В статье 10 Федерального закона № 116-ФЗ[1] перечислены требования, которые должна выполнять эксплуатирующая организация (далее — ЭО) в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО. В числе прочих есть требование обучить работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО.
При выполнении этого требования у ЭО возникает много вопросов. В нормативно-правовых актах по промышленной безопасности прямых ответов на них нет. Постараемся дать эти ответы в статье.
Кого обучаем?
Одна из обязанностей работника ОПО — в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте[2]. Этот порядок изложен в Положении о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах[3]. Это Положение устанавливает порядок разработки планов мероприятий, в нем есть ссылки на содержание плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее — ПМЛА). Обратите внимание: Положение предусматривает порядок разработки ПМЛА, а не порядок участия в ликвидации аварии.
ПМЛА должен содержать следующую информацию (п. 11 Положения):
г) количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее — силы и средства), и их соответствие задачам по локализации и ликвидации последствий аварий;
…
к) первоочередные действия при получении сигнала об авариях на объекте;
л) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварий.
Исходя из этого мы можем определить категорию работников, которые должны проходить обучение. Это только те работники, которые указаны в специальном разделе ПМЛА, в котором определяется порядок действий в случае аварий на объекте.
Но и здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд. Можно ли привлекать эксплуатирующий персонал? В каких работах его можно привлекать?
Если остановка технологического процесса осуществляется дистанционно, или алгоритм работы системы аварийной остановки действует без участия персонала или остановка осуществляется из безопасного места, разумеется, к такой работе эксплуатационный персонал можно привлекать.
А если остановка технологического процесса требует закрытия или переключения каких-либо запорно-регулирующих арматур непосредственно в зоне воздействия вредных и/или опасных производственных факторов, как тогда правильно поступать?
Если основываться только на требованиях в области промышленной безопасности, то однозначно да. Но есть еще один нормативно-правовой акт, который по статусу выше Федерального закона № 116-ФЗ — это Трудовой кодекс РФ.
Согласно ст. 210 ТК РФ должен быть обеспечен приоритет сохранения жизни и здоровья работников, а ст. 216 ТК РФ предоставляет работнику право отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Но этим исключением как раз является Федеральный закон № 116-ФЗ — замкнутый круг!
Как же в этом случае поступить, чтобы не нарушить законодательство, которое с одной стороны вроде бы не запрещает, а с другой — вроде бы не разрешает? Единственный выход — создать нештатное аварийно-спасательное формирование (НАСФ).
Нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) — это самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований утвержден Приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999 (в ред. от 23.12.2022).
Но это вариант не дешевый, т. к. подготовка и аттестация членов НАСФ сопоставима с подготовкой и аттестацией членов ПАСФ.
Поисково-спасательные и аварийно-спасательные формирования МЧС России являются подведомственными учреждениями МЧС России. Это профессиональные аварийно-спасательные формирования, которые проводят поисково-спасательные работы в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Их работа регламентируется Федеральным законом от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Оснащение и нештатного, и профессионального аварийно-спасательного формирований примерно одинаково, если виды аварийно-спасательных работ, на которые они аттестованы, идентичны. Но члену НАСФ при аттестации присваивается статус спасателя РФ, как и члену ПАСФ, а к этому статусу идет обязательство участвовать в аварийно-спасательных работах.
Член НАСФ от представителя ПАСФ отличается и лучшим знанием технологии ОПО, умениями ограничить распространение аварии и многими другими навыками и знаниями, которые можно отнести к особенностям эксплуатации конкретного ОПО.
К тому же перед аттестацией на статус спасателя кандидат проходит медицинский осмотр[4], что частично снимает вопросы к руководителю эксплуатирующей организации, если при ликвидации аварий работник пострадает.
Перед аттестацией член НАСФ обязательно проходит специальное обучение, которое тоже является подтверждающим обстоятельством обучения работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО.
Остальных работников необходимо обучить правилам эвакуации при объявлении сигнала об аварии.
Если хотите сделать все по закону, создайте НАСФ. Привлекая работников к ликвидации аварий, будьте готовы в случае их гибели к существенным рискам со стороны родственников погибших и нанятых ими адвокатов.
Чему обучаем?
Обучение должно быть направлено в первую очередь на получение практических навыков по действиям в случае аварии. Обучаем:
Как обучаем?
Обучение членов НАСФ регламентировано двумя НПА МЧС РФ:
1) Методическими рекомендациями по созданию, оснащению, подготовке и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утв. МЧС России 02.12.2021 № МР-ВЯ-1;
2) Примерной программой курсового обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в области гражданской обороны, утв. МЧС России 20.11.2020 № 2-4-71-28-11.
Этими документами предусматривается:
Периодичность проведения учебно-тренировочных занятий
Для эксплуатирующего персонала ОПО периодичность проведения учебно-тренировочных занятий определяется Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
[1] Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 14.11.2023).
[2] Статья 9 2 Федерального закона № 116-ФЗ.
[3] Утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1437 (далее — Положение).
[4] Пункт 14 «Работы, выполняемые аварийно-спасательной службой, аварийно-спасательными формированиями, спасателями, а также работы, выполняемые пожарной охраной при тушении пожаров» Приложения № 1 к Приказу Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (в ред. от 01.02.2022).