В статье рассмотрим периодичность и сроки технического обслуживания грузоподъемных механизмов (далее — ГПМ), выясним, какими нормативными требованиями при этом руководствоваться, что и как нужно сделать.
Неподнадзорные ГПМ
На грузоподъемные краны и подъемно-транспортное оборудование распространяются требования Технического регламента «О безопасности машин и оборудования» (далее — ТР ТС 010/2011). В нем определены нормы проектирования, изготовления, составления проектной и эксплуатационной документации, приведен перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается в т. ч. надлежащее качество продукции и требования к эксплуатации.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «"Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» утверждены Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее — ФНП ПС).
В рамках этой статьи мы рассмотрим, в каком объеме и с какой периодичностью нужно проводить техническое обслуживание не поднадзорных ГПМ.
Неподнадзорные ГМП — это грузоподъемные механизмы и подъемные сооружения, на которые распространяется действие ТР ТС 010/2011, но не распространяется ФНП ПС.
ТР ТС 010/2011 распространяется на все ГПМ, кроме тех, что используются в атомной энергетике и на флоте.
ФНП ПС устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на ОПО, на которых используются стационарно установленные ГПМ (п. 2, 3 ФНП ПС).
Разберем некоторые тонкости на примерах.
Самые популярные неподнадзорные ГПМ
Человек постоянно стремится облегчить любой процесс, тем более производственный. В ходе работы, где нужно перемещать различные грузы, без механизмов и приспособлений не обойтись. Среди грузоподъемных устройств наибольшим спросом пользуются лебедки, тали, тельферы, кран-балки и другие механизмы, предназначенные для подъема или перемещения грузов. Техника широко применяется в строительной отрасли, при разгрузке/загрузке складов, подъеме штучных грузов, контейнеров, пиломатериалов. Ее используют как на больших заводах, так и на частных предприятиях, что позволяет экономить время и производственные затраты.
Лебедка — механизм, тяговое усилие которого передается посредством гибкого элемента (каната/троса, цепи) от приводного барабана, например барабанная лебедка, лебедка с канатоведущими шкивами, шпилевая лебедка (рис. 1, 2).
Лебедка крепится к рабочей поверхности стационарно и перемещает груз путем подтягивания предмета тросом в вертикальном или горизонтальном направлении. Лебедка, в отличие от тали, тянет горизонтально, не поднимая его.
Таль — грузоподъемный механизм, все основные элементы которого (привод, редуктор, канатный барабан или зубчатая звездочка, тормоз и т. д.) смонтированы в одном корпусе, снабженном механизмом передвижения или без него:
Тельфер — подвесное грузоподъемное оборудование, состоящее из тали и ходовой тележки, передвигаемой по однорельсовому подвесному пути (рис. 3).
Тельфер предназначен для перемещения по кран-балке поднятых грузов по территории рабочей площадки, таль — для перемещения груза верх/вниз.
Основным элементом однобалочного мостового крана является пролетное строение, выполненное в виде балки, поэтому такой кран в народе так и называют — кран-балка (рис. 4).