Экспертиза промышленной безопасности технических устройств (общие вопросы для всех отраслей)

    /upl/Group%20811_19.png

    Разъяснения Ростехнадзора

     

    Вопрос

    Может ли заключение экспертизы промышленной безопасности содержать дефекты технического устройства, не препятствующие его дальнейшей безопасной эксплуатации и не противоречившие требованиям промышленной безопасности, и при этом иметь положительный вывод?

     

    Ответ

    На данный вопрос ответ дан Правовое управлением Ростехнадзора.

    В соответствии с п. 24 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. Приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420 (далее – Правила проведения экспертизы промышленной безопасности), при проведении экспертизы технических устройств выполняются:

    а) анализ документации, относящейся к техническим устройствам (включая акты расследования аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией технических устройств, заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз) и режимам эксплуатации технических устройств (при наличии);

    б) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технических устройств (в случаях, при которых проводится техническое диагностирование технических устройств).

    В соответствии с п. 23 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности техническое диагностирование технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:

    а) при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

    б) при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;

    в) при обнаружении экспертами дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов неизвестного происхождения.

    В соответствии с п. 25 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности в рамках проведения экспертизы промышленной безопасности при техническом диагностировании технических устройств проводятся следующие мероприятия:

    а) визуальный и измерительный контроль;

    б) оперативное (функциональное) диагностирование для получения информации о состоянии, фактических параметрах работы, фактического нагружения технического устройства в реальных условиях эксплуатации;

    в) определение действующих повреждающих факторов, механизмов повреждения и восприимчивости материала технического устройства к механизмам повреждения;

    г) оценку качества соединений элементов технического устройства (при наличии);

    д) выбор методов неразрушающего или разрушающего контроля, наиболее эффективно выявляющих дефекты, образующиеся в результате воздействия установленных механизмов повреждения (при наличии);

    е) неразрушающий контроль или разрушающий контроль металла и сварных соединений технического устройства (при наличии);

    ж) оценку выявленных дефектов на основании результатов визуального и измерительного контроля, методов неразрушающего или разрушающего контроля;

    з) исследование материалов технического устройства;

    и) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технического устройства, включающие анализ режимов работы и исследование напряженно-деформированного состояния;

    к) оценку остаточного ресурса (срока службы).

    В соответствии с п. 36 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности по результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы должны дополнительно приводиться сведения о расчетных и аналитических процедурах оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

    В соответствии с п. 35 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности заключение экспертизы промышленной безопасности должно содержать один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности:

    1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;

    2) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

    Положения данных пунктов означают, что эксплуатация объекта экспертизы, заключение экспертизы промышленной безопасности по которому содержит вывод о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации, допускается только при соблюдении таких условий.

     

    Письмо Ростехнадзора от 11.07.2024 № 11-00-15/4269 «О рассмотрении обращения»

     

    Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение, сообщает.

    В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

    Таким образом, учитывая изложенное, для применения на опасных производственных объектах в отношении данных технических устройств должны быть оформлены документы, удостоверяющие их соответствие требованиям технических регламентов в соответствии с положениями соответствующих технических регламентов.

    Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

    – до начала применения на опасном производственном объекте;

    – по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

    – при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

    – после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

    Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 25 декабря 2023 г. № 637-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в положения Федерального закона № 116-ФЗ, с 1 сентября 2024 года если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности при отсутствии в технической документации данных о сроке службы, если фактический срок службы технического устройства превышает 10 лет, а не 20 лет, как сейчас.

    Данные изменения распространяются на все технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, независимо от даты их изготовления.

    Начальник Правового управления Д.А.ЯКОВЛЕВ

     

    Вопрос

    На нашем предприятии есть насос, который перекачивает ЛВЖ. Насос был изготовлен в 2015 г., приобрели мы его в 2019, он был новый и находился на заводской консервации, мы смонтировали и пустили в работу. В паспорте насоса заводом изготовителем указан расчетный срок службы, который равен 10 годам. Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое устройство подлежит экспертизе промышленной безопасности по истечении срока службы, установленного его производителем. Исходя из этого подскажите пожалуйста, когда нам нужно будет провести экспертизу насосу – в 2025 г. или в 2029? С какого момента правильнее всего начать отсчет расчетного срока службы – с года изготовления или с даты его ввода в эксплуатацию?

     

    Ответ

    На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.

    В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности.

    Оборудование, попадающее под действие технического регламента, должно пройти процедуру подтверждения соответствия, установленную соответствующим техническим регламентом Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которого на него распространяется.

    Согласно п. 4 разд. II технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 № 41 (далее – ТР ТС 032/2013), «срок службы расчётный» – срок службы в календарных годах, установленный при проектировании и исчисляемый со дня ввода в эксплуатацию оборудования, «ввод в эксплуатацию» – документально оформленное событие, фиксирующее готовность оборудования к применению (использованию).

    В соответствии с п. 217 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536, результаты проверок готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией оформляют актом готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию, который прикладывают к паспорту. Принятое решение о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением оформляют приказом (распорядительным документом) эксплуатирующей организации.

    Обращаем внимание, что изготовителем в руководстве по эксплуатации в соответствии с подп. «г» п. 27 разд. IV ТР ТС 032/2013 могут устанавливаться назначенные показатели (назначенный срок хранения, назначенный срок службы и (или) назначенный ресурс) в зависимости от конструктивных особенностей оборудования, по истечении которых прекращается эксплуатация оборудования и принимается решение о направлении его в ремонт, или об утилизации, или о проверке и об установлении новых назначенных показателей.

    В соответствии с п. 34 Руководства по безопасности «Рекомендации по порядку временного вывода из эксплуатации технических устройств и сооружений на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса», утвержденного приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2018 г. № 567 (далее - Руководство по безопасности), даты следующего технического освидетельствования, испытания на прочность и плотность, диагностирования, в том числе проведения экспертиз промышленной безопасности, технических обслуживаний и ремонта, которые регламентируются нормативными документами и технической документацией заводов-изготовителей, могут быть продлены на срок, равный сроку временного вывода из эксплуатации.

    Согласно пункту 37 Руководства по безопасности в случае, если техническое устройство и/или сооружения, временно выведенные из эксплуатации, ранее намечались к проведению оценки соответствия обязательным требованиям, все необходимые для этого мероприятия должны быть выполнены до подписания акта готовности.

     

    Вопрос

    Попадают ли под определение ст.1 ФЗ-116 от 21 июля 1997 г. «технические устройства» средства измерения, средства автоматизации и прочие контрольно-измерительные приборы, установленные на технологическом оборудовании, машинах и (или) аппаратах опасного производственного объекта?

     

    Ответ

    На данный вопрос ответ дан Управлением по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.

    В соответствии с требованиями ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, – это машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

    Согласно п. 21 ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Федеральный закон № 102-ФЗ) средство измерений – это техническое средство, предназначенное для измерений.

    Контрольно-измерительный прибор – это средство измерения, предназначенное для получения значений измеряемой физической величины в установленном диапазоне.

    Средства автоматизации включают в себя технические средства автоматизации – это устройства и приборы, которые могут как сами являться средствами автоматизации, так и входить в состав программно-аппаратного комплекса.

    В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 102-ФЗ отнесение технических средств к техническим системам и устройствам с измерительными функциями устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений согласно Порядку отнесения технических средств к техническим системам и устройствам с измерительными функциями, утв. Приказом Минпромторга России от 15.12.2015 № 4092.

    Вместе с тем определение терминов «машина», «оборудование» и «система» приведено в ст. 2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823.

     

    Вопрос

    На территории опасного производственного объекта, помимо технических устройств, имеющих признаки опасности и зарегистрированных в составе ОПО, находится и другое оборудование, не имеющее признаков опасности, к примеру токарные станки. Подобные технические устройства расположены на территории ОПО, но не несут в себе признаков опасности.

    Прошу проконсультировать: необходимо ли для таких технических устройств проводить экспертизу промышленной безопасности при истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем и в других случаях, указанных в Приказе Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420?

     

    Ответ

    На данный вопрос ответ дан Управлением горного надзора Ростехнадзора.

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, – это машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

    Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат в том числе технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных ст. 7 Федерального закона № 116-ФЗ.

    Стоит также учитывать, что при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов в сведения, характеризующие опасные производственные объекты, включаются здания, сооружения, технические устройства, участвующие в технологическом процессе.

    Соответственно, проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, но не участвующих в технологическом процессе и (или) не обладающих признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, не требуется.

     

    Вопрос

    На нашем ОПО есть множество ТУ, которые участвуют в технологическом процессе. Вопрос следующий: нужно ли проводить ЭПБ абсолютно всем ТУ, задействованным при эксплуатации ОПО, к примеру насосу, который перекачивает обычную питьевую воду, используемую в технологии, или ЭПБ нужно проводить только тем техническим устройствам, где получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются опасные вещества, перечисленные в приложениях № 1 и № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ?

     

    Ответ

    На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

    В соответствии со ст. 7 вышеуказанного Федерального закона, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности в случаях, установленных данной статьёй.

    Данные положения Федерального закона распространяются в том числе на технические устройства, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта, не связанные с обращением опасных веществ, указанных в приложениях № 1 и № 2 к Федеральному закону.

