Рынок спецтехники разнообразен. Чтобы выбрать оптимальную машину, нужно знать, какими критериями руководствоваться. Возьмем, например, погрузчики. Машин подобного назначения много: электропогрузчики, автопогрузчики дизельные, бензиновые и газовые, тележки электро, ручные и гидравлические, электрические и ручные штабелеры, разнообразные подъемники и т. д. Рассмотрим в статье популярные в наше время электропогрузчики.
Погрузчик — техника, которая подбирается с учетом требований производства. Прежде чем выкладывать солидную сумму на ее покупку, необходимо четко знать, какая именно техника вам нужна. И только потом обзванивать продавцов и собирать информацию о предложениях.
СЛОВАРЬ
Электропогрузчик — машина, предназначенная для подъема, погрузки, разгрузки, штабелирования и транспортирования грузов, оборудованная одним из сменных грузозахватных приспособлений (вилы, безблочная стрела, кантователь, штыревой захват, сталкиватель, боковой смещающийся захват, каретка поперечного перемещения, захват-кантователь и др.)[1] (рис. 1).
Вопросы, которые рассмотрены в статье, вам зададут продавцы спецтехники. Лучше, чтобы ответы на них у вас были готовы заранее. Это позволит оценить профессионализм продавца, а его представителю даст понять, что у вас есть опыт в покупке и эксплуатации спецтехники, вы четко понимаете, что вам нужно.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЭЛЕКТРОПОГРУЗЧИКОВ
Несмотря на высокую стоимость в сравнении с бензиновыми и дизельными автопогрузчиками, специалисты все чаще покупают электропогрузчики. У них есть преимущества и недостатки.
Преимущества:
• экономичность. Недорогое сервисное обслуживание по сравнению с дизельным и бензиновым;
• малая шумность;
• экологичность. Отсутствие выхлопных газов и, как следствие, возможность использовать их в закрытых помещениях со слабой вентиляцией.
Недостатки:
• нужны хорошие полы;
• требуется отапливаемая зарядная комната с приточно-вытяжной вентиляцией, с подводом электросети, в большинстве случаев 380 В;
• обязательно нужно ежедневно контролировать состояние батареи, уровень заряда;
• небольшой ресурс батареи погрузчика: как правило, для европейских и японских — 5–7 лет (зависит от режима работы); для китайских — 4–5 лет.
• ограниченное время работы из-за разряда батареи — от 4 до 10 часов.
КРИТЕРИИ ВЫБОРА ЭЛЕКТРОПОГРУЗЧИКА
При выборе электропогрузчика необходимо учитывать ряд параметров. Рассмотрим основные.
Грузоподъемность
Различают максимальную и номинальную грузоподъемность. Максимальная грузоподъемность (далее — МГП) — максимальный допустимый вес материалов, который техника может перемещать на установленную максимальную высоту, когда центр тяжести находится в зафиксированной точке.
Центр тяжести любого погрузчика смещен назад, ближе к задней оси. Это необходимо для противостояния опрокидывающей нагрузке, которая возникает при поднятии груза.
Номинальная грузоподъемность (далее — НГП) — это вес, который может поднять погрузчик при строгом соблюдении плеча прикладываемой силы.
Погрузчики делят по грузоподъемности на 4 класса:
При выборе грузоподъемности погрузчика нужно учитывать и «остаточную» грузоподъемность (далее — ОГП).
В паспорте каждого погрузчика указан такой показатель, как стандартный центр тяжести (далее — ЦТ) груза (рис. 2). В большинстве случаев он составляет 500 мм от начала вил у каретки. То есть спецтехника с номинальной грузоподъемностью в 3 т сможет поднять этот вес только при условии, что ЦТ груза находится не более чем в 500 мм от начала вил. Тогда комбинированный ЦТ окажется между передней и задней осями, и опрокидывающей нагрузки не хватит для дисбаланса равновесия. Но важно учитывать запас около 30 % — это нагрузки, которые возникают при разгонах и торможении машины.
Если ЦТ груза будет смещен вперед или вверх и плечо превысит 500 мм, динамические нагрузки окажут еще более дестабилизирующее влияние. Поэтому необходимо выявить остаточную грузоподъемность, которая высчитывается от номинальной по формуле:
ГП (остаточная) = ГП (номинальная) × (Х + ЦТ (номинальный)) / (Х + ЦТ (груза)),
где X — это постоянная момента груза, прописанная в техпаспорте техники.
Рассчитаем остаточную грузоподъемность для вилочного погрузчика грузоподъемностью 3000 кг. Параметры груза — 2×2 м, высота подъема —3,23 м. Результат расчета будет таким:
3000 × (485 + 500) / (485 + 1000) = 1990 кг.
То есть погрузчик уверенно сможет поднять поддон 2×2 м на стандартную высоту, если вес груза не превысит 1990 кг.
По этой формуле рассчитываются диаграммы грузоподъемности автопогрузчика (рис. 3). Они позволяют оценить допустимую грузоподъемность (остаточную грузоподъемность) в зависимости от смещения ЦТ груза от спинки вил. Они прилагаются к технической документации. До начала работы на погрузчике с ними нужно ознакомить оператора.
Если диаграмм нет, для расчета грузоподъемности можно обратиться к квалифицированным техническим специалистам. А вот оценка размеров и веса груза — это задача именно машиниста погрузчика, который принимает на себя полную ответственность за безопасность на объекте.
Минимальный запас веса должен составляет не менее 500 кг. Так, если масса поднимаемого груза равна 1 000 кг, то номинал должен быть не менее 1500 кг.
[1] ГОСТ 18962-97 «Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия».