Магистральные трубопроводы: ужесточаются правила диагностики

    /upl/Group%2036_102.png

    Ростехнадзор добавит в ФНП МТ требования к техническому диагностированию ОПО МТ при проведении внутритрубного диагностирования магистральных нефтепроводов ‎и нефтепродуктопроводов.

     

    Проект приказа Ростехнадзора о внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утверждённые приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 декабря 2020 г. № 517 (далее — ФНП МТ) размещён для обсуждения на портале проектов НПА.

     

    В пояснительной записке к проекту Ростехнадзор отметил, что за 12 месяцев 2022 г. на опасных производственных объектах магистральных трубопроводов (далее — ОПО МТ) произошло 7 аварий, в результате чего показатель аварийности увеличился на 17 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. против (6 аварий в 2021 г.).

     

    Количество несчастных случаев (далее — НС), происшедших за 12 месяцев 2022 г. на ОПО МТ, составило один (он же групповой НС со смертельным исходом), в результате которых пострадали 4 человека (из них смертельно травмированы 3 человека).

     

    В 2019 и 2020 гг. на ОПО МТ было зарегистрировано 6 НС (из них 5 групповых), в результате которых пострадало 15 человек (из них смертельно травмированы 10 человека).

     

    Анализ материалов завершённых технических расследований аварий и смертельных несчастных случаев, произошедших в 2022 г., показывает, что основной причиной их возникновения явились ошибки персонала при эксплуатации, в т. ч. техническом обслуживании и капитальном ремонте основного технологического и вспомогательного оборудования, а также развитие дефектов при эксплуатационных нагрузках.

     

    В качестве организационных причин отметилось непринятие мер по своевременному обнаружению и, как следствие, устранению дефектов, возникших либо в результате эксплуатации вышеуказанных объектов, либо на этапе строительно-монтажных работ, выполненных с нарушением требований к ним.

     

    Ущерб от аварий составил:

    • в 2020 г. — 489 млн 800 тыс. рублей;
    • в 2021 г. — 172 млн 705,3 тыс. рублей;
    • в 2022 г. — 365 млн 521,9 тыс. рублей.

     

    Вышеуказанные организационные и технические причины произошедших аварий являются следствием недостаточности нормативного правового регулирования технической диагностики указанных объектов в части метрологического обеспечения (минимальных требований) к диагностическим приборам.

     

    Ростехнадзор отметил, что основным способом обнаружения дефектов на линейных сооружениях магистральных трубопроводов является проведение внутритрубной диагностики, предусмотренной как в процессе эксплуатации указанных объектов, так и по завершении строительства до ввода в эксплуатацию (что коррелирует с периодами возникновения (появления) дефектов, послуживших причинами аварий – эксплуатация и строительство соответственно).

     

    Отсутствие минимальных требований к метрологическому обеспечению внутритрубной диагностики магистральных трубопроводов влечёт за собой риски не выявления критических дефектов на них, а также приводит к низкой информативности отчётов о внутритрубной диагностике магистральных трубопроводов, на основании которых в том числе делаются выводы о техническом состоянии линейной части магистральных трубопроводов и принимаются соответственные организационно-технические решения по поддержанию их безопасной эксплуатации.

     

    Таким образом, отсутствие нормативного правового регулирования в части метрологического обеспечения внутритрубной диагностики магистральных трубопроводов создаёт условия для нарушения действующего законодательства в области промышленной безопасности, риски возникновения аварий и НС, приводит к большим экономическим потерям и создаёт непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде.

     

    Проект разработан с целью обеспечения состояния защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий и НС, в том числе случаев травматизма со смертельным исходом, на ОПО МТ и последствий указанных аварий.

     

    На территории Российской Федерации эксплуатируется порядка 150 участков магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов, протяжённость которых составляет порядка 60 тыс. км.

     

    В отношении ОПО МТ осуществляется федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности. Большая часть данных объектов отнесены к объектам чрезвычайно высокой и высокой опасности (I и II класса опасности).

     

    Проектом приказа предусмотрено введение обязательных требований:

    1. к измерениям при проведении внутритрубного диагностирования магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (профилеметрия, магнитная дефектоскопия, ультразвуковая дефектоскопия, ультразвуковая толщинометрия);
    2. к внутритрубным средствам диагностики (внутритрубным инспекционным приборам (испытание и поверка);
    3. к метрологически значимой части программного обеспечения внутритрубных инспекционных приборов;
    4. к методике интерпретации дефектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
    5. к методикам измерений (аттестация).

     

    Для этого в новой редакции изложат п. 131 ФНП МТ:

     

    Как сейчас

    Как будет

    При техническом диагностировании линейной части ОПО МТ выполняются следующие виды работ:

    • внутритрубная дефектоскопия путём пропуска внутритрубных инспекционных приборов;
    • обследование подводных и воздушных переходов через водные преграды;
    • внешнее обследование оборудования и участков МТ, не подлежащих ВТД с применением методов неразрушающего контроля;
    • оценку состояния изоляционных покрытий и эффективности работы средств электрохимической защиты.

    При техническом диагностировании линейной части ОПО МТ выполняются следующие виды работ:

    • внутритрубная дефектоскопия путём пропуска внутритрубных инспекционных приборов;
    • обследование подводных и воздушных переходов через водные преграды;
    • внешнее обследование оборудования и участков МТ, не подлежащих ВТД с применением методов неразрушающего контроля;

     

    • оценку состояния изоляционных покрытий и эффективности работы средств электрохимической защиты.

    Требования к техническому диагностированию ОПО МТ при проведении внутритрубного диагностирования магистральных нефтепроводов

    ‎и нефтепродуктопроводов приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам

     

    ФНП МТ дополнят приложением, регламентирующим требования к техническому диагностированию ОПО МТ, куда в числе прочего включат обязательные метрологические требования к показателям точности измерений, к измерениям при проведении внутритрубного диагностирования магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (профилеметрия, магнитная дефектоскопия, ультразвуковая дефектоскопия, ультразвуковая толщинометрия):

     

    № п/п

    Измерения

    Обязательные метрологические требования к измерениям

    Диапазон измерений

    Пределы допускаемой погрешности

    1

     

    Измерение диаметра проходного сечения трубопровода

    от 127 до 1220 мм

    ± 3 %(относительная погрешность)

    2

    Измерение координат дефекта (вдоль оси трубопровода)

    от 150 до 20000 мм

    ± (34+0,0083 L) мм,

    где L – измеренная координата дефекта вдоль оси трубопровода, мм

    (абсолютная погрешность)

    3

    Измерение толщины стенки трубопровода с применением магнитного метода

    от 4 до 27 мм

    ± 30 %

    (относительная погрешность)

    4

    Измерение времени распространения ультразвукового сигнала

    от 17 до 100 мкс

    ± 0,5 мкс

    (абсолютная погрешность)

    5

    Измерение амплитуды ультразвукового эхо-сигнала

    от 9 до 40 дБ

    ± 3 дБ

    (абсолютная погрешность)

    6

    Измерение толщины стенки трубопровода с применением ультразвуковых методов

    от 3,0 до 29,0 мм

    ± 0,3 мм

    (абсолютная погрешность)

     

    Ростехнадзор полагает, что вносимые в ФНП МТ поправки повысят уровень выполняемых работ по проведению технического диагностирования, адекватность представляемых результатов, на основании которых можно будет принимать своевременные решения для устранения дефектов, что, как следствие, снизит показатели аварийности и смертельного травматизма на данных объектах.

     

    Поправки в ФНП МТ планируют внести в ноябре 2023 года, а в силу вступят они 1 марта 2024 года.

    30.08.2023, 11:28

    Магистральные трубопроводы: ужесточаются правила диагностики

    /upl/Group%2036_102.png

    Ростехнадзор добавит в ФНП МТ требования к техническому диагностированию ОПО МТ при проведении внутритрубного диагностирования магистральных нефтепроводов ‎и нефтепродуктопроводов.

     

    Проект приказа Ростехнадзора о внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утверждённые приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 декабря 2020 г. № 517 (далее — ФНП МТ) размещён для обсуждения на портале проектов НПА.

     

    В пояснительной записке к проекту Ростехнадзор отметил, что за 12 месяцев 2022 г. на опасных производственных объектах магистральных трубопроводов (далее — ОПО МТ) произошло 7 аварий, в результате чего показатель аварийности увеличился на 17 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. против (6 аварий в 2021 г.).

     

    Количество несчастных случаев (далее — НС), происшедших за 12 месяцев 2022 г. на ОПО МТ, составило один (он же групповой НС со смертельным исходом), в результате которых пострадали 4 человека (из них смертельно травмированы 3 человека).

     

    В 2019 и 2020 гг. на ОПО МТ было зарегистрировано 6 НС (из них 5 групповых), в результате которых пострадало 15 человек (из них смертельно травмированы 10 человека).

     

    Анализ материалов завершённых технических расследований аварий и смертельных несчастных случаев, произошедших в 2022 г., показывает, что основной причиной их возникновения явились ошибки персонала при эксплуатации, в т. ч. техническом обслуживании и капитальном ремонте основного технологического и вспомогательного оборудования, а также развитие дефектов при эксплуатационных нагрузках.

     

    В качестве организационных причин отметилось непринятие мер по своевременному обнаружению и, как следствие, устранению дефектов, возникших либо в результате эксплуатации вышеуказанных объектов, либо на этапе строительно-монтажных работ, выполненных с нарушением требований к ним.

     

    Ущерб от аварий составил:

    • в 2020 г. — 489 млн 800 тыс. рублей;
    • в 2021 г. — 172 млн 705,3 тыс. рублей;
    • в 2022 г. — 365 млн 521,9 тыс. рублей.

     

    Вышеуказанные организационные и технические причины произошедших аварий являются следствием недостаточности нормативного правового регулирования технической диагностики указанных объектов в части метрологического обеспечения (минимальных требований) к диагностическим приборам.

     

    Ростехнадзор отметил, что основным способом обнаружения дефектов на линейных сооружениях магистральных трубопроводов является проведение внутритрубной диагностики, предусмотренной как в процессе эксплуатации указанных объектов, так и по завершении строительства до ввода в эксплуатацию (что коррелирует с периодами возникновения (появления) дефектов, послуживших причинами аварий – эксплуатация и строительство соответственно).

     

    Отсутствие минимальных требований к метрологическому обеспечению внутритрубной диагностики магистральных трубопроводов влечёт за собой риски не выявления критических дефектов на них, а также приводит к низкой информативности отчётов о внутритрубной диагностике магистральных трубопроводов, на основании которых в том числе делаются выводы о техническом состоянии линейной части магистральных трубопроводов и принимаются соответственные организационно-технические решения по поддержанию их безопасной эксплуатации.

     

    Таким образом, отсутствие нормативного правового регулирования в части метрологического обеспечения внутритрубной диагностики магистральных трубопроводов создаёт условия для нарушения действующего законодательства в области промышленной безопасности, риски возникновения аварий и НС, приводит к большим экономическим потерям и создаёт непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде.

     

    Проект разработан с целью обеспечения состояния защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий и НС, в том числе случаев травматизма со смертельным исходом, на ОПО МТ и последствий указанных аварий.

     

    На территории Российской Федерации эксплуатируется порядка 150 участков магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов, протяжённость которых составляет порядка 60 тыс. км.

     

    В отношении ОПО МТ осуществляется федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности. Большая часть данных объектов отнесены к объектам чрезвычайно высокой и высокой опасности (I и II класса опасности).

     

    Проектом приказа предусмотрено введение обязательных требований:

    1. к измерениям при проведении внутритрубного диагностирования магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (профилеметрия, магнитная дефектоскопия, ультразвуковая дефектоскопия, ультразвуковая толщинометрия);
    2. к внутритрубным средствам диагностики (внутритрубным инспекционным приборам (испытание и поверка);
    3. к метрологически значимой части программного обеспечения внутритрубных инспекционных приборов;
    4. к методике интерпретации дефектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
    5. к методикам измерений (аттестация).

     

    Для этого в новой редакции изложат п. 131 ФНП МТ:

     

    Как сейчас

    Как будет

    При техническом диагностировании линейной части ОПО МТ выполняются следующие виды работ:

    • внутритрубная дефектоскопия путём пропуска внутритрубных инспекционных приборов;
    • обследование подводных и воздушных переходов через водные преграды;
    • внешнее обследование оборудования и участков МТ, не подлежащих ВТД с применением методов неразрушающего контроля;
    • оценку состояния изоляционных покрытий и эффективности работы средств электрохимической защиты.

    При техническом диагностировании линейной части ОПО МТ выполняются следующие виды работ:

    • внутритрубная дефектоскопия путём пропуска внутритрубных инспекционных приборов;
    • обследование подводных и воздушных переходов через водные преграды;
    • внешнее обследование оборудования и участков МТ, не подлежащих ВТД с применением методов неразрушающего контроля;

     

    • оценку состояния изоляционных покрытий и эффективности работы средств электрохимической защиты.

    Требования к техническому диагностированию ОПО МТ при проведении внутритрубного диагностирования магистральных нефтепроводов

    ‎и нефтепродуктопроводов приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам

     

    ФНП МТ дополнят приложением, регламентирующим требования к техническому диагностированию ОПО МТ, куда в числе прочего включат обязательные метрологические требования к показателям точности измерений, к измерениям при проведении внутритрубного диагностирования магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (профилеметрия, магнитная дефектоскопия, ультразвуковая дефектоскопия, ультразвуковая толщинометрия):

     

    № п/п

    Измерения

    Обязательные метрологические требования к измерениям

    Диапазон измерений

    Пределы допускаемой погрешности

    1

     

    Измерение диаметра проходного сечения трубопровода

    от 127 до 1220 мм

    ± 3 %(относительная погрешность)

    2

    Измерение координат дефекта (вдоль оси трубопровода)

    от 150 до 20000 мм

    ± (34+0,0083 L) мм,

    где L – измеренная координата дефекта вдоль оси трубопровода, мм

    (абсолютная погрешность)

    3

    Измерение толщины стенки трубопровода с применением магнитного метода

    от 4 до 27 мм

    ± 30 %

    (относительная погрешность)

    4

    Измерение времени распространения ультразвукового сигнала

    от 17 до 100 мкс

    ± 0,5 мкс

    (абсолютная погрешность)

    5

    Измерение амплитуды ультразвукового эхо-сигнала

    от 9 до 40 дБ

    ± 3 дБ

    (абсолютная погрешность)

    6

    Измерение толщины стенки трубопровода с применением ультразвуковых методов

    от 3,0 до 29,0 мм

    ± 0,3 мм

    (абсолютная погрешность)

     

    Ростехнадзор полагает, что вносимые в ФНП МТ поправки повысят уровень выполняемых работ по проведению технического диагностирования, адекватность представляемых результатов, на основании которых можно будет принимать своевременные решения для устранения дефектов, что, как следствие, снизит показатели аварийности и смертельного травматизма на данных объектах.

     

    Поправки в ФНП МТ планируют внести в ноябре 2023 года, а в силу вступят они 1 марта 2024 года.

    30.08.2023, 11:28
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам