Отдаем журнал бесплатно!

Обучение работников локализации и ликвидации аварийной ситуации на ОПО в вопросах и ответах

В статье 10 Федерального закона № 116-ФЗ[1] перечислены требования, которые должна выполнять эксплуатирующая организация (далее — ЭО) в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО. В числе прочих есть требование обучить работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО.

При выполнении этого требования у ЭО возникает много вопросов. В нормативно-правовых актах по промышленной безопасности прямых ответов на них нет. Постараемся дать эти ответы в статье.

Кого обучаем?

Одна из обязанностей работника ОПО — в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте[2]. Этот порядок изложен в Положении о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах[3]. Это Положение устанавливает порядок разработки планов мероприятий, в нем есть ссылки на содержание плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее — ПМЛА). Обратите внимание: Положение предусматривает порядок разработки ПМЛА, а не порядок участия в ликвидации аварии.

ПМЛА должен содержать следующую информацию (п. 11 Положения):

г) количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее — силы и средства), и их соответствие задачам по локализации и ликвидации последствий аварий;

к) первоочередные действия при получении сигнала об авариях на объекте;

л) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварий.

Исходя из этого мы можем определить категорию работников, которые должны проходить обучение. Это только те работники, которые указаны в специальном разделе ПМЛА, в котором определяется порядок действий в случае аварий на объекте.

Но и здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд. Можно ли привлекать эксплуатирующий персонал? В каких работах его можно привлекать?

Если остановка технологического процесса осуществляется дистанционно, или алгоритм работы системы аварийной остановки действует без участия персонала или остановка осуществляется из безопасного места, разумеется, к такой работе эксплуатационный персонал можно привлекать.

А если остановка технологического процесса требует закрытия или переключения каких-либо запорно-регулирующих арматур непосредственно в зоне воздействия вредных и/или опасных производственных факторов, как тогда правильно поступать?

Если основываться только на требованиях в области промышленной безопасности, то однозначно да. Но есть еще один нормативно-правовой акт, который по статусу выше Федерального закона № 116-ФЗ — это Трудовой кодекс РФ.

Согласно ст. 210 ТК РФ должен быть обеспечен приоритет сохранения жизни и здоровья работников, а ст. 216 ТК РФ предоставляет работнику право отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Но этим исключением как раз является Федеральный закон № 116-ФЗ — замкнутый круг!

Как же в этом случае поступить, чтобы не нарушить законодательство, которое с одной стороны вроде бы не запрещает, а с другой — вроде бы не разрешает? Единственный выход — создать нештатное аварийно-спасательное формирование (НАСФ).

Нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) — это самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований утвержден Приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999 (в ред. от 23.12.2022).

Но это вариант не дешевый, т. к. подготовка и аттестация членов НАСФ сопоставима с подготовкой и аттестацией членов ПАСФ.

Поисково-спасательные и аварийно-спасательные формирования МЧС России являются подведомственными учреждениями МЧС России. Это профессиональные аварийно-спасательные формирования, которые проводят поисково-спасательные работы в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Их работа регламентируется Федеральным законом от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Оснащение и нештатного, и профессионального аварийно-спасательного формирований примерно одинаково, если виды аварийно-спасательных работ, на которые они аттестованы, идентичны. Но члену НАСФ при аттестации присваивается статус спасателя РФ, как и члену ПАСФ, а к этому статусу идет обязательство участвовать в аварийно-спасательных работах.

Член НАСФ от представителя ПАСФ отличается и лучшим знанием технологии ОПО, умениями ограничить распространение аварии и многими другими навыками и знаниями, которые можно отнести к особенностям эксплуатации конкретного ОПО.

К тому же перед аттестацией на статус спасателя кандидат проходит медицинский осмотр[4], что частично снимает вопросы к руководителю эксплуатирующей организации, если при ликвидации аварий работник пострадает.

Перед аттестацией член НАСФ обязательно проходит специальное обучение, которое тоже является подтверждающим обстоятельством обучения работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО.

Остальных работников необходимо обучить правилам эвакуации при объявлении сигнала об аварии.

Если хотите сделать все по закону, создайте НАСФ. Привлекая работников к ликвидации аварий, будьте готовы в случае их гибели к существенным рискам со стороны родственников погибших и нанятых ими адвокатов.

Чему обучаем?

Обучение должно быть направлено в первую очередь на получение практических навыков по действиям в случае аварии. Обучаем:

Чему обучаем персонал ОПО

Как обучаем?

 

Обучение членов НАСФ регламентировано двумя НПА МЧС РФ:

1) Методическими рекомендациями по созданию, оснащению, подготовке и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утв. МЧС России 02.12.2021 № МР-ВЯ-1;

2) Примерной программой курсового обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в области гражданской обороны, утв. МЧС России 20.11.2020 № 2-4-71-28-11.

Этими документами предусматривается:

Сроки обучения ликвидации аварий на ОПО

Периодичность проведения учебно-тренировочных занятий

Для эксплуатирующего персонала ОПО периодичность проведения учебно-тренировочных занятий определяется Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

 

 

[1] Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 14.11.2023).

[2] Статья 9 2 Федерального закона № 116-ФЗ.

[3] Утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1437 (далее — Положение).

[4] Пункт 14 «Работы, выполняемые аварийно-спасательной службой, аварийно-спасательными формированиями, спасателями, а также работы, выполняемые пожарной охраной при тушении пожаров» Приложения № 1 к Приказу Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (в ред. от 01.02.2022).

Д. А. Степанов,
независимый консультант по промышленной безопасности

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 4, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Обучение работников локализации и ликвидации аварийной ситуации на ОПО в вопросах и ответах

В статье 10 Федерального закона № 116-ФЗ[1] перечислены требования, которые должна выполнять эксплуатирующая организация (далее — ЭО) в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО. В числе прочих есть требование обучить работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО.

При выполнении этого требования у ЭО возникает много вопросов. В нормативно-правовых актах по промышленной безопасности прямых ответов на них нет. Постараемся дать эти ответы в статье.

Кого обучаем?

Одна из обязанностей работника ОПО — в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте[2]. Этот порядок изложен в Положении о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах[3]. Это Положение устанавливает порядок разработки планов мероприятий, в нем есть ссылки на содержание плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее — ПМЛА). Обратите внимание: Положение предусматривает порядок разработки ПМЛА, а не порядок участия в ликвидации аварии.

ПМЛА должен содержать следующую информацию (п. 11 Положения):

г) количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее — силы и средства), и их соответствие задачам по локализации и ликвидации последствий аварий;

к) первоочередные действия при получении сигнала об авариях на объекте;

л) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварий.

Исходя из этого мы можем определить категорию работников, которые должны проходить обучение. Это только те работники, которые указаны в специальном разделе ПМЛА, в котором определяется порядок действий в случае аварий на объекте.

Но и здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд. Можно ли привлекать эксплуатирующий персонал? В каких работах его можно привлекать?

Если остановка технологического процесса осуществляется дистанционно, или алгоритм работы системы аварийной остановки действует без участия персонала или остановка осуществляется из безопасного места, разумеется, к такой работе эксплуатационный персонал можно привлекать.

А если остановка технологического процесса требует закрытия или переключения каких-либо запорно-регулирующих арматур непосредственно в зоне воздействия вредных и/или опасных производственных факторов, как тогда правильно поступать?

Если основываться только на требованиях в области промышленной безопасности, то однозначно да. Но есть еще один нормативно-правовой акт, который по статусу выше Федерального закона № 116-ФЗ — это Трудовой кодекс РФ.

Согласно ст. 210 ТК РФ должен быть обеспечен приоритет сохранения жизни и здоровья работников, а ст. 216 ТК РФ предоставляет работнику право отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Но этим исключением как раз является Федеральный закон № 116-ФЗ — замкнутый круг!

Как же в этом случае поступить, чтобы не нарушить законодательство, которое с одной стороны вроде бы не запрещает, а с другой — вроде бы не разрешает? Единственный выход — создать нештатное аварийно-спасательное формирование (НАСФ).

Нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) — это самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований утвержден Приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999 (в ред. от 23.12.2022).

Но это вариант не дешевый, т. к. подготовка и аттестация членов НАСФ сопоставима с подготовкой и аттестацией членов ПАСФ.

Поисково-спасательные и аварийно-спасательные формирования МЧС России являются подведомственными учреждениями МЧС России. Это профессиональные аварийно-спасательные формирования, которые проводят поисково-спасательные работы в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Их работа регламентируется Федеральным законом от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Оснащение и нештатного, и профессионального аварийно-спасательного формирований примерно одинаково, если виды аварийно-спасательных работ, на которые они аттестованы, идентичны. Но члену НАСФ при аттестации присваивается статус спасателя РФ, как и члену ПАСФ, а к этому статусу идет обязательство участвовать в аварийно-спасательных работах.

Член НАСФ от представителя ПАСФ отличается и лучшим знанием технологии ОПО, умениями ограничить распространение аварии и многими другими навыками и знаниями, которые можно отнести к особенностям эксплуатации конкретного ОПО.

К тому же перед аттестацией на статус спасателя кандидат проходит медицинский осмотр[4], что частично снимает вопросы к руководителю эксплуатирующей организации, если при ликвидации аварий работник пострадает.

Перед аттестацией член НАСФ обязательно проходит специальное обучение, которое тоже является подтверждающим обстоятельством обучения работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО.

Остальных работников необходимо обучить правилам эвакуации при объявлении сигнала об аварии.

Если хотите сделать все по закону, создайте НАСФ. Привлекая работников к ликвидации аварий, будьте готовы в случае их гибели к существенным рискам со стороны родственников погибших и нанятых ими адвокатов.

Чему обучаем?

Обучение должно быть направлено в первую очередь на получение практических навыков по действиям в случае аварии. Обучаем:

Чему обучаем персонал ОПО

Как обучаем?

 

Обучение членов НАСФ регламентировано двумя НПА МЧС РФ:

1) Методическими рекомендациями по созданию, оснащению, подготовке и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утв. МЧС России 02.12.2021 № МР-ВЯ-1;

2) Примерной программой курсового обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в области гражданской обороны, утв. МЧС России 20.11.2020 № 2-4-71-28-11.

Этими документами предусматривается:

Сроки обучения ликвидации аварий на ОПО

Периодичность проведения учебно-тренировочных занятий

Для эксплуатирующего персонала ОПО периодичность проведения учебно-тренировочных занятий определяется Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

 

 

[1] Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 14.11.2023).

[2] Статья 9 2 Федерального закона № 116-ФЗ.

[3] Утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1437 (далее — Положение).

[4] Пункт 14 «Работы, выполняемые аварийно-спасательной службой, аварийно-спасательными формированиями, спасателями, а также работы, выполняемые пожарной охраной при тушении пожаров» Приложения № 1 к Приказу Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (в ред. от 01.02.2022).

Д. А. Степанов,
независимый консультант по промышленной безопасности

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 4, 2024.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам