В статье дадим краткий анализ двадцатилетней трансформации нормативных требований, регламентирующих порядок проведения аттестации работников в области промышленной безопасности. В статье временной промежуток охвачен с 2002 года по настоящее время. Проведен обзор изменений требований к категориям лиц, для которых было обязательным прохождение аттестации. Проанализированы изменения областей аттестации и оценочных средств. Даны практические советы по подбору нужных областей аттестации.
Эволюция нормативных требований: исторический экскурс
В этом материале мы постараемся совершить исторический экскурс в вопросах аттестации в области промышленной безопасности и посмотреть, как было раньше и как происходит организация процедуры аттестации сейчас с использованием информационной системы Единого Портала Тестирования Ростехнадзора (далее — ИС ЕПТ). Попробуем рассмотреть динамику изменений в «революционно-инновационных» подходах к аттестации. В материале мы сравним несколько редакций приказов Ростехнадзора (далее — РТН), отвечающих за организацию этого увлекательного процесса.
Изучив интернет, мы увидели, что такой труд еще никто не делал, вернее нам не удалось найти сравнительного анализа этих документов с выводами и отзывами практического применения. Постараемся показать, как развивается система аттестации, что меняется, что добавляется, а что неизменно остается. И самое главное — выяснить, есть ли вопросы, на которые пока еще нет ответов. Мы не будем уходить в далекие петровские времена, как это рекомендовал делать РТН в своих типовых проектах программ обучения, не будем рассказывать и про стрелецкие казни. Возьмем временной отрезок этого века и нормативные документы, которые касаются непосредственно аттестации в РТН, чтобы отследить их развитие и изменения.
Рассмотрим три документа:
- Постановление Госгортехнадзора РФ от 30 апреля 2002 г. № 21 «Об утверждении Положения о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России»[1]. Этот документ просуществовал 5 лет и был отменен на основании Приказа Ростехнадзора от 6 апреля 2007 г. № 208.
- Приказ Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»[2]. Этот документ правил балом 12 лет и утратил силу на основании Приказа Ростехнадзора от 8 ноября 2019 года № 430.
- Постановление Правительства РФ от 25 октября 2019 г. № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», действующее сейчас[3].
Кого аттестовывать?
Начнем сравнение с самых интересных вопросов: кому нужна вообще аттестация в РТН, каким категориям специалистов необходимо ее проходить и как формулировка, которая обводила черту вокруг этого направления, меняет свои границы.
Раньше под аттестацию попадали четыре категории работников:
- руководители и специалисты, осуществляющие деятельность по строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации ОПО, а также по изготовлению, монтажу, наладке, ремонту, техническому освидетельствованию, реконструкции и эксплуатации технических устройств, ОПО;
- разработчики проектной, конструкторской и иной документации, связанной с эксплуатацией ОПО;
- эксперты, проводящие ЭПБ;
- лица, осуществляющие подготовку в области промышленной безопасности.
Приказ Ростехнадзора № 37 не сильно изменил картину, добавив пятую категорию аттестующихся — специалистов строительного контроля. Также немного уточнены формулировки утратившего силу документа.
В действующем Постановлении РФ № 1365 не обошлось без уточнений и нововведений. Формулировки стали яснее: сразу понятно, кто из должностных лиц попадает под обязательность прохождения аттестации по промышленной безопасности, а кто нет.
Удивило, что в новом положении в числе лиц, подлежащих аттестации, отсутствуют эксперты и преподаватели учебных центров, проводящие предаттестационную подготовку. С экспертами логика понятна, их аттестация с 2015 г. регламентируется специальным набором нормативных актов. А вот почему преподавателей освободили от необходимости аттестовываться — не понятно.
В каком объеме аттестовывать?
С тем, кого мы должны аттестовать, казалось бы, все ясно, но вот следующий вопрос очень интересный: в каком объеме нужно это делать? Этот момент у новичка в промышленной безопасности вызывает затруднения: по каким из 89 областей аттестации назначать сотрудникам экзамен, кто должен сделать этот выбор и по каким критериям? Как тут не паниковать?
Определяем области
Мы видим, как постепенно РТН проводит упорядочение областей аттестации. В начале 2000 г. их было всего две категории: А и Б. Это соответственно общие вопросы и специальные вопросы по отраслям или компетенциям. Но кто формирует эти компетенции и где они закреплены — никто не знает. Вернее знают, но об этом чуть позже.
Следующим шагом РТН становится поистине грандиозный по размаху поступок — это дифференциация областей аттестации. В дополнение к областям А и Б появились направления В, Г, Д, Е. Также есть внутренние разветвления, например, Б.8.1–Б.8.26 и т. д. После такого решения следом идет укрупнение и объединение целых тем –— подобластей — в одно целое. Это сильно сбивает в работе. Например, до 2014 г. сотрудник был аттестован по одной области, а после ее включили в другую, изменился и шифр. Что делать? Переаттестовывать?
В 2021 г. мы наблюдаем точно такую же картину, когда области объединяются внутри темы, например:
Как быть в этой ситуации человеку, аттестованному только по области Б.7.6 и зачем ему нужно знать требования надзора за объектами нефтегазовой промышленности, если он проектировщик? Вопрос открыт.
РЕЗЮМЕ
На примере временного промежутка в 20 лет и трех нормативных документов, которые задавали правила в организации и проведении аттестации в РТН, мы разобрали основные проблемные моменты.
- Рассмотрели, как менялся подход к выбору категорий работников, которым необходимо проходить аттестацию.
- Проследили изменения в перечне областей аттестации.
- Подняли проблему выбора необходимых областей аттестации и привели свое видение способа ее решения.
- Дали алгоритм, чтобы вам было проще определить куда именно направить на аттестацию ваших коллег или подрядчиков.
- Подняли проблему выбора оценочных средств и определения критериев оценки знаний аттестующхся.
- Выявили ряд проблем связанных с прохождением аттестации.
Надеемся, что специалисты Ростехнадзора прочтут статью и предпримут меры по усовершенствованию процедуры аттестации, чтобы сделать ее более прозрачной и понятной.
[1] Далее — Постановление Госгортехнадзора № 21.
[2] Далее — Приказ Ростехнадзора № 37.
[3] Далее — Постановление Правительства РФ № 1365.