Статьи по рубрикам
- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ
Правила технологического функционирования электроэнергетических систем изменят
Проект постановления направлен на исключение неопределенности, обеспечение единообразного понимания органами власти, субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, какие именно объекты электроэнергетики входят в состав ТИТЭС (технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы).
Соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила технологического функционирования электроэнергетических систем» (далее — проект постановления) размещен для обсуждения на портале проектов НПА.
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила технологического функционирования электроэнергетических систем» (далее — проект постановления) разработан в рамках реализации полномочий Правительства Российской Федерации, предусмотренных п. 2 ст. 12, абз. 38 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в редакции Федерального закона от 11 июня 2022 г. № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее —Закон об электроэнергетике).
К технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам (далее — ТИТЭС) ст. 3 Закона об электроэнергетике относит электроэнергетические системы, находящиеся на территориях, которые определяются Правительством Российской Федерации и технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России (далее — ЕЭС России) отсутствует.
Перечень ТИТЭС определен в приложении № 11 к Правилам технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937 (далее — Перечень изолированных энергосистем).
Изолированно (автономно) функционирующие объекты электроэнергетики или совокупности нескольких объектов, не отвечающие указанным признакам энергосистемы, относятся законодательством об электроэнергетике к территориям, технологически не связанным с ЕЭС России и ТИТЭС.
В Перечне изолированных энергосистем в настоящее время поименованы только субъекты Российской Федерации, на территории которых расположены ТИТЭС, без описания самих ТИТЭС и конкретизации того, какие энергорайоны и объекты электроэнергетики входят в ТИТЭС.
При этом фактически сейчас на территориях субъектов Российской Федерации, которые указаны в Перечне изолированных энергосистем и где располагаются ТИТЭС, расположено несколько самостоятельных совокупностей объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, не имеющих электрических связей между собой, а также множество изолированно работающих объектов электроэнергетики, что затрудняет определение (квалификацию), какие именно из этих совокупностей объектов (энергорайонов) являются ТИТЭС, а какие относятся к территориям, технологически не связанным с ТИТЭС. Например, на территории Чукотского автономного округа располагается три самостоятельных энергорайона, не имеющих электрических связей между собой, на территории Магаданской области — пять энергорайонов, на территориях Сахалинской области и Камчатского края — по два самостоятельных энергорайона.
В настоящее время и до 1 января 2024 г. функции по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и эксплуатации объектов электроэнергетики на этих территориях совмещаются и выполняются одним лицом (соответствующими АО-энерго, поименованными в приложении № 1 к Правилам оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике), при этом не разделяется, в отношении каких объектов осуществляется оперативно-диспетчерское управление, а в отношении каких — оперативно-технологическое, какие из них входят в ТИТЭС, а какие работают изолированно. Выполнение соответствующих функций организовано по критерию принадлежности объекта, а не исходя из того, входит он в энергосистему или нет.
В отношении иных объектов электроэнергетики, также расположенных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, но не принадлежащих АО-энерго на праве собственности или ином законном основании, функции по оперативно-диспетчерскому управлению не осуществлялись и не осуществляются, а планирование и управление технологическими режимами их работы обеспечивается владельцами указанных объектов электроэнергетики самостоятельно в рамках их оперативно-технологического управления и эксплуатации. Например, в электроэнергетической системе Сахалинской области ПАО «Сахалинэнерго» как субъект оперативно-диспетчерского управления, осуществляет функции по оперативно-диспетчерскому управлению только
в отношении принадлежащих ПАО «Сахалинэнерго» объектов электроэнергетики.
В отношении иных объектов электроэнергетики, например, Охинской ТЭЦ, которая также расположена на территории Сахалинской области, а также технологически связанных с ней электрических сетей и энергопринимающих установок осуществляется только оперативно-технологическое управление со стороны их владельца – АО «Охинская ТЭЦ».
Учитывая планируемый с 1 января 2024 г. переход функций по оперативно-диспетчерскому управлению ТИТЭС к системному оператору электроэнергетических систем России (далее – системный оператор) и прекращение их выполнения АО-энерго, сохранение текущего подхода к организации оперативно-диспетчерского управления на соответствующих территориях не представляется возможным, а вопрос отнесения объектов к ТИТЭС (определения, какие объекты входят в ТИТЭС, а какие функционируют изолированно от энергосистемы) приобретает принципиальное значение как для владельцев соответствующих объектов электроэнергетики, так и для системного оператора.
От решения этого вопроса зависит необходимость или отсутствие необходимости выполнения в отношении соответствующих объектов:
• всех функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, включая планирование и управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики, формирование диспетчерского графика загрузки электростанций и его корректировка в течение суток, согласование схем выдачи мощности (схем внешнего электроснабжения), технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям, планирование перспективного развития (учет мероприятий по строительству, реконструкции объектов электроэнергетики в схеме и программе развития электроэнергетических систем России), согласование вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации и т.д.;
• всех обязательных требований к обеспечению надежности энергосистемы, надежности и безопасности объектов электроэнергетики, предъявляемых Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937, и нормативными правовыми актами Минэнерго России к работе энергосистемы и объектов в ее составе.
Проект постановления направлен на устранение указанной неопределенности и содержит набор минимально необходимых признаков, позволяющих квалифицировать совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок в качестве ТИТЭС.
При этом в основу проекта постановления положен подход, при котором к ТИТЭС отнесены энергорайоны, в составе которых функционируют несколько генерирующих объектов, в том числе принадлежащих разным лицам, соединяющие их электрические сети, энергопринимающие установки, электроснабжение которых осуществляется от указанных объектов электроэнергетики, совместная работа которых требует соответствующего управления и координации.
Не подпадающие под указанный критерий объекты электроэнергетики и присоединенные к ним энергопринимающие установки в состав ТИТЭС не включены. Такие объекты, как правило, принадлежат одному и тому же владельцу, осуществление функций по оперативно-диспетчерскому управлению в отношении них не требуется, так как отсутствует необходимость в координации их работы как энергосистемы, которая представляет собой множество объектов электроэнергетики, функционирование которых осуществляется в совместном (параллельном) режиме. Планирование и управление режимом работы таких объектов, обеспечение их функционирования будут, как и в настоящее время, продолжены в рамках эксплуатации и оперативно-технологического управления, осуществляемого их собственниками.
По этим же основаниям из Перечня изолированных энергосистем проектом постановления предлагается исключить совокупность объектов, расположенных в районе морского терминала на мысе Наглейнын в морском порту Певек и территории в бассейне рек Песчанки и Егдэгкыч Чукотского автономного округа и предназначенных для электроснабжения Баимской лицензионной площади (Баимского ГОКа). Ранее объекты схемы внешнего электроснабжения Баимского ГОКа были отнесены к самостоятельной электроэнергетической системе исключительно исходя из экономических факторов реализации инвестиционного проекта — невозможность заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии (мощности) на территориях, не связанных с ТИТЭС, указанное ограничение снимается изменениями в Закон об электроэнергетике, подготовленными Минэнерго России. Фактически указанные объекты электроэнергетики предназначены для обеспечения электроснабжения одного крупного потребителя, необходимость и технологические основания для координации работы таких объектов электроэнергетики и диспетчирования составляемой ими «энергосистемы» со стороны системного оператора отсутствуют.
При планируемом присоединении объектов к зоне централизованного электроснабжения (ТИТЭС) в отношении них также будет организовано оперативно-диспетчерское управление и выполнение всех функций, которые осуществляются в отношении энергосистемы и объектов в ее составе.
В соответствии с п. 3 ст. 4 ФЗ «Об электроэнергетике» сроки вступления в силу и сроки действия нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики могут определяться указанными нормативными правовыми актами без учета положений ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Проект постановления вступает в силу с 1 января 2024 г.
Учитывая планируемый с 1 января 2024 г. переход функций по оперативно-диспетчерскому управлению ТИТЭС к системному оператору, установление более длительного срока вступления проекта постановления в силу нецелесообразно. Ограничение действия проекта постановления по сроку действия также избыточно, так как необходимость наличия перечня технологически изолированных энергосистем существует на постоянной основе и не может быть ограничена 6-летним периодом.
04.08.2023, 12:29
Правила технологического функционирования электроэнергетических систем изменят
Проект постановления направлен на исключение неопределенности, обеспечение единообразного понимания органами власти, субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, какие именно объекты электроэнергетики входят в состав ТИТЭС (технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы).
Соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила технологического функционирования электроэнергетических систем» (далее — проект постановления) размещен для обсуждения на портале проектов НПА.
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила технологического функционирования электроэнергетических систем» (далее — проект постановления) разработан в рамках реализации полномочий Правительства Российской Федерации, предусмотренных п. 2 ст. 12, абз. 38 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в редакции Федерального закона от 11 июня 2022 г. № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее —Закон об электроэнергетике).
К технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам (далее — ТИТЭС) ст. 3 Закона об электроэнергетике относит электроэнергетические системы, находящиеся на территориях, которые определяются Правительством Российской Федерации и технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России (далее — ЕЭС России) отсутствует.
Перечень ТИТЭС определен в приложении № 11 к Правилам технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937 (далее — Перечень изолированных энергосистем).
Изолированно (автономно) функционирующие объекты электроэнергетики или совокупности нескольких объектов, не отвечающие указанным признакам энергосистемы, относятся законодательством об электроэнергетике к территориям, технологически не связанным с ЕЭС России и ТИТЭС.
В Перечне изолированных энергосистем в настоящее время поименованы только субъекты Российской Федерации, на территории которых расположены ТИТЭС, без описания самих ТИТЭС и конкретизации того, какие энергорайоны и объекты электроэнергетики входят в ТИТЭС.
При этом фактически сейчас на территориях субъектов Российской Федерации, которые указаны в Перечне изолированных энергосистем и где располагаются ТИТЭС, расположено несколько самостоятельных совокупностей объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, не имеющих электрических связей между собой, а также множество изолированно работающих объектов электроэнергетики, что затрудняет определение (квалификацию), какие именно из этих совокупностей объектов (энергорайонов) являются ТИТЭС, а какие относятся к территориям, технологически не связанным с ТИТЭС. Например, на территории Чукотского автономного округа располагается три самостоятельных энергорайона, не имеющих электрических связей между собой, на территории Магаданской области — пять энергорайонов, на территориях Сахалинской области и Камчатского края — по два самостоятельных энергорайона.
В настоящее время и до 1 января 2024 г. функции по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и эксплуатации объектов электроэнергетики на этих территориях совмещаются и выполняются одним лицом (соответствующими АО-энерго, поименованными в приложении № 1 к Правилам оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике), при этом не разделяется, в отношении каких объектов осуществляется оперативно-диспетчерское управление, а в отношении каких — оперативно-технологическое, какие из них входят в ТИТЭС, а какие работают изолированно. Выполнение соответствующих функций организовано по критерию принадлежности объекта, а не исходя из того, входит он в энергосистему или нет.
В отношении иных объектов электроэнергетики, также расположенных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, но не принадлежащих АО-энерго на праве собственности или ином законном основании, функции по оперативно-диспетчерскому управлению не осуществлялись и не осуществляются, а планирование и управление технологическими режимами их работы обеспечивается владельцами указанных объектов электроэнергетики самостоятельно в рамках их оперативно-технологического управления и эксплуатации. Например, в электроэнергетической системе Сахалинской области ПАО «Сахалинэнерго» как субъект оперативно-диспетчерского управления, осуществляет функции по оперативно-диспетчерскому управлению только
в отношении принадлежащих ПАО «Сахалинэнерго» объектов электроэнергетики.
В отношении иных объектов электроэнергетики, например, Охинской ТЭЦ, которая также расположена на территории Сахалинской области, а также технологически связанных с ней электрических сетей и энергопринимающих установок осуществляется только оперативно-технологическое управление со стороны их владельца – АО «Охинская ТЭЦ».
Учитывая планируемый с 1 января 2024 г. переход функций по оперативно-диспетчерскому управлению ТИТЭС к системному оператору электроэнергетических систем России (далее – системный оператор) и прекращение их выполнения АО-энерго, сохранение текущего подхода к организации оперативно-диспетчерского управления на соответствующих территориях не представляется возможным, а вопрос отнесения объектов к ТИТЭС (определения, какие объекты входят в ТИТЭС, а какие функционируют изолированно от энергосистемы) приобретает принципиальное значение как для владельцев соответствующих объектов электроэнергетики, так и для системного оператора.
От решения этого вопроса зависит необходимость или отсутствие необходимости выполнения в отношении соответствующих объектов:
• всех функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, включая планирование и управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики, формирование диспетчерского графика загрузки электростанций и его корректировка в течение суток, согласование схем выдачи мощности (схем внешнего электроснабжения), технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям, планирование перспективного развития (учет мероприятий по строительству, реконструкции объектов электроэнергетики в схеме и программе развития электроэнергетических систем России), согласование вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации и т.д.;
• всех обязательных требований к обеспечению надежности энергосистемы, надежности и безопасности объектов электроэнергетики, предъявляемых Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937, и нормативными правовыми актами Минэнерго России к работе энергосистемы и объектов в ее составе.
Проект постановления направлен на устранение указанной неопределенности и содержит набор минимально необходимых признаков, позволяющих квалифицировать совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок в качестве ТИТЭС.
При этом в основу проекта постановления положен подход, при котором к ТИТЭС отнесены энергорайоны, в составе которых функционируют несколько генерирующих объектов, в том числе принадлежащих разным лицам, соединяющие их электрические сети, энергопринимающие установки, электроснабжение которых осуществляется от указанных объектов электроэнергетики, совместная работа которых требует соответствующего управления и координации.
Не подпадающие под указанный критерий объекты электроэнергетики и присоединенные к ним энергопринимающие установки в состав ТИТЭС не включены. Такие объекты, как правило, принадлежат одному и тому же владельцу, осуществление функций по оперативно-диспетчерскому управлению в отношении них не требуется, так как отсутствует необходимость в координации их работы как энергосистемы, которая представляет собой множество объектов электроэнергетики, функционирование которых осуществляется в совместном (параллельном) режиме. Планирование и управление режимом работы таких объектов, обеспечение их функционирования будут, как и в настоящее время, продолжены в рамках эксплуатации и оперативно-технологического управления, осуществляемого их собственниками.
По этим же основаниям из Перечня изолированных энергосистем проектом постановления предлагается исключить совокупность объектов, расположенных в районе морского терминала на мысе Наглейнын в морском порту Певек и территории в бассейне рек Песчанки и Егдэгкыч Чукотского автономного округа и предназначенных для электроснабжения Баимской лицензионной площади (Баимского ГОКа). Ранее объекты схемы внешнего электроснабжения Баимского ГОКа были отнесены к самостоятельной электроэнергетической системе исключительно исходя из экономических факторов реализации инвестиционного проекта — невозможность заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии (мощности) на территориях, не связанных с ТИТЭС, указанное ограничение снимается изменениями в Закон об электроэнергетике, подготовленными Минэнерго России. Фактически указанные объекты электроэнергетики предназначены для обеспечения электроснабжения одного крупного потребителя, необходимость и технологические основания для координации работы таких объектов электроэнергетики и диспетчирования составляемой ими «энергосистемы» со стороны системного оператора отсутствуют.
При планируемом присоединении объектов к зоне централизованного электроснабжения (ТИТЭС) в отношении них также будет организовано оперативно-диспетчерское управление и выполнение всех функций, которые осуществляются в отношении энергосистемы и объектов в ее составе.
В соответствии с п. 3 ст. 4 ФЗ «Об электроэнергетике» сроки вступления в силу и сроки действия нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики могут определяться указанными нормативными правовыми актами без учета положений ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Проект постановления вступает в силу с 1 января 2024 г.
Учитывая планируемый с 1 января 2024 г. переход функций по оперативно-диспетчерскому управлению ТИТЭС к системному оператору, установление более длительного срока вступления проекта постановления в силу нецелесообразно. Ограничение действия проекта постановления по сроку действия также избыточно, так как необходимость наличия перечня технологически изолированных энергосистем существует на постоянной основе и не может быть ограничена 6-летним периодом.
04.08.2023, 12:29
Статьи по рубрикам
- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