Законодательство обязывает организации, эксплуатирующие ОПО, разработать и утвердить планы мероприятий по локализации и ликвидации аварии (далее — ПМЛА). Расскажем, как выполнить требования Положения[1].
Положение устанавливает порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО и требования к содержанию таких планов. Это небольшой документ на две страницы, содержит только общие требования. Поэтому прокомментируем основные пункты Положения и разберем поэтапно, что и как необходимо сделать, чтобы ваш ПМЛА отвечал требованиям законодательства о промышленной безопасности, установленным Федеральным законом № 116-ФЗ[2].
ПМЛА: КТО, КОМУ И КАК
Какие предприятия обязательно должны разработать ПМЛА?
Перед вводом в эксплуатацию ОПО I, II и III классов опасности у эксплуатирующей организацией возникает обязанность разработать ПМЛА на ОПО. Для предприятий, эксплуатирующих ОПО IV класса опасности, они необязательны.
Если ПМЛА не будет, вам могут отказать в выдаче лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически ОПО I, II и III классов опасности.
ПМЛА надо разработать сразу же после внесения ОПО в Государственный реестр опасных производственных объектов (далее — реестр) и до начала эксплуатации, которую разрешается осуществлять только на основании полученной лицензии. Иначе эксплуатация расценивается как незаконное предпринимательство. Но на практике, если есть доказательства, что эксплуатирующая организация пытается получить лицензию, такой вопрос не встанет.
Подтверждением выполнения этого требования будут визы согласования
и утверждения на титульном листе ПМЛА (пример 2).При нахождении на площадке нескольких ОПО у одной эксплуатирующей организации, если они территориально соприкасаются и между ними отсутствуют объекты иных организаций, разрешается разрабатывать один ПМЛА для всех объектов. При этом сроки его действия будут ограниченны наименьшим сроком для объектов указанных выше.
Когда и на какой срок нужно разработать ПМЛА? Когда следует вносить изменения и переутверждать?
Первоначально ПМЛА необходимо разработать непосредственно перед подачей документов на получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, т. к. при проведении оценки соответствия лицензионных требований вы можете получить несоответствие в этой части.
Нормативно-правовыми актами срок разработки ПМЛА при вводе ОПО в эксплуатацию не установлен.
Сроки действия ПМЛА установлены п. 5 Положения, а сроки действия ПМЛА зависят от отрасли:
• для ОПО, на которых ведутся горные работы, в подземных условиях, — 6 месяцев;
• для ОПО, на которых ведутся открытые горные работы, —1 год;
• для остальных объектов — 5 лет.
По истечении этих сроков ПМЛА нужно пересматривать и переутверждать не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий п. 7 Положения).
Положением также четко регламентированы случаи, когда нужно пересматривать ПМЛА до истечения сроков действия (п. 7):
«б) не позднее 30 календарных дней после:
• реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;
• внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;
• изменения сведений, содержащихся в общих или специальных разделах плана мероприятий;
ПМЛА пересматриваются после аварий и по предписаниям РТН после надзорных мероприятий:
• на основании выводов, указанных в акте технического расследования причин аварий на объекте;
• по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
• на основании предостережения федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа о недопустимости нарушения обязательных требований промышленной безопасности в случае выявления указанными органами новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.
При пересмотре ПМЛА сроки действия остаются теми же, что и при первоначальной разработке.
Кто на предприятии должен разрабатывать ПМЛА?
ПМЛА — результат коллективной работы сотрудников предприятия. Руководитель юридического распорядительным документов может назначить комиссию из должностных лиц, уполномоченных готовить ПМЛА (пример 1).
Подтверждением выполнения этого требования будут визы согласования и утверждения на титульном листе ПМЛА (пример 2).
Как оформить ПМЛА?
Положением четко регламентирован порядок его согласования и утверждения:
Чем грозит предприятию отсутствие ПМЛА?
Отсутствие разработанного, согласованного и утвержденного в установленном порядке ПМЛА является грубым нарушением лицензионных требований и может служить основанием приостановки эксплуатации ОПО.
Если ПМЛА отсутствует, предприятию может грозить административное наказание по ст. 9.1 п. 3 КоАП:
• наложение административного штрафа:
– на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;
– на юридических лиц — от 500 000 до 1 млн руб.;
• административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Что должен содержать ПМЛА?
ПМЛА представляет собой многостраничный документ, с таблицами и формами в приложениях. Он должен состоять из двух разделов: общий и специальный (п. 10 Положения).
Содержание может быть таким:
Прокомментируем состав подразделов.
[1] Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1437 (далее — Положение).
[2] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 29 декабря 2022 г.; далее — Федеральный закон № 116-ФЗ).