     

    Сообщаем, что в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

     

    Источник

     

    14.03.2025, 12:54

    Экспертиза промышленной безопасности технических устройств (общие вопросы для всех отраслей)

    /upl/Group%20811_19.png

    Разъяснения Ростехнадзора

     

    Вопрос

    Может ли заключение экспертизы промышленной безопасности содержать дефекты технического устройства, не препятствующие его дальнейшей безопасной эксплуатации и не противоречившие требованиям промышленной безопасности, и при этом иметь положительный вывод?

     

    Ответ

    На данный вопрос ответ дан Правовое управлением Ростехнадзора.

    В соответствии с п. 24 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. Приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420 (далее – Правила проведения экспертизы промышленной безопасности), при проведении экспертизы технических устройств выполняются:

    а) анализ документации, относящейся к техническим устройствам (включая акты расследования аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией технических устройств, заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз) и режимам эксплуатации технических устройств (при наличии);

    б) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технических устройств (в случаях, при которых проводится техническое диагностирование технических устройств).

    В соответствии с п. 23 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности техническое диагностирование технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:

    а) при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

    б) при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;

    в) при обнаружении экспертами дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов неизвестного происхождения.

    В соответствии с п. 25 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности в рамках проведения экспертизы промышленной безопасности при техническом диагностировании технических устройств проводятся следующие мероприятия:

    а) визуальный и измерительный контроль;

    б) оперативное (функциональное) диагностирование для получения информации о состоянии, фактических параметрах работы, фактического нагружения технического устройства в реальных условиях эксплуатации;

    в) определение действующих повреждающих факторов, механизмов повреждения и восприимчивости материала технического устройства к механизмам повреждения;

    г) оценку качества соединений элементов технического устройства (при наличии);

    д) выбор методов неразрушающего или разрушающего контроля, наиболее эффективно выявляющих дефекты, образующиеся в результате воздействия установленных механизмов повреждения (при наличии);

    е) неразрушающий контроль или разрушающий контроль металла и сварных соединений технического устройства (при наличии);

    ж) оценку выявленных дефектов на основании результатов визуального и измерительного контроля, методов неразрушающего или разрушающего контроля;

    з) исследование материалов технического устройства;

    и) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технического устройства, включающие анализ режимов работы и исследование напряженно-деформированного состояния;

    к) оценку остаточного ресурса (срока службы).

    В соответствии с п. 36 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности по результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы должны дополнительно приводиться сведения о расчетных и аналитических процедурах оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

    В соответствии с п. 35 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности заключение экспертизы промышленной безопасности должно содержать один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности:

    1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;

    2) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

    Положения данных пунктов означают, что эксплуатация объекта экспертизы, заключение экспертизы промышленной безопасности по которому содержит вывод о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации, допускается только при соблюдении таких условий.

     

    Письмо Ростехнадзора от 11.07.2024 № 11-00-15/4269 «О рассмотрении обращения»

     

    Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение, сообщает.

    В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

    Таким образом, учитывая изложенное, для применения на опасных производственных объектах в отношении данных технических устройств должны быть оформлены документы, удостоверяющие их соответствие требованиям технических регламентов в соответствии с положениями соответствующих технических регламентов.

    Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

    – до начала применения на опасном производственном объекте;

    – по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

    – при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

    – после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

    Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 25 декабря 2023 г. № 637-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в положения Федерального закона № 116-ФЗ, с 1 сентября 2024 года если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности при отсутствии в технической документации данных о сроке службы, если фактический срок службы технического устройства превышает 10 лет, а не 20 лет, как сейчас.

    Данные изменения распространяются на все технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, независимо от даты их изготовления.

    Начальник Правового управления Д.А.ЯКОВЛЕВ

     

    Вопрос

    На нашем предприятии есть насос, который перекачивает ЛВЖ. Насос был изготовлен в 2015 г., приобрели мы его в 2019, он был новый и находился на заводской консервации, мы смонтировали и пустили в работу. В паспорте насоса заводом изготовителем указан расчетный срок службы, который равен 10 годам. Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое устройство подлежит экспертизе промышленной безопасности по истечении срока службы, установленного его производителем. Исходя из этого подскажите пожалуйста, когда нам нужно будет провести экспертизу насосу – в 2025 г. или в 2029? С какого момента правильнее всего начать отсчет расчетного срока службы – с года изготовления или с даты его ввода в эксплуатацию?

     

    Ответ

    На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.

    В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности.

    Оборудование, попадающее под действие технического регламента, должно пройти процедуру подтверждения соответствия, установленную соответствующим техническим регламентом Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которого на него распространяется.

    Согласно п. 4 разд. II технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 № 41 (далее – ТР ТС 032/2013), «срок службы расчётный» – срок службы в календарных годах, установленный при проектировании и исчисляемый со дня ввода в эксплуатацию оборудования, «ввод в эксплуатацию» – документально оформленное событие, фиксирующее готовность оборудования к применению (использованию).

    В соответствии с п. 217 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536, результаты проверок готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией оформляют актом готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию, который прикладывают к паспорту. Принятое решение о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением оформляют приказом (распорядительным документом) эксплуатирующей организации.

    Обращаем внимание, что изготовителем в руководстве по эксплуатации в соответствии с подп. «г» п. 27 разд. IV ТР ТС 032/2013 могут устанавливаться назначенные показатели (назначенный срок хранения, назначенный срок службы и (или) назначенный ресурс) в зависимости от конструктивных особенностей оборудования, по истечении которых прекращается эксплуатация оборудования и принимается решение о направлении его в ремонт, или об утилизации, или о проверке и об установлении новых назначенных показателей.

    В соответствии с п. 34 Руководства по безопасности «Рекомендации по порядку временного вывода из эксплуатации технических устройств и сооружений на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса», утвержденного приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2018 г. № 567 (далее - Руководство по безопасности), даты следующего технического освидетельствования, испытания на прочность и плотность, диагностирования, в том числе проведения экспертиз промышленной безопасности, технических обслуживаний и ремонта, которые регламентируются нормативными документами и технической документацией заводов-изготовителей, могут быть продлены на срок, равный сроку временного вывода из эксплуатации.

    Согласно пункту 37 Руководства по безопасности в случае, если техническое устройство и/или сооружения, временно выведенные из эксплуатации, ранее намечались к проведению оценки соответствия обязательным требованиям, все необходимые для этого мероприятия должны быть выполнены до подписания акта готовности.

     

    Вопрос

    Попадают ли под определение ст.1 ФЗ-116 от 21 июля 1997 г. «технические устройства» средства измерения, средства автоматизации и прочие контрольно-измерительные приборы, установленные на технологическом оборудовании, машинах и (или) аппаратах опасного производственного объекта?

     

    Ответ

    На данный вопрос ответ дан Управлением по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.

    В соответствии с требованиями ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, – это машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

    Согласно п. 21 ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Федеральный закон № 102-ФЗ) средство измерений – это техническое средство, предназначенное для измерений.

    Контрольно-измерительный прибор – это средство измерения, предназначенное для получения значений измеряемой физической величины в установленном диапазоне.

    Средства автоматизации включают в себя технические средства автоматизации – это устройства и приборы, которые могут как сами являться средствами автоматизации, так и входить в состав программно-аппаратного комплекса.

    В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 102-ФЗ отнесение технических средств к техническим системам и устройствам с измерительными функциями устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений согласно Порядку отнесения технических средств к техническим системам и устройствам с измерительными функциями, утв. Приказом Минпромторга России от 15.12.2015 № 4092.

    Вместе с тем определение терминов «машина», «оборудование» и «система» приведено в ст. 2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823.

     

    Вопрос

    На территории опасного производственного объекта, помимо технических устройств, имеющих признаки опасности и зарегистрированных в составе ОПО, находится и другое оборудование, не имеющее признаков опасности, к примеру токарные станки. Подобные технические устройства расположены на территории ОПО, но не несут в себе признаков опасности.

    Прошу проконсультировать: необходимо ли для таких технических устройств проводить экспертизу промышленной безопасности при истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем и в других случаях, указанных в Приказе Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420?

     

    Ответ

    На данный вопрос ответ дан Управлением горного надзора Ростехнадзора.

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, – это машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

    Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат в том числе технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных ст. 7 Федерального закона № 116-ФЗ.

    Стоит также учитывать, что при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов в сведения, характеризующие опасные производственные объекты, включаются здания, сооружения, технические устройства, участвующие в технологическом процессе.

    Соответственно, проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, но не участвующих в технологическом процессе и (или) не обладающих признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, не требуется.

     

    Вопрос

    На нашем ОПО есть множество ТУ, которые участвуют в технологическом процессе. Вопрос следующий: нужно ли проводить ЭПБ абсолютно всем ТУ, задействованным при эксплуатации ОПО, к примеру насосу, который перекачивает обычную питьевую воду, используемую в технологии, или ЭПБ нужно проводить только тем техническим устройствам, где получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются опасные вещества, перечисленные в приложениях № 1 и № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ?

     

    Ответ

    На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

    В соответствии со ст. 7 вышеуказанного Федерального закона, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности в случаях, установленных данной статьёй.

    Данные положения Федерального закона распространяются в том числе на технические устройства, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта, не связанные с обращением опасных веществ, указанных в приложениях № 1 и № 2 к Федеральному закону.

     

    Сообщаем, что в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

     

    Источник

     

    14.03.2025, 12:54
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам