Как поставить на учет ПС?

    /upl/Group%20869_7.png

    Разъяснения Ростехнадзора

     

    Нужно ли ставить на учет подъемные сооружения с учетом внесенных изменений в Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения? Распространяются ли ФНП № 461 на подъемные сооружения, которые не подлежат учету согласно п. 145?

     

    Вопрос

    Требуется ли постановка на учет подъемных сооружений с учетом внесенных изменений в Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения?

     

    Ответ

    В соответствии с ранее действовавшей редакцией Правил, указаниями подп. «а» п. 135 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее – ФНП), подъемные сооружения, перечисленные в п. 2 ФНП, перед пуском в работу подлежали учету в органах Ростехнадзора.

    Также согласно п. 143 ФНП объекты, на которых эксплуатируются подъемные сооружения, перечисленные в п. 2 настоящих ФНП, подлежали регистрации в качестве опасных производственных объектов (далее – ОПО) в органах Ростехнадзора. При этом указанные подъемные сооружения учитывались органами Ростехнадзора при внесении сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в реестре ОПО.

    В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 № 16 «О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461», п. 143, 144 и 145 ФНП исключены из указанных ФНП.

    Таким образом, в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 № 16 с 1 сентября 2024 г. указание об учете и снятии с учета в территориальных органах Ростехнадзора эксплуатируемых подъемные сооружения, входящих в состав ОПО, которое применялось в п. 143–145 ФНП, утратило силу.

    Также Приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 № 16 внесены изменения и в другие пункты ФНП, которые указывают о постановке или снятии с учета эксплуатируемых подъемных сооружений.

    Данные изменения, вносимые в ФНП по подъемным сооружениям Приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 № 16, свидетельствуют об упрощении процедуры регистрации в реестре ОПО с применением подъемных сооружений, ввиду исключения требований к учету и снятию с учета в территориальных органах Ростехнадзора подъемных сооружений, эксплуатируемых в составе ОПО.

     

    Вопрос

    В части выхода приказа от 22.01.2024 № 16 постановка на учет ПС больше не будет требоваться с 01.09.2024?

     

    Ответ

    В соответствии с указаниями подп. «а» п. 135 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее — ФНП по ПС), подъемные сооружения, перечисленные в п. 2 ФНП по ПС, перед пуском в работу подлежат учету в органах Ростехнадзора (прим. в старой редакции Правил).

    Согласно п. 143 ФНП по ПС объекты, на которых эксплуатируются ПС, перечисленные в п. 2 настоящих ФНП, подлежат регистрации в качестве ОПО в органах Ростехнадзора, при этом указанные ПС должны учитываться органами Ростехнадзора при внесении сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в реестре ОПО (прим. в старой редакции Правил).

    Приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 № 16 «О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461» п. 143 ФНП по ПС, а также п. 144 и 145 ФНП по ПС исключены из указанных ФНП по ПС.

    Таким образом, в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 № 16 с 01.09.2024 указание об учете и снятии с учета в территориальных органах Ростехнадзора эксплуатируемых ПС, входящих в состав ОПО, которое применялось в п. 143–145 ФНП по ПС, использоваться не будет. Также Приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 № 16 будут внесены изменения и в другие пункты ФНП по ПС, которые указывают о постановке или снятии с учёта эксплуатируемых ПС.

    Данные изменения, вносимые в ФНП по ПС Приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 № 16, свидетельствуют об упрощении процедуры регистрации в реестре ОПО с применением ПС, ввиду исключения требований к учету (снятию с учета) в территориальных органах Ростехнадзора эксплуатируемых в составе ОПО ПС.

     

    Вопрос

    1. Распространяются ли ФНП, утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (ФНП № 461), на подъемные сооружения, которые не подлежат учету согласно п. 145?

    2. Если вид ПС есть в п. 145, а также в п. 2, то ФНП № 461 на такой ПС действует? Например, в п. 2 указаны мостовые краны-штабелеры и краны-трубоукладчики, но они не подлежат учету согласно п. 145. В каком объеме на такие ПС распространяются ФНП № 461?

    3. Если ПС, которые не подлежит учету в Ростехнадзоре, используете на ОПО, то в каком объеме на такой ПС распространяются ФНП № 461? Например, если используем мостовой кран г/п 10 тонн без кабины, которые управляется с радиопульта для загрузки литейных печей шихтой. При этом литейный цех – это ОПО. Распространится ФНП №461 на такой кран? Нужно ли такой кран включать в состав ОПО?

    4. Прошу разъяснить, демонтаж кабины мостового крана – это изменение конструкции ПС? Нужно ли проводить ЭПБ крана после демонтажа кабины согласно последнему абзацу п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ? Демонтаж кабины мостового крана, перевод крана на управление с пола или по радио – это техническое перевооружение ОПО? Нужно разрабатывать проект на перевооружение ОПО? Какие требования к организации, которая проводить перевод крана на управление с пола, а также демонтаж кабины? Должны ли быть у этой организации какие-либо разрешения или лицензии? Может ли эксплуатирующая организация самостоятельно перевести кран на управление с пола и демонтировать кабину?

    5. Какой порядок действия пуска ПС и регистрации ОПО с ПС? Как быть в ситуациях противоречия: в ФНП № 461 в п. 136 и 138 указано, что пуск ПС в работу проводится после постановки ПС на учет в Ростехнадзоре. Но согласно п. 143 ФНП № 461 постановка ПС на учет проводится одновременно с регистрацией ОПО. А подать документы на регистрацию ОПО нужно в течение 10 рабочих дней после начала эксплуатации ОПО согласно п. 14 Приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471, т. е. получается после пуска ПС. Такая последовательность не дает возможности пустить ПС в работу после его постановки на учет, так как регистрировать ОПО с ПС нужно после начала эксплуатации ОПО и, соответственно, после пуска ПС в работу.

    6. Прошу дать разъяснения, чем отличается Акт готовности ПС к вводу в работу, который указан в п. 138 ФНП № 461, и акт пуска ПС в работу, указанный в п. 140 ФНП № 461? Допустимо ли формировать только один акт? Оба акта подписывает одна и та же комиссия? Есть форма или образец таких актов?

    7. Прошу дать разъяснения, кто производит первичный пуск башенного быстромонтируемого крана после его покупки? Нужно ли формировать комиссию для первичного пуска такого крана?

    8. Для железнодорожного крана г/п 5 тонн первичный пуск производит ответственный за осуществление производственного контроля? Нужно ли формировать комиссию с представителем Ростехнадзора для пуска такого крана?

    9. Допускается ли ЧТО и ПТО крана проводить экспертная организация? После монтажа, ремонта или реконструкции ПС, кто должен проводить ПТО – эксплуатирующая организация или организация, которая проводила работы?

    10. Согласно п. 121 ФНП № 461 на табличке ПС должна быть указана паспортная грузоподъемность. Если крану снизили грузоподъемность, то какую грузоподъемность указывать на табличке?

     

    Ответ

    Ответ дал Ростехнадзор в письме от 06.12.2023 № 09-00-06/8309 «По вопросам эксплуатации ПС»:

    «Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение по вопросу безопасной эксплуатации подъемных сооружений, сообщает.

    Подъемные сооружения (далее – ПС), перечисленные в п. 145 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее – ФНП по ПС), не относятся к ПС, которые являются составляющими опасных производственных объектов (далее – ОПО), в связи с чем требования федерального закона от 21.07.1997 №2 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) на них не распространяются и Ростехнадзор не осуществляет за ними государственный контроль (надзор).

    Порядок безопасной эксплуатации ПС, не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, устанавливается в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации ПС и утвержденной производственной инструкцией (положением), разработанной в организации, эксплуатирующей эти ПС.

    Также при эксплуатации таких ПС могут применяться некоторые положения ФНП по ПС (не содержащиеся в руководствах по эксплуатации), правила охраны труда и иные отраслевые правила и стандарты.

    Пунктом 56 ФНП по ПС установлено, что перевод ПС на дистанционное управление (радиоуправление) не является техническим перевооружением ОПО, а представляет собой реконструкцию ПС.

    В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 116-ФЗ если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

    Требования промышленной безопасности к организациям и работникам, осуществляющим монтаж, наладку, ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС в процессе эксплуатации ОПО, определены разделом II ФНП по ПС.

    Вместе с тем согласно п. 23 ФНП по ПС если эксплуатирующая организация выполняет работы по ремонту, реконструкции ПС, находящихся у нее в эксплуатации, она должна иметь в своем составе подразделение, отвечающее требованиям п. 10–21 ФНП по ПС.

    Частью 2 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ определено, что ОПО подлежат регистрации в государственном реестре ОПО в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

    На основании п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре ОПО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371, для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.

    Следует отметить, что производственный объект является ОПО ввиду наличия признаков опасности, указанных в Приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, а именно стационарно установленных ПС, подлежит регистрации в государственном реестре ОПО с одновременным учетом данных ПС федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющими ведение реестра ОПО, в соответствии с п. 143 ФНП по ПС.

    Решение о дальнейшем пуске в работу ПС принимается в соответствии с требованиями п. 135 и 138 ФНП по ПС.

    Вместе с тем п. 138 ФНП по ПС установлены требования к порядку оформления принятого комиссией решения о возможности пуска ПС, а именно результаты проверки готовности ПС к пуску в работу должны оформляться актом готовности ПС к вводу в работу (далее — акт готовности). Требований к форме акта готовности ФНП по ПС не установлено. Организации, эксплуатирующие ОПО с ПС, самостоятельно определяют форму данного акта.

    Обращаем внимание на то, что акт готовности является тождественным акту пуска ПС в работу, в которых отражаются результаты проверки готовности ПС к пуску в работу.

    В соответствии с п. 167 ФНП по ПС техническое освидетельствование ПС должно проводиться инженерно-техническим работником, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а также при участии инженернотехнического работника, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

    Следует отметить, что ФНП по ПС не установлено запретов по дополнительному привлечению специализированных организаций для выполнения работ по техническому освидетельствованию ПС.

    Согласно п. 121 ФНП по ПС находящиеся в эксплуатации ПС должны быть снабжены табличками с обозначениями учетного номера, заводского номера ПС, паспортной грузоподъемности и дат следующего полного и частичного технического освидетельствований.

    Информируем, что по завершении реконструкции ПС, связанной с изменением его грузоподъемности, организация, выполнившая работы, вносит изменения в паспорт данного ПС, с указанием сведений о фактической грузоподъемности, которые также отражаются на табличке ПС.

     

    Вопрос

    Порядок постановки на учет подъемных сооружений в Ростехнадзоре?

     

    Ответ

    С 1 января 2021 г. вступили в действия Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее – ФНП по ПС).

    Согласно п. 143 ФНП по ПС объекты, на которых эксплуатируются подъемные сооружения (далее – ПС), перечисленные в п. 2 ФНП по ПС, подлежат регистрации в качестве ОПО в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, которым предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в реестре ОПО (далее – федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющие ведение реестра ОПО), или Госкорпорации «Росатом». При этом указанные ПС должны учитываться федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющими ведение реестра ОПО и Госкорпорацией «Росатом» при внесении сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в реестр ОПО.

    Для постановки на учет ПС необходимо представить заявление о предоставлении государственной услуги по регистрации ОПО, либо внесению изменений в сведения содержащиеся в государственном реестре ОПО в соответствии с приложением № 1 к Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140, а также сведения, характеризующие ОПО, в соответствии с приложением №2 к Административному регламенту.

    В сведениях, характеризующих ОПО, указываются:

    – наименование входящего в состав ОПО технического устройства;

    – тип, марка, модель (при наличии) технического устройства, заводской номер;

    – характеристика технического устройства (грузоподъёмность в тоннах), год изготовления и ввода в эксплуатацию».

     

    Вопрос

    Возник вопрос неоднозначности трактования Приказа Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

    Пункт 138 гласит, что ввод в эксплуатацию ПС с привлечением комиссии с участием представителя Ростехнадзора необходим в следующих случаях:

    – «при пуске в работу после установки на объекте башенных кранов (за исключением ПС, указанных в подп. «б» п. 135 ФНП) и грузопассажирских строительных подъемников;

    – при пуске в работу после установки на объекте кранов мостового типа и портальных кранов;

    – при пуске в работу после постановки на учет самоходных кранов иностранного производства грузоподъемностью 25 т и более, а также быстромонтируемых башенных кранов иностранного производства;

    – при смене эксплуатирующей организации для ПС, отработавших срок службы».

    Следующий абзац того же пункта говорит следующее:

    «Для принятия решения о возможности пуска ПС в работу эксплуатирующая организация внутренним распорядительным актом создает и организует работу комиссии».

    Прошу дать разъяснения, необходимо ли создание комиссии с привлечением представителя Ростехнадзора при вводе в эксплуатацию нового и не бывшего в употреблении автомобильного крана, т. е. не подходящего под условия п. 138, или можно ввести его в эксплуатацию без привлечения представителя Ростехнадзора?

     

    Ответ

    На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.

    Пунктом 138 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее – ФНП по ПС), определены случаи, в которых решение о пуске в работу ПС, подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра опасных производственных объектов (далее – ОПО), выдается инженерно-техническим работником, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, с записью в паспорте ПС на основании предложений комиссии, в состав которой входит уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности.

    Во всех остальных случаях пуска в работу ПС, подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, создание вышеуказанной комиссии не требуется.

     

    Вопрос

    Я являюсь собственником башенных кранов, что подтверждается договорами купли-продажи, которые передал в аренду. После того как закончился срок действия договора аренды с арендателем, я подготовил документы постановки на учет на собственника башенных кранов, но так получилось, что арендатор игнорирует передавать ПС по акту-приема передачи.

    Вопрос: могу ли я на основании того, что договор аренды закончился, а также на основании правообладающих документов (договора купли продажи ПС) поставить ПС на учет без акта приема-передачи?

     

    Ответ

    На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.

    Согласно п. 143 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее – ФНП по ПС), объекты, на которых эксплуатируются ПС, перечисленные в п. 2 ФНП по ПС (за исключением ПС, перечисленных в п. 145 ФНП по ПС), подлежат регистрации в качестве опасных производственных объектов (далее – ОПО) в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, которым предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в реестре ОПО. При этом указанные ПС должны учитываться федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющими ведение реестра ОПО, при внесении сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в реестр ОПО.

    Предоставление государственной услуги по регистрации ОПО в государственном реестре ОПО осуществляется на основании и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ), Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371, в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140, с учетом Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 (далее – Требования).

    На основании п. 14 Требований для регистрации объекта в государственном реестре эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации ОПО представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра, в числе которых копии документов, подтверждающих наличие у эксплуатирующей организации на праве собственности или ином законном основании ОПО (земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается опасный производственный объект (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, технических устройств, обладающих признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.

    Таким образом, договор купли-продажи является достаточным основанием, подтверждающим право собственности указанных в обращении башенных кранов, для регистрации ОПО и учета данных ПС в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО.

     

    Вопрос

    Для постановки подъемного сооружения на учет в Ростехнадзоре должны предоставляться подлинники документов, подтверждающих право владения, и сертификат соответствия подъемного сооружения или достаточно копий этих документов?

     

    Ответ

    Поскольку технические устройства, в т. ч. подъемные сооружения, учитываются в составе опасных производственных объектов (ОПО), то при подаче документов для регистрации ОПО (или внесения изменений) в государственном реестре ОПО следует руководствоваться положениями Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140 (далее – Регламент).

    В соответствии с п. 27 Регламента заявление и комплект документов заверяются подписью руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо уполномоченного представителем заявителя и печатью (при наличии), или в случае направления их в виде электронного документа через ЕПГУ подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью. Следовательно, документ, подтверждающий право владения, и сертификат соответствия подъемного сооружения предоставляются в виде заверенных копий.

     

    Сообщаем, что в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

     

     

    Источник: Ростехнадзор

    15.10.2024, 12:55

    Как поставить на учет ПС?

    /upl/Group%20869_7.png

    Разъяснения Ростехнадзора

     

    Нужно ли ставить на учет подъемные сооружения с учетом внесенных изменений в Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения? Распространяются ли ФНП № 461 на подъемные сооружения, которые не подлежат учету согласно п. 145?

     

    Вопрос

    Требуется ли постановка на учет подъемных сооружений с учетом внесенных изменений в Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения?

     

    Ответ

    В соответствии с ранее действовавшей редакцией Правил, указаниями подп. «а» п. 135 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее – ФНП), подъемные сооружения, перечисленные в п. 2 ФНП, перед пуском в работу подлежали учету в органах Ростехнадзора.

    Также согласно п. 143 ФНП объекты, на которых эксплуатируются подъемные сооружения, перечисленные в п. 2 настоящих ФНП, подлежали регистрации в качестве опасных производственных объектов (далее – ОПО) в органах Ростехнадзора. При этом указанные подъемные сооружения учитывались органами Ростехнадзора при внесении сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в реестре ОПО.

    В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 № 16 «О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461», п. 143, 144 и 145 ФНП исключены из указанных ФНП.

    Таким образом, в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 № 16 с 1 сентября 2024 г. указание об учете и снятии с учета в территориальных органах Ростехнадзора эксплуатируемых подъемные сооружения, входящих в состав ОПО, которое применялось в п. 143–145 ФНП, утратило силу.

    Также Приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 № 16 внесены изменения и в другие пункты ФНП, которые указывают о постановке или снятии с учета эксплуатируемых подъемных сооружений.

    Данные изменения, вносимые в ФНП по подъемным сооружениям Приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 № 16, свидетельствуют об упрощении процедуры регистрации в реестре ОПО с применением подъемных сооружений, ввиду исключения требований к учету и снятию с учета в территориальных органах Ростехнадзора подъемных сооружений, эксплуатируемых в составе ОПО.

     

    Вопрос

    В части выхода приказа от 22.01.2024 № 16 постановка на учет ПС больше не будет требоваться с 01.09.2024?

     

    Ответ

    В соответствии с указаниями подп. «а» п. 135 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее — ФНП по ПС), подъемные сооружения, перечисленные в п. 2 ФНП по ПС, перед пуском в работу подлежат учету в органах Ростехнадзора (прим. в старой редакции Правил).

    Согласно п. 143 ФНП по ПС объекты, на которых эксплуатируются ПС, перечисленные в п. 2 настоящих ФНП, подлежат регистрации в качестве ОПО в органах Ростехнадзора, при этом указанные ПС должны учитываться органами Ростехнадзора при внесении сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в реестре ОПО (прим. в старой редакции Правил).

    Приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 № 16 «О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461» п. 143 ФНП по ПС, а также п. 144 и 145 ФНП по ПС исключены из указанных ФНП по ПС.

    Таким образом, в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 № 16 с 01.09.2024 указание об учете и снятии с учета в территориальных органах Ростехнадзора эксплуатируемых ПС, входящих в состав ОПО, которое применялось в п. 143–145 ФНП по ПС, использоваться не будет. Также Приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 № 16 будут внесены изменения и в другие пункты ФНП по ПС, которые указывают о постановке или снятии с учёта эксплуатируемых ПС.

    Данные изменения, вносимые в ФНП по ПС Приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 № 16, свидетельствуют об упрощении процедуры регистрации в реестре ОПО с применением ПС, ввиду исключения требований к учету (снятию с учета) в территориальных органах Ростехнадзора эксплуатируемых в составе ОПО ПС.

     

    Вопрос

    1. Распространяются ли ФНП, утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (ФНП № 461), на подъемные сооружения, которые не подлежат учету согласно п. 145?

    2. Если вид ПС есть в п. 145, а также в п. 2, то ФНП № 461 на такой ПС действует? Например, в п. 2 указаны мостовые краны-штабелеры и краны-трубоукладчики, но они не подлежат учету согласно п. 145. В каком объеме на такие ПС распространяются ФНП № 461?

