Проанализируем новые Правила расследования причин аварий при теплоснабжении в сравнении с действовавшими нормами. Разберемся, насколько масштабны изменения.
Регуляторная гильотина и НПА по расследованию аварий на теплоснабжении
Если на объекте теплоснабжения случилась авария, ее придется расследовать. Нормативные требования, регламентирующие правила проведения и оформления расследования, регуляторная гильотина настигла только в этом году. До нее Правила расследования, формы акта, отчета и порядок их оформления вместе с классификаторами регламентировали три документа:
1. Постановление Правительства РФ от 17 октября 2015 г. № 1114 «О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении и о признании утратившими силу отдельных положений Правил расследования причин аварий в электроэнергетике» (утратил силу с 1 сентября 2022 г.).
2. Приказ Ростехнадзора от 25 апреля 2016 № 157 «Об утверждении формы и порядка оформления акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении» (далее — Приказ № 157).
3. Приказ Ростехнадзора от 25 апреля 2016 № 158 «Об утверждении формы и порядка оформления отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении» (далее — Приказ № 158).
А вместо Постановления Правительства РФ от 17 октября 2015 г. № 1114 с 1 сентября при выяснении причин аварийных ситуаций на теплоснабжении нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2022 г. № 1014.
Новые Правила не такие уж и новые на самом деле. По сути, они включают не только актуализированные старые Правила, но и частично требования приказов № 157 и № 158 относительно форм документов и классификаторов. А вот Порядок оформления этих документов только-только прошел общественные обсуждения на портале проектов нормативных актов[1].
Таким образом, изменение нормативных требований к расследованию аварий на теплоснабжении будет двухэтапным:
• 1 этап: 1 сентября 2022 г. — замена Правил расследования, форм Акта, Отчета и классификаторов;
• 2 этап: 1 марта 2023 г. — замена Правил оформления Акта и Отчета.
По окончании 2-го этапа расследование аварий на теплоснабжении будет регулироваться двумя документами (а не тремя, как ранее):
1. Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2022 г. № 1014 «О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении».
2. Приказом Ростехнадзора «Об утверждении порядка оформления акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении и порядка оформления отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении» (после его подписания и опубликования)[2].
Сфера регулирования новых правил
Теплоснабжение — обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
Объекты теплоснабжения могут быть отнесены к ОПО, к электроэнергетике и даже к атомной энергетике, или вообще не относиться ни к одной из перечисленных категорий в зависимости от того, какое оборудование и какая технология используются для производства тепла.
Объекты теплоснабжения — источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность (см. рис.).
Новые Правила, как и старые, нужно применять не всегда. Так, для расследования причин аварий в электроэнергетике применяются нормы, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2009 г. № 846 (в ред. от 24 мая 2017 г.). А если авария или инцидент произошли на ОПО, то применяются нормы, утв. Приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. № 503 (в ред. от 14 апреля 2022 г.).
Это разные нормативные акты, но логика действий в них выстроена по единому плану.
Расследование аварии: что изменилось, а что нет
Что не изменилось
- Не изменили алгоритм действий в случае аварии.
- Не изменили требования к тому, какие аварии расследует Ростехнадзор, а какие сам собственник.
Что изменилось
- Уточнили признаки аварийной ситуации.
Аварийная ситуация — технологическое нарушение, приведшее к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования), полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии (п. 2 Порядка).
В старых Правилах к признакам аварии были отнесены неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ.
- Уточнили сроки информирования об аварии.
В новых Правилах уточнили, как быстро нужно сообщить об аварии:
• в течение 2 часов, если аварию будет расследовать Ростехнадзор;
• в течение 8 часов, если расследовать аварию будет собственник.
В старых Правилах четкого срока не было — использовалась формулировка «незамедлительно» (п. 6 Правил).
Принцип оформления, подачи и рассмотрения оперативной информации от собственников в новых Правилах ничем не отличается от догильотинного.
- Скорректировали понятие уполномоченного органа.