Текущий год можно смело назвать водоразделом между старым и новым порядком взаимодействия с органами надзора. На смену одному закону о проведении проверок придет другой.
Разберемся, как изменится наша работа в плане взаимодействия с проверяющими, и сразу отметим, что большинство нововведений касается всех надзорных органов, поэтому мы будем выделять Ростехнадзор тогда, когда речь будет идти о специфике, касающейся именно его.
НОВЫЙ РЕЕСТР ПРОВЕРОК: МАКСИМУМ ПРОЗРАЧНОСТИ
Новый Закон однозначно упростит и сделает более транспарентным взаимодействие с контрольными органами. Уже сейчас в личном кабинете юридического лица или индивидуального предпринимателя на госуслугах уведомление о назначении проверки появляется, как только в Реестр проверок вносится информация о ее назначении. Сейчас это происходит в тестовом режиме, а с 1 июля такой способ информирования будет обязательным. Специально для этого в несколько этапов запускается новый Реестр проверок. 19 апреля премьер-министр Михаил Мишустин утвердил Правила[1] его формирования и ведения. Единый реестр синхронизируют с порталом госуслуг, и предприниматели смогут через личные кабинеты не только отслеживать всю информацию о предстоящих проверках, но и видеть принятые решения.
Еще одна отличительная особенность нового Реестра: в него включат внеплановые проверки. Если информация о проверке (любой!) после 1 июля не будет внесена в Реестр, то ее проведение будет считаться незаконным и может быть обжаловано. И механизм этого обжалования отличается от применяемого сейчас. Чуть позже мы остановимся на этом, а пока разберемся с проверками. Их унифицируют.
ПРОВЕРКАМ — ЕДИНЫЙ ПОРЯДОК
В конце мая Дума уже в третьем чтении приняла законопроект[2], который введет единообразный порядок проведения проверок. Закон очень объемный (более 700 страниц). Он вносит корректировки в 132 федеральных закона, приводя их в соответствие с Законом о госконтроле. В том числе изменения затронут и Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Федеральному надзору в области промбезопасности посвящена ст. 16 законопроекта, которой установлено, что Ростехнадзором будут проводиться пять видов профилактических мероприятий:
• информирование;
• обобщение правоприменительной практики;
• объявление предостережений;
• меры стимулирования добросовестности, предусматривающие оценку соответствия организации, эксплуатирующей ОПО, критериям добросовестности за пять лет;
• консультирование.
А соблюдение требований промбезопасности Ростехнадзор будет проверять при проведении выездных и документарных проверок. Периодичность плановых выездных проверок будет зависеть от класса опасности объекта:
Как вы понимаете, в этой части сюрпризов не предвидится. Введение Закона существенно облегчит получение лицензий.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ: ПЕРЕХОД НА ДИСТАНТ, ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ И ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ВМЕСТО ПРОВЕРОК
Сейчас, чтобы получить лицензию, нужно пройти через внеплановую проверку и доказать, что соблюдены все лицензионные требования. После вступления проекта Закона в силу планируются следующие изменения:
- Внеплановая проверка соискателя лицензии будет заменена оценкой соответствия лицензионным требованиям, проводимой в качестве государственной услуги.
- Также предлагается исключить плановые проверки. Вместо них вводится процедура периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям в отношении пяти лицензируемых видов деятельности: производство лекарственных средств, деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, а также деятельность по монтажу, техобслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
- Вводится реестровая модель в сфере лицензирования, когда замена процедуры переоформления лицензии на процедуру внесения изменений в Реестр лицензий, переход на предоставление исключительно бесплатных электронных выписок из Реестра лицензий, а также возможность принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии будут происходить в электронном формате.
- Сократится срок предоставления лицензии. Можно будет оформить лицензию не на весь вид деятельности, а на отдельные работы или услуги, его составляющие. В том числе такая лицензия будет предоставляться, если вы заявились на весь вид деятельности, но в отношении отдельных из заявляемых работ или услуг выявлено несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям. Приостановление действия лицензии также предлагается разрешить в отношении части работ или услуг.
Как только Закон будет официально опубликован, мы обязательно сделаем его подробный обзор в одном из номеров журнала.
- До 31 декабря 2021 года лицензию можно получит дистанционно.
2 апреля 2021 г. вступили в силу Методические рекомендации по осуществлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного контроля (надзора) за соблюдением требований промышленной безопасности и лицензионных требований с использованием средств дистанционного взаимодействия[3]. Действовать они будут до конца года.
Применяются они при проведении проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:
• деятельность по проведению ЭПБ;
• деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
• производство маркшейдерских работ;
• эксплуатацию взрывопожароопасных и химически ОПО I, II и III классов опасности.
Рекомендации № 138 устанавливают порядок взаимодействия соискателя лицензии (лицензиата) и Ростехнадзора при проведении проверок соответствия лицензионным требованиям.
Как следует из Методических рекомендаций № 138, к распоряжению о проведении проверки должен быть приложен исчерпывающий перечень документов и информации, необходимых для принятия решения о соответствии (несоответствии) проверяемого лица установленным требованиям, с указанием возможных форм и форматов, а также рекомендуемых ориентировочных сроков их представления проверяемым лицом.
Когда с проверяемым лицом согласуются формы, форматы и объемы необходимых документов, должен использоваться адрес электронной почты Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора), указанный в распоряжении о проведении проверки, с указанием на необходимость подписать каждый представляемый документ усиленной КЭП проверяемого лица. При этом согласование может проводиться также посредством телефонной связи. Тем, кто попадал под проверки в 2020 г., этот порядок взаимодействия знаком. Он был отработан впервые еще в первую волну COVID-19.
Если в ходе согласования выявлено, что у проверяемого лица нет возможности направить необходимые документы и информацию в форме электронных документов, подписанных усиленной КЭП, должны быть согласованы сроки, в которые нужно представить документы и информацию на бумажном носителе (в течение сроков проведения проверочных мероприятий, но не менее чем за три рабочих дня до их окончания) способом, обеспечивающим бесконтактную доставку документов в Ростехнадзор или его территориальный орган.
Если проверяемое лицо не представит в установленные сроки необходимые документы, то это рассматривается как основание, чтобы сформировать вывод о несоответствии проверяемого лица пункту соответствующего требования, установленного законодательством РФ.
Как предусмотрено Методическими рекомендациями № 138, когда оформляется акт проверки, содержащий вывод о несоответствии проверяемого лица установленным требованиям, к акту проверки должны быть приложены:
• фотоотчет, содержащий информацию о конкретных выявленных нарушениях (за исключением нарушений, касающихся отсутствия документов или информации), каждый лист которого подписывается должностным лицом, выявившим нарушение;
• предписания об устранении выявленных нарушений;
• другие связанные с результатами проверки документы или их копии.
Сканированная копия акта проверки, включая приложения, должна направляться проверяемому лицу по адресу электронной почты с сопроводительным письмом с обязательным статусом «Важно» и направлением уведомления о прочтении.
Акт проверки будет считаться врученным с момента поступления от проверяемого лица сканированной копии акта проверки с отметкой об ознакомлении с результатами проверки (подписью проверяемого лица) либо с момента получения уведомления о прочтении проверяемым лицом электронного письма, содержащего акт проверки.
МОРАТОРИЙ КАК МЕРА ПОДДЕРЖКИ
По итогам первого моратория, действовавшего в период с 2016 г. по 2018 г., от плановых проверок освободили более 500 тыс. малых предприятий. Эта мера доказала свою эффективность и впоследствии была продлена еще на два года.
В план контрольных мероприятий на 2020 г. было включено более 376 000, но из-за прошлогоднего «антиковидного» моратория все плановые надзорные процедуры по малому и среднему бизнесу были прекращены. Также, по данным Минэкономразвития, были введены серьезные ограничения для внеплановых проверок. Итогом стало почти двукратное снижение давления на бизнес.
В 2021 г. мораторий действует только в отношении плановых проверок малого бизнеса[1].[2]
Контролирующие ведомства запланировали в этом году провести более 488 000 проверок, каждая четвертая из этого числа была отклонена прокурорами, 60 000 проверок не будут проведены благодаря мораторию.
Проверьте, не относится ли ваша организация к категории малого бизнеса и назначены ли в отношении вас проверки. Если в личном кабинете юрлица/ИП или в Реестре обнаружится плановая проверка, то в досудебном порядке можно обжаловать ее назначение прямо через госуслуги и отменить.
Если после 1 июля в отношении вас будет проведена проверка, которая не внесена в Реестр, ее также можно обжаловать в досудебном порядке.
Кстати, напоминаем, что 1 июля частично сворачивается особый разрешительный режим, установленный Правительством[3]:
ПОЯВИТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЖАЛОВАТЬ ПРОВЕРКИ В ДОСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ ЧЕРЕЗ ГОСУСЛУГИ
В новом Законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» предусмотрена новая единая для всех процедура — обязательное досудебное обжалование решений надзорных ведомств или действий проверяющих.
Это значит, предприятия могут без привлечения суда защищаться от произвола проверяющих инспекторов. Для этого нужно будет создать жалобу на портале госуслуг.
Правительство решило для начала протестировать досудебное обжалование в экспериментальном режиме, чтобы выявить недочеты, сделать работу над ошибками и уже потом делать досудебку обязательной.
Таким образом, с 17 августа 2020 г. до 1 июля 2021 г. на территории России проводится эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его исполнительных лиц.
Регламентируют эксперимент по досудебке два документа:
• Постановление № 1108;
• Методические рекомендации по проведению на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его руководящих лиц[6].
С 1 июля 2021 г. досудебное обжалование станет обязательным, поскольку вступит в силу Постановление Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 «Об утверждении Перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 г.».
[1] Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
[2] Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: https://rmsp.nalog.ru.
[3] Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах».
[4] Далее — досудебка.
[5] Постановление Правительства РФ от 24.07.2020 № 1108 «О проведении на территории Российской Федерации экспериментов по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его исполнительных лиц»; далее — Постановление № 1108.
[6] Утверждены Протоколом заседания Межведомственной рабочей группы по обеспечению проведения эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц от 16.12.2020 № 11-Д24; далее — Методические рекомендации.