Система ППР
В качестве основы для разработки собственной системы ППР вы можете использовать:
- ГОСТ 34303-2017 (EN 13015:2001+A1:2008) "Лифты. Общие требования к руководству по техническому обслуживанию лифтов"[1];
- Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов[2].
В соответствии с Положением о ППР техническое обслуживание и ремонт лифта — это комплекс работ по обеспечению и восстановлению исправности и безопасности лифта на стадии эксплуатации.
ОРГАНИЗУЕМ СИСТЕМУ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Техническое обслуживание лифтов включает в себя[3]:
- осмотры, проверки;
- смазку, очистку механизмов лифта;
- работы по регулировке, наладке оборудования лифта;
- ремонт или замену изношенных или вышедших из строя элементов лифта, не влияющих на основные параметры и характеристики лифта;
- безопасную эвакуацию людей из кабины лифта в случае аварии.
Осмотры лифтов
Осмотры диспетчеризированных лифтов, оборудованных системами автоматического контроля, следует выполнять ежемесячно и совмещать их с текущим ремонтом (техническим обслуживанием). Осмотры лифтов, не оборудованных устройствами автоматического контроля, выполняются в соответствии с требованиями Правил (табл. 1).
Инструкция изготовителя — главный документ, определяющий порядок техобслуживания, поддержания работоспособности и безопасности лифта[4]. А если ее нет? В этом случае следует руководствоваться ГОСТ Р 55964-2014 «Общие требования безопасности при эксплуатации» (далее — ГОСТ Р 55964-2014).
Если нет информации изготовителя о видах, составе и периодичности работ по техническому обслуживанию лифтов, устанавливается следующая периодичность выполнения данных работ[5]:
- ежемесячное техническое обслуживание (ТО-1) проводится не реже 1 раза в месяц;
- квартальное техническое обслуживание (ТО-3) — не реже 1 раза в 3 месяца;
- полугодовое техническое обслуживание (ТО-6) — не реже 1 раза в 6 месяцев;
- годовое техническое обслуживание (ТО-12) — не реже 1 раза в 12 месяцев.
Информацию о выполнении осмотров объекта, об обслуживании и о ремонте лифта сотрудники обслуживающей организации заносят в журнал периодического осмотра и журнал технического обслуживания и ремонта лифта[6]. Формы журналов установлены Ростехнадзором[7]. Отметки, внесенные в журнал технического обслуживания и ремонта объекта (см. пример), заверяются подписью лица, ответственного за обслуживание и ремонт лифта[8].
Текущие ремонты лифтового оборудования
Текущий ремонт обеспечивает восстановление работоспособности лифта и поддержание его эксплуатационных показателей. В соответствии с п. 3.5 Положения о ППР текущие ремонты подразделяются в зависимости от требований, предъявляемых к эксплуатации лифта его производителем, на:
Аварийно-техническое обслуживание
Аварийно-техническое обслуживание лифта предусматривает (п. 7.4.2 ГОСТ Р 55964-2014):
- проведение работ по круглосуточному освобождению пассажиров из кабины лифта с использованием диспетчерских систем контроля работы лифта;
- пуск остановившихся лифтов в работу, в том числе в выходные и праздничные дни.
Время эвакуации пассажиров из кабины остановившегося лифта не должно превышать 30 минут с момента поступления информации в аварийную службу[9].
ОРГАНИЗУЕМ СИСТЕМУ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕСУРСА ЛИФТОВ
Система восстановления ресурса лифта включает в себя проведение:
- капитального ремонта (замены оборудования);
- модернизации оборудования.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 19.12.2019 № 112 «О внесении изменения в технический регламент Таможенного союза “Безопасность лифтов” (ТР ТС 011/2011)» продлен срок приведения лифтов в соответствие требованиям ТР ТС 011/2011:
- введенных в эксплуатацию до вступления в силу ТР ТС 011/2011;
- назначенный срок службы у которых истек до даты вступления в силу ТР ТС 011/2011, т. е. до 15.02.2013.
Срок приведения таких лифтов в соответствие требованиям ТР ТС 011/2011 — не позднее 15.02.2025.
Капитальный ремонт
Капитальный ремонт обеспечивает восстановление исправности, полного или близкого к полному ресурса лифта.
Продолжительность циклов (в годах) между плановыми капитальными ремонтами устанавливается как средневзвешенная (по годам выпуска лифтов, находящихся в эксплуатации) величина (п. 3.6.1 Положения о ППР) (см. табл. 2).
При плановых капитальных ремонтах специализированная организация проводит работы по замене и регулировке узлов и деталей, выработавших свой ресурс или близких к его выработке. При этом дополнительно выполняются (п. 3.6.2 Положения о ППР):
- работы, входящие в состав текущего ремонта;
- пусконаладочные работы.
Чтобы сократить сроки простоя лифтов, капитальный ремонт составных частей и деталей специализированной организацией должен производиться вне зависимости от ремонтного цикла по мере необходимости (п. 3.6.3 Положения о ППР). Это обусловлено тем, что большое количество составных частей и деталей, входящих в комплект лифтового оборудования, имеет рабочий ресурс ниже регламентированного для лифта в целом.
Долговечность работы частей и деталей лифта зависит (п. 3.6.3 Положения о ППР):
- от интенсивности и условий эксплуатации лифта;
- требований безопасности;
- качества заводского изготовления.
В состав работ, выполняемых при капитальном ремонте составных частей и оборудования (работы капитального характера), входит замена одного или нескольких нижеперечисленных узлов (п. 3.6.3 Положения о ППР):
- электродвигателя главного привода;
- редуктора лебедки или червячной пары редуктора;
- тормозного устройства;
- электрощита (панели) управления лифтом;
- купе кабины;
- ограничителя скорости;
- створок дверей шахты и кабины;
- пружинных и балансирных подвесок противовеса и кабины;
- канатоведущего шкива;
- канатов.
Капитальный ремонт лифта, имеющего преждевременный физический и моральный износ оборудования, проводится исходя из его технического состояния (п. 3.6.4 Положения о ППР).
[1] Имеет добровольный характер применения; далее — ГОСТ 34303-2017.
[2] Утверждено Приказом Минстроя России от 17.08.1998 № 53 (локальный нормативный акт ведомства; далее — Положение о ППР).
[3] Пункт 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 (в ред. от 14.08.2019; далее — Правила), п. 4.1.1 ГОСТ 34303-2017.
[4] Пункт 17 Правил, п. 4.1.5 ГОСТ 34303-2017.
[5] Пункт 7.3.1 ГОСТ Р 55964-2014.
[6] Пункт 7.4.2 ГОСТ Р 55964-2014.
[7] См. Приказ Ростехнадзора от 14.08.2017 № 309 «Об утверждении форм документов, необходимых для реализации пунктов 13, 15, 23 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743».
[8] Пункт 23 Правил.
[9] Пункт 7.4.3 ГОСТ Р 55964-2014.