    3. Если ПС, которые не подлежит учету в Ростехнадзоре, используете на ОПО, то в каком объеме на такой ПС распространяются ФНП № 461? Например, если используем мостовой кран г/п 10 тонн без кабины, которые управляется с радиопульта для загрузки литейных печей шихтой. При этом литейный цех – это ОПО. Распространится ФНП №461 на такой кран? Нужно ли такой кран включать в состав ОПО?

    4. Прошу разъяснить, демонтаж кабины мостового крана – это изменение конструкции ПС? Нужно ли проводить ЭПБ крана после демонтажа кабины согласно последнему абзацу п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ? Демонтаж кабины мостового крана, перевод крана на управление с пола или по радио – это техническое перевооружение ОПО? Нужно разрабатывать проект на перевооружение ОПО? Какие требования к организации, которая проводить перевод крана на управление с пола, а также демонтаж кабины? Должны ли быть у этой организации какие-либо разрешения или лицензии? Может ли эксплуатирующая организация самостоятельно перевести кран на управление с пола и демонтировать кабину?

    5. Какой порядок действия пуска ПС и регистрации ОПО с ПС? Как быть в ситуациях противоречия: в ФНП № 461 в п. 136 и 138 указано, что пуск ПС в работу проводится после постановки ПС на учет в Ростехнадзоре. Но согласно п. 143 ФНП № 461 постановка ПС на учет проводится одновременно с регистрацией ОПО. А подать документы на регистрацию ОПО нужно в течение 10 рабочих дней после начала эксплуатации ОПО согласно п. 14 Приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471, т. е. получается после пуска ПС. Такая последовательность не дает возможности пустить ПС в работу после его постановки на учет, так как регистрировать ОПО с ПС нужно после начала эксплуатации ОПО и, соответственно, после пуска ПС в работу.

    6. Прошу дать разъяснения, чем отличается Акт готовности ПС к вводу в работу, который указан в п. 138 ФНП № 461, и акт пуска ПС в работу, указанный в п. 140 ФНП № 461? Допустимо ли формировать только один акт? Оба акта подписывает одна и та же комиссия? Есть форма или образец таких актов?

    7. Прошу дать разъяснения, кто производит первичный пуск башенного быстромонтируемого крана после его покупки? Нужно ли формировать комиссию для первичного пуска такого крана?

    8. Для железнодорожного крана г/п 5 тонн первичный пуск производит ответственный за осуществление производственного контроля? Нужно ли формировать комиссию с представителем Ростехнадзора для пуска такого крана?

    9. Допускается ли ЧТО и ПТО крана проводить экспертная организация? После монтажа, ремонта или реконструкции ПС, кто должен проводить ПТО – эксплуатирующая организация или организация, которая проводила работы?

    10. Согласно п. 121 ФНП № 461 на табличке ПС должна быть указана паспортная грузоподъемность. Если крану снизили грузоподъемность, то какую грузоподъемность указывать на табличке?

     

    Ответ

    Ответ дал Ростехнадзор в письме от 06.12.2023 № 09-00-06/8309 «По вопросам эксплуатации ПС»:

    «Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение по вопросу безопасной эксплуатации подъемных сооружений, сообщает.

    Подъемные сооружения (далее – ПС), перечисленные в п. 145 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее – ФНП по ПС), не относятся к ПС, которые являются составляющими опасных производственных объектов (далее – ОПО), в связи с чем требования федерального закона от 21.07.1997 №2 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) на них не распространяются и Ростехнадзор не осуществляет за ними государственный контроль (надзор).

    Порядок безопасной эксплуатации ПС, не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, устанавливается в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации ПС и утвержденной производственной инструкцией (положением), разработанной в организации, эксплуатирующей эти ПС.

    Также при эксплуатации таких ПС могут применяться некоторые положения ФНП по ПС (не содержащиеся в руководствах по эксплуатации), правила охраны труда и иные отраслевые правила и стандарты.

    Пунктом 56 ФНП по ПС установлено, что перевод ПС на дистанционное управление (радиоуправление) не является техническим перевооружением ОПО, а представляет собой реконструкцию ПС.

    В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 116-ФЗ если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

    Требования промышленной безопасности к организациям и работникам, осуществляющим монтаж, наладку, ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС в процессе эксплуатации ОПО, определены разделом II ФНП по ПС.

    Вместе с тем согласно п. 23 ФНП по ПС если эксплуатирующая организация выполняет работы по ремонту, реконструкции ПС, находящихся у нее в эксплуатации, она должна иметь в своем составе подразделение, отвечающее требованиям п. 10–21 ФНП по ПС.

    Частью 2 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ определено, что ОПО подлежат регистрации в государственном реестре ОПО в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

    На основании п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре ОПО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371, для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.

    Следует отметить, что производственный объект является ОПО ввиду наличия признаков опасности, указанных в Приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, а именно стационарно установленных ПС, подлежит регистрации в государственном реестре ОПО с одновременным учетом данных ПС федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющими ведение реестра ОПО, в соответствии с п. 143 ФНП по ПС.

    Решение о дальнейшем пуске в работу ПС принимается в соответствии с требованиями п. 135 и 138 ФНП по ПС.

    Вместе с тем п. 138 ФНП по ПС установлены требования к порядку оформления принятого комиссией решения о возможности пуска ПС, а именно результаты проверки готовности ПС к пуску в работу должны оформляться актом готовности ПС к вводу в работу (далее — акт готовности). Требований к форме акта готовности ФНП по ПС не установлено. Организации, эксплуатирующие ОПО с ПС, самостоятельно определяют форму данного акта.

    Обращаем внимание на то, что акт готовности является тождественным акту пуска ПС в работу, в которых отражаются результаты проверки готовности ПС к пуску в работу.

    В соответствии с п. 167 ФНП по ПС техническое освидетельствование ПС должно проводиться инженерно-техническим работником, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а также при участии инженернотехнического работника, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

    Следует отметить, что ФНП по ПС не установлено запретов по дополнительному привлечению специализированных организаций для выполнения работ по техническому освидетельствованию ПС.

    Согласно п. 121 ФНП по ПС находящиеся в эксплуатации ПС должны быть снабжены табличками с обозначениями учетного номера, заводского номера ПС, паспортной грузоподъемности и дат следующего полного и частичного технического освидетельствований.

    Информируем, что по завершении реконструкции ПС, связанной с изменением его грузоподъемности, организация, выполнившая работы, вносит изменения в паспорт данного ПС, с указанием сведений о фактической грузоподъемности, которые также отражаются на табличке ПС.

     

    Вопрос

    Порядок постановки на учет подъемных сооружений в Ростехнадзоре?

     

    Ответ

    С 1 января 2021 г. вступили в действия Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее – ФНП по ПС).

    Согласно п. 143 ФНП по ПС объекты, на которых эксплуатируются подъемные сооружения (далее – ПС), перечисленные в п. 2 ФНП по ПС, подлежат регистрации в качестве ОПО в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, которым предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в реестре ОПО (далее – федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющие ведение реестра ОПО), или Госкорпорации «Росатом». При этом указанные ПС должны учитываться федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющими ведение реестра ОПО и Госкорпорацией «Росатом» при внесении сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в реестр ОПО.

    Для постановки на учет ПС необходимо представить заявление о предоставлении государственной услуги по регистрации ОПО, либо внесению изменений в сведения содержащиеся в государственном реестре ОПО в соответствии с приложением № 1 к Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140, а также сведения, характеризующие ОПО, в соответствии с приложением №2 к Административному регламенту.

    В сведениях, характеризующих ОПО, указываются:

    – наименование входящего в состав ОПО технического устройства;

    – тип, марка, модель (при наличии) технического устройства, заводской номер;

    – характеристика технического устройства (грузоподъёмность в тоннах), год изготовления и ввода в эксплуатацию».

     

    Вопрос

    Возник вопрос неоднозначности трактования Приказа Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

    Пункт 138 гласит, что ввод в эксплуатацию ПС с привлечением комиссии с участием представителя Ростехнадзора необходим в следующих случаях:

    – «при пуске в работу после установки на объекте башенных кранов (за исключением ПС, указанных в подп. «б» п. 135 ФНП) и грузопассажирских строительных подъемников;

    – при пуске в работу после установки на объекте кранов мостового типа и портальных кранов;

    – при пуске в работу после постановки на учет самоходных кранов иностранного производства грузоподъемностью 25 т и более, а также быстромонтируемых башенных кранов иностранного производства;

    – при смене эксплуатирующей организации для ПС, отработавших срок службы».

    Следующий абзац того же пункта говорит следующее:

    «Для принятия решения о возможности пуска ПС в работу эксплуатирующая организация внутренним распорядительным актом создает и организует работу комиссии».

    Прошу дать разъяснения, необходимо ли создание комиссии с привлечением представителя Ростехнадзора при вводе в эксплуатацию нового и не бывшего в употреблении автомобильного крана, т. е. не подходящего под условия п. 138, или можно ввести его в эксплуатацию без привлечения представителя Ростехнадзора?

     

    Ответ

    На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.

    Пунктом 138 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее – ФНП по ПС), определены случаи, в которых решение о пуске в работу ПС, подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра опасных производственных объектов (далее – ОПО), выдается инженерно-техническим работником, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, с записью в паспорте ПС на основании предложений комиссии, в состав которой входит уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности.

    Во всех остальных случаях пуска в работу ПС, подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, создание вышеуказанной комиссии не требуется.

     

    Вопрос

    Я являюсь собственником башенных кранов, что подтверждается договорами купли-продажи, которые передал в аренду. После того как закончился срок действия договора аренды с арендателем, я подготовил документы постановки на учет на собственника башенных кранов, но так получилось, что арендатор игнорирует передавать ПС по акту-приема передачи.

    Вопрос: могу ли я на основании того, что договор аренды закончился, а также на основании правообладающих документов (договора купли продажи ПС) поставить ПС на учет без акта приема-передачи?

     

    Ответ

    На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.

    Согласно п. 143 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее – ФНП по ПС), объекты, на которых эксплуатируются ПС, перечисленные в п. 2 ФНП по ПС (за исключением ПС, перечисленных в п. 145 ФНП по ПС), подлежат регистрации в качестве опасных производственных объектов (далее – ОПО) в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, которым предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в реестре ОПО. При этом указанные ПС должны учитываться федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющими ведение реестра ОПО, при внесении сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в реестр ОПО.

    Предоставление государственной услуги по регистрации ОПО в государственном реестре ОПО осуществляется на основании и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ), Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371, в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140, с учетом Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 (далее – Требования).

    На основании п. 14 Требований для регистрации объекта в государственном реестре эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации ОПО представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра, в числе которых копии документов, подтверждающих наличие у эксплуатирующей организации на праве собственности или ином законном основании ОПО (земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается опасный производственный объект (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, технических устройств, обладающих признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.

    Таким образом, договор купли-продажи является достаточным основанием, подтверждающим право собственности указанных в обращении башенных кранов, для регистрации ОПО и учета данных ПС в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО.

     

    Вопрос

    Для постановки подъемного сооружения на учет в Ростехнадзоре должны предоставляться подлинники документов, подтверждающих право владения, и сертификат соответствия подъемного сооружения или достаточно копий этих документов?

     

    Ответ

    Поскольку технические устройства, в т. ч. подъемные сооружения, учитываются в составе опасных производственных объектов (ОПО), то при подаче документов для регистрации ОПО (или внесения изменений) в государственном реестре ОПО следует руководствоваться положениями Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140 (далее – Регламент).

    В соответствии с п. 27 Регламента заявление и комплект документов заверяются подписью руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо уполномоченного представителем заявителя и печатью (при наличии), или в случае направления их в виде электронного документа через ЕПГУ подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью. Следовательно, документ, подтверждающий право владения, и сертификат соответствия подъемного сооружения предоставляются в виде заверенных копий.

     

    Сообщаем, что в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

     

     

    Источник: Ростехнадзор

    15.10.2024, 12:55
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам