НЕ ПЫТАЙТЕСЬ РЕМОНТИРОВАТЬ ТО, ЧТО ХОРОШО РАБОТАЕТ
С 1 января 2017 г. в России начал действовать Закон о независимой оценке квалификации[2]. А с 1 июля 2019 г. независимая оценка квалификации стала единственным способом оценки компетентности работников. Применять иной (кроме независимой оценки квалификации) порядок проведения оценки квалификации можно только в случае, если Трудовым кодексом РФ установлен особенный способ проверки квалификации для какой-либо категории работников.
Какие-либо особенности регулирования труда для работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений и (или) в сфере электроэнергетики, в сфере теплоснабжения, Трудовым кодексом РФ сейчас не предусмотрены. Перечисленные организации (в том числе осуществляющие деятельность в области теплоэнергетики и электроэнергетики) вынуждены перейти к новой форме подтверждения соответствия знаний, навыков и умений работников квалификационным требованиям, установленным профессиональными стандартами и иными нормативными правовыми актами, — независимой оценке квалификации (далее — НОК).
При этом в сфере электроэнергетики сложилась и десятки лет эффективно функционирует система работы с технологическим персоналом[4], учитывающая технологические особенности деятельности и обеспечивающая необходимую подготовку работников к выполнению возложенных на них трудовых функций с соблюдением требований промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, требований по охране труда.
Перспективы внедрения в электроэнергетической отрасли института НОК сопряжены со значительными рисками и проблемами в связи с повышенной сложностью и опасностью технологических процессов и обусловленными ими повышенными требованиями к квалификации работников.
Чтобы сохранить в электроэнергетике и теплоснабжении действующие в настоящее время и подтвердившие свою эффективность обязательные формы работы с персоналом, применяемые в соответствии с отраслевыми нормативными актами, Минэнерго России разработало законопроект о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ. На момент подготовки статьи он уже принят Государственной Думой[5] в окончательном третьем чтении.
ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Как отмечают разработчики законопроекта в его обосновании, формирование и существование в отрасли специальной системы работы с персоналом обусловлено следующими факторами:
- сложностью производственных и технологических процессов;
- повышенными требованиями к обеспечению надежности и безопасности функционирования объектов электроэнергетики, электрических сетей и энергосистемы в целом;
- значительностью негативных последствий, которые могут возникнуть в случае нарушения таких требований из-за неправильных (ошибочных) действий персонала, отсутствия у него необходимых знаний, навыков и умений.
В силу указанных обстоятельств основной принцип отраслевой системы работы с технологическим персоналом — обязательность оценки квалификации как для работников, так и для организаций-работодателей.
Отличия в подходе к оценке квалификации работников энергетических предприятий при НОК и в соответствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики представлены в таблице.
Если центрам оценки квалификации (далее — ЦОК) передать полномочия по подтверждению квалификации персонала, осуществляющего профессиональную деятельность в сфере электроэнергетики (оперативный, ремонтный, диспетчерский персонал, персонал, осуществляющий проектирование, строительство, эксплуатацию опасных промышленных объектов, гидротехнических сооружений), это может привести:
- к разрушению существующей отраслевой системы работы с персоналом;
- снижению уровня подготовленности кадров;
- нарушениям нормального функционирования объектов электроэнергетики и энергосистемы в целом;
- необходимости по-прежнему проводить проверку знаний и иные формы работы с персоналом в соответствии с требованиями отраслевых нормативных правовых актов, даже несмотря на их выведение за пределы правового поля (признание нелегитимными), чтобы снизить риски, связанные с непрофессиональной оценкой квалификации персонала ЦОКом.
Безусловный переход электроэнергетической отрасли на НОК также поставит под вопрос легитимность процедуры аттестации работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики по вопросам безопасности в указанных сферах[6]. Каких-либо изъятий (исключений), позволяющих сохранить такую аттестацию как форму оценки квалификации работников, Федеральный закон № 238-ФЗ не предусматривает.
НОК должна не заменять отраслевую систему работы с персоналом, а дополнять ее и применяться на добровольной основе по решению работников и работодателей наряду с указанными обязательными формами работы с персоналом. Это позволит организациям электроэнергетики использовать преимущества НОК без ущерба для других общеобязательных требований, обеспечивающих надежность и безопасность работы объектов и субъектов отрасли.
[1] Проект Федерального закона «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования труда работников в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения».
[2] Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее — Федеральный закон № 238-ФЗ).
[4] См. Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденные Приказом Минэнерго России от 19.02.2000 № 49.
[6] Введена Федеральным законом от 29.07.2018 № 271-ФЗ.