- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ
Экология: четыре новых нормативных акта по ликвидации накопленного вреда
Минприроды разработаны и вынесены на общественное обсуждение четыре НПА.
1. УСТАНОВЯТ ПРАВИЛА ВЫЯВЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА
Минприроды разработало и вынесло на обсуждения проект Правил выявления объектов накопленного вреда окружающей среде.
Соответствующий проект постановления Правительства разработан в реализацию абзаца пятого п. 9 ст. 2 Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Правительства Российской Федерации» (в части совершенствования системы ликвидации накопленного вреда окружающей среде) (далее — Закон) в целях определения порядка проведения выявления объектов накопленного вреда окружающей среде.
В настоящее время на федеральном уровне отсутвует специальный нормативный правовой акт, регулирующий порядок выявления объектов накопленного вреда окружающей среде (далее — объекты НВОС).
Правила закрепят механизм взаимодействия ФОИВ, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и процедуру осуществления ими работ по выявлению объектов НВОС.
Выявлять объекты НВОС будут органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.
Выявлять объекты НВОС на территориях, расположенных в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется органами местного самоуправления таких муниципальных образований, применительно к иным территориям - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках выявления будут проводить сбор первичной информации об объектах, обладающих признаками НВОС, местах нахождения таких объектов, их характеристиках.
Собранную информацию направят в Росприроднадзор, которому вменят обязанность оценивать вред по разработанной им методике (ниже дадим обзор законопроект об этом).
Правила выявления объектов НВОС вступят в силу с 1 октября 2023 года.
2. УСТАНОВЯТ ПРАВИЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА
Минприроды разработало и вынесло на обсуждения проект Правил обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей.
В настоящее время на федеральном уровне отсутствует специальный нормативный правовой акт, регулирующий порядок проведения обследования и оценки объектов НВОС.
Проектом постановления предусмотрено осуществление обследования и оценки объектов НВОС, за исключением оценки воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования с привлечением подведомственных указанному органу федеральных государственных бюджетных учреждений на основании государственного задания.
Указанные обследование и оценку, за исключением оценки воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан, вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления по согласованию с Росприроднадзором.
Росприроднадзор с привлечением подведомственных указанному органу федеральных государственных бюджетных учреждений осуществляет оценку воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан.
В целях совершенствования процедур инвентаризации объектов НВОС проектом постановления закрепляется механизм взаимодействия ФОИВ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и процедура осуществления ими работ по обследования и оценки объектов НВОС.
Кроме того, проектом постановления предусмотрено, что если в отношении объектов НВОС были проведены выявление и обследование и указанные объекты НВОС включены в государственный реестр объектов НВОС, то в отношении таких объектов НВОС проводится только оценка воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан.
Оценка воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан направлена на улучшение экологических условий проживания населения на территории Российской Федерации, снижение воздействия объектов НВОС на здоровье граждан, увеличение численности и продолжительности жизни населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией объектов НВОС.
И эти Правила также вступят в силу с 1 октября 2023 г.
3. РОСПОТРЕБНАДЗОРУ ДАДУТ НОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ
Роспотребнадзор будет оценивать воздействие объектов накопленного вреда окружающей среде на здоровье граждан и продолжительность их жизни, а также по утверждению методики оценки воздействия таких объектов на жизнь и здоровье граждан.
Им предлагается наделить Роспотребнадзор полномочиями по оценке воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на здоровье граждан и продолжительность их жизни, а также по утверждению методики оценки воздействия таких объектов на жизнь и здоровье граждан — соответствующие изменения внесут в положение о Роспотребнадзоре.
Документ также вступит в силу с 1 октября 2023 г..
4. УСТАНОВЯТ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ЛИКВИДАЦИИ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА
Минприроды разработало и вынесло на обсуждения проект Правил обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей.
Соответствующий проект постановления Правительства подготовлен в реализацию абз. 43 п. 9 ст. 2 Закона, а также во исполнение поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 20.08.2021 № ЮТ-П9-11361, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 09.06.2022 № ДГ-П36-9676.
Проект разработан в целях определения порядка организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде, в том числе осуществления необходимых обследований, разработки и утверждения проекта ликвидации накопленного вреда окружающей среде, состав такого проекта, порядок осуществления наблюдения за ходом ликвидации накопленного вреда окружающей среде и выдачи заключения в соответствии со статьей 803 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Закона).
По данным регионов на территории Российской Федерации выявлено порядка 3000 объектов накопленного вреда окружающей среде (далее — НВОС, накопленный вред), при этом точное количество объектов НВОС пока неизвестно, кроме того, отсутствует достоверная информация о степени опасности воздействия таких объектов на жизнь и здоровье граждан.
В рамках реализации подпункта «ч» пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24.10.2020 № Пр-1726ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета, утвержденного, Правительству Российской Федерации для достижения национальной цели развития Российской Федерации «Комфортная и безопасная среда для жизни», в части необходимости проведения в рамках реализации федерального проекта «Чистая страна» мероприятий по полной инвентаризации объектов накопленного вреда окружающей среде и по осуществлению оценки их воздействия на здоровье граждан и продолжительность их жизни в целях определения соответствующих объектов, подлежащих ликвидации в приоритетном порядке.
Проектом постановления закрепляется положение, в соответствии с которым, в случае если проектом ликвидации накопленного вреда предусматриваются работы по рекультивации нарушенных земель, то раздел, содержащий указанные работы, разрабатывается в соответствии с Правила проведения рекультивации
и консервации земель.
В соответствии с проектом постановления проекты ликвидации накопленного вреда должны предусматривать применение наилучших доступных технологий,
а в случае их отсутствия допускается применение технологий, являющихся экономически эффективными и не превышающими нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
В целях оптимизации сроков подготовки и утверждения проектов ликвидации накопленного вреда предусмотрено исключение необходимости их согласования Росприроднадзором, поскольку проекты ликвидации накопленного вреда отнесены к числу объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Проектом постановления предусмотрено наделение Росприроднадзора полномочиями по наблюдению за ходом проведения работ по ликвидации накопленного вреда. Наблюдение за ходом ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством использования систем (методов) дистанционного наблюдения, присутствия на территории объекта НВОС, применения специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иных средств сбора или фиксации информации, посредством отбора и анализа проб компонентов природной среды на территории проведения ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также анализа полученной отчетности о ходе ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Наблюдение за ходом ликвидации накопленного вреда осуществляется без ограничения срока его проведения.
В случае выявления фактов отступления от утвержденного проекта ликвидации накопленного вреда Федеральная служба по надзору в сфере природопользования уведомляет об этом заказчика.
Организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями в пределах средств, предусмотренных на эти цели соответствующими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также в соответствии с планами мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 166, пункте 1 статьи 751 и п. 1 ст. 782 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Указанные планы мероприятий утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию
с Минприроды России.
Кроме того, в рамках федерального проекта «Генеральная уборка» предусмотрен механизм софинансирования мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в виде предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации природоохранных проектов по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов ФП «Генеральная уборка», являющимися приложением № 26 к государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды».
И эти Правила вступят в силу 1 октября 2023 года, за исключением положения о проверке достоверности определения сметной стоимости (далее — проверка достоверности определения сметной стоимости) проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде, за исключением проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде, подлежащих государственной экспертизе проектной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в связи с планируемыми строительством, которое вступает в силу с 1 января 2024 г.
Экология: четыре новых нормативных акта по ликвидации накопленного вреда
Минприроды разработаны и вынесены на общественное обсуждение четыре НПА.
1. УСТАНОВЯТ ПРАВИЛА ВЫЯВЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА
Минприроды разработало и вынесло на обсуждения проект Правил выявления объектов накопленного вреда окружающей среде.
Соответствующий проект постановления Правительства разработан в реализацию абзаца пятого п. 9 ст. 2 Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Правительства Российской Федерации» (в части совершенствования системы ликвидации накопленного вреда окружающей среде) (далее — Закон) в целях определения порядка проведения выявления объектов накопленного вреда окружающей среде.
В настоящее время на федеральном уровне отсутвует специальный нормативный правовой акт, регулирующий порядок выявления объектов накопленного вреда окружающей среде (далее — объекты НВОС).
Правила закрепят механизм взаимодействия ФОИВ, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и процедуру осуществления ими работ по выявлению объектов НВОС.
Выявлять объекты НВОС будут органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.
Выявлять объекты НВОС на территориях, расположенных в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется органами местного самоуправления таких муниципальных образований, применительно к иным территориям - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках выявления будут проводить сбор первичной информации об объектах, обладающих признаками НВОС, местах нахождения таких объектов, их характеристиках.
Собранную информацию направят в Росприроднадзор, которому вменят обязанность оценивать вред по разработанной им методике (ниже дадим обзор законопроект об этом).
Правила выявления объектов НВОС вступят в силу с 1 октября 2023 года.
2. УСТАНОВЯТ ПРАВИЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА
Минприроды разработало и вынесло на обсуждения проект Правил обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей.
В настоящее время на федеральном уровне отсутствует специальный нормативный правовой акт, регулирующий порядок проведения обследования и оценки объектов НВОС.
Проектом постановления предусмотрено осуществление обследования и оценки объектов НВОС, за исключением оценки воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования с привлечением подведомственных указанному органу федеральных государственных бюджетных учреждений на основании государственного задания.
Указанные обследование и оценку, за исключением оценки воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан, вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления по согласованию с Росприроднадзором.
Росприроднадзор с привлечением подведомственных указанному органу федеральных государственных бюджетных учреждений осуществляет оценку воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан.
В целях совершенствования процедур инвентаризации объектов НВОС проектом постановления закрепляется механизм взаимодействия ФОИВ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и процедура осуществления ими работ по обследования и оценки объектов НВОС.
Кроме того, проектом постановления предусмотрено, что если в отношении объектов НВОС были проведены выявление и обследование и указанные объекты НВОС включены в государственный реестр объектов НВОС, то в отношении таких объектов НВОС проводится только оценка воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан.
Оценка воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан направлена на улучшение экологических условий проживания населения на территории Российской Федерации, снижение воздействия объектов НВОС на здоровье граждан, увеличение численности и продолжительности жизни населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией объектов НВОС.
И эти Правила также вступят в силу с 1 октября 2023 г.
3. РОСПОТРЕБНАДЗОРУ ДАДУТ НОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ
Роспотребнадзор будет оценивать воздействие объектов накопленного вреда окружающей среде на здоровье граждан и продолжительность их жизни, а также по утверждению методики оценки воздействия таких объектов на жизнь и здоровье граждан.
Им предлагается наделить Роспотребнадзор полномочиями по оценке воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на здоровье граждан и продолжительность их жизни, а также по утверждению методики оценки воздействия таких объектов на жизнь и здоровье граждан — соответствующие изменения внесут в положение о Роспотребнадзоре.
Документ также вступит в силу с 1 октября 2023 г..
4. УСТАНОВЯТ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ЛИКВИДАЦИИ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА
Минприроды разработало и вынесло на обсуждения проект Правил обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей.
Соответствующий проект постановления Правительства подготовлен в реализацию абз. 43 п. 9 ст. 2 Закона, а также во исполнение поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 20.08.2021 № ЮТ-П9-11361, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 09.06.2022 № ДГ-П36-9676.
Проект разработан в целях определения порядка организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде, в том числе осуществления необходимых обследований, разработки и утверждения проекта ликвидации накопленного вреда окружающей среде, состав такого проекта, порядок осуществления наблюдения за ходом ликвидации накопленного вреда окружающей среде и выдачи заключения в соответствии со статьей 803 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Закона).
По данным регионов на территории Российской Федерации выявлено порядка 3000 объектов накопленного вреда окружающей среде (далее — НВОС, накопленный вред), при этом точное количество объектов НВОС пока неизвестно, кроме того, отсутствует достоверная информация о степени опасности воздействия таких объектов на жизнь и здоровье граждан.
В рамках реализации подпункта «ч» пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24.10.2020 № Пр-1726ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета, утвержденного, Правительству Российской Федерации для достижения национальной цели развития Российской Федерации «Комфортная и безопасная среда для жизни», в части необходимости проведения в рамках реализации федерального проекта «Чистая страна» мероприятий по полной инвентаризации объектов накопленного вреда окружающей среде и по осуществлению оценки их воздействия на здоровье граждан и продолжительность их жизни в целях определения соответствующих объектов, подлежащих ликвидации в приоритетном порядке.
Проектом постановления закрепляется положение, в соответствии с которым, в случае если проектом ликвидации накопленного вреда предусматриваются работы по рекультивации нарушенных земель, то раздел, содержащий указанные работы, разрабатывается в соответствии с Правила проведения рекультивации
и консервации земель.
В соответствии с проектом постановления проекты ликвидации накопленного вреда должны предусматривать применение наилучших доступных технологий,
а в случае их отсутствия допускается применение технологий, являющихся экономически эффективными и не превышающими нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
В целях оптимизации сроков подготовки и утверждения проектов ликвидации накопленного вреда предусмотрено исключение необходимости их согласования Росприроднадзором, поскольку проекты ликвидации накопленного вреда отнесены к числу объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Проектом постановления предусмотрено наделение Росприроднадзора полномочиями по наблюдению за ходом проведения работ по ликвидации накопленного вреда. Наблюдение за ходом ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством использования систем (методов) дистанционного наблюдения, присутствия на территории объекта НВОС, применения специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иных средств сбора или фиксации информации, посредством отбора и анализа проб компонентов природной среды на территории проведения ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также анализа полученной отчетности о ходе ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Наблюдение за ходом ликвидации накопленного вреда осуществляется без ограничения срока его проведения.
В случае выявления фактов отступления от утвержденного проекта ликвидации накопленного вреда Федеральная служба по надзору в сфере природопользования уведомляет об этом заказчика.
Организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями в пределах средств, предусмотренных на эти цели соответствующими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также в соответствии с планами мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 166, пункте 1 статьи 751 и п. 1 ст. 782 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Указанные планы мероприятий утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию
с Минприроды России.
Кроме того, в рамках федерального проекта «Генеральная уборка» предусмотрен механизм софинансирования мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в виде предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации природоохранных проектов по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов ФП «Генеральная уборка», являющимися приложением № 26 к государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды».
И эти Правила вступят в силу 1 октября 2023 года, за исключением положения о проверке достоверности определения сметной стоимости (далее — проверка достоверности определения сметной стоимости) проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде, за исключением проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде, подлежащих государственной экспертизе проектной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в связи с планируемыми строительством, которое вступает в силу с 1 января 2024 г.
- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