- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ
- Объекты ХПРС
Сведения, характеризующие ОПО (состав ОПО)

Разъяснения Ростехнадзора
Вопрос
Каким образом можно вывести из состава ОПО не используемое оборудование? Например, норию. Какие документы подать в территориальное отделение Ростехнадзора для внесения изменений в сведенья характеризующие ОПО?
Ответ
На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.
Предоставление государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов осуществляется на основании и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ), Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371, в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140 (далее – Административный регламент).
Пунктом 23 Административного регламента установлено, что для внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов (далее – Реестр), в том числе в характеристики опасного производственного объекта, заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора (по месту нахождения заявителя) заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений, актуализированные сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект (в 2 экземплярах), оформленные согласно приложению № 2 к Административному регламенту, подписанные руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным представителем заявителя и заверенные печатью (при наличии) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа в одном экземпляре.
Перечень документов, подтверждающих наличие оснований для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, Административным регламентом не установлен.
В качестве документов, подтверждающих наличие оснований для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, в случае изменения характеристик опасного производственного объекта (изменение состава технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте), могут быть представлены:
• проектная документация (на реконструкцию, техническое перевооружение);
• договоры купли-продажи на технические устройства с актом приема-передачи технических устройств,
• договоры аренды технических устройств с актом приема-передачи технических устройств;
• документы о ликвидации/выводе из эксплуатации отдельных частей опасного производственного объекта;
• документы, подтверждающие демонтаж технического устройства,
• документы о передаче/утилизации опасных веществ.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, в случае наличия оснований для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, эксплуатирующей организации необходимо подготовить заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, и соответствующие документы, содержащие сведения, необходимые для формирования и ведения Реестра, и представить их в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения эксплуатирующей организации.
Вопрос
Приобретено имущество предприятия-банкрота — воздухосборники. Перерегистрировали ОПО (площадка воздухосборников) за собой в связи со сменой эксплуатирующей организации. Эксплуатация 2-х воздухосборников в ближайшее время не планируется.
1. Необходимо ли их вводить в эксплуатацию приказом по предприятию?
2. Надо ли исключать неэксплуатируемые воздухосборники из состава, зарегистрированного ОПО и что для этого надо?
Ответ
Порядок ввода в эксплуатацию, пуска (включения) в работу и учета оборудования, работающего под избыточным давлением, установлен главой IV Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 (далее – ФНП ОРПД), в соответствии с которой решение о вводе оборудования в эксплуатацию должно приниматься руководителем (или уполномоченным им должностным лицом) эксплуатирующей организации (обособленного структурного подразделения) и оформляться на основании результатов проверки готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией, проводимой в случаях предусмотренных п. 213 и 214 ФНП ОРПД, в т. ч. при передаче опасного производственного объекта и (или) оборудования, находившегося в эксплуатации в его составе, для использования другой эксплуатирующей организации. Выполнение установленных главой IV ФНП ОРПД мероприятий необходимо обеспечить до пуска оборудования в работу.
При этом, учитывая указанную в обращении информацию об отсутствии необходимости использования оборудования (воздухосборников) на объекте непосредственно после его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, сообщаем, что на период остановки (вывода из работы) оборудования должно быть обеспечено поддержание его в исправном состоянии в соответствии с п. 228 ФНП ОРПД, в т. ч. путем выполнения согласно подп. «г» п. 228 ФНП ОРПД указаний изготовителя, установленных в руководстве по эксплуатации, по хранению и консервации оборудования.
В соответствии с п. 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 № 41: «эксплуатация оборудования» – это «стадия жизненного цикла с момента ввода в эксплуатацию оборудования до его утилизации».
В связи с этим учитывая, что обращение не содержит оснований для исключения опасного производственного объекта из государственного реестра опасных производственных объектов, а также информации о прекращении эксплуатации (путем демонтажа и утилизации) установленного в его составе оборудования, необходимость исключения его из сведений, характеризующих опасный производственный объект, отсутствует.
Вопрос
Нужно ли в сведения, характеризующие ОПО, вносить технологические трубопроводы, если в сведениях уже указаны ОРПД, в которых содержится опасное вещество, и в технологических трубопроводах не находится постоянно опасное вещество, а лишь периодически при перемещении из одного ОРПД в другое, которые уже указаны в сведениях?
Ответ
Из смысла п. 6, 7, 8, 9, 10, 12 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471, следует, что отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями.
При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ:
• проектной документации (документации) объекта;
• сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
• документации на технические устройства, применяемые на объекте;
• данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте.
При проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.
Правильность проведенной идентификации, присвоения наименования и установления класса опасности опасному производственному объекту проверяется Ростехнадзором при осуществлении его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией.
Учитывая вышеизложенное, при формировании сведений характеризующих ОПО, необходимо учитывать всю информацию о технических устройствах и сооружениях, в которых могут находится или находятся опасные вещества, включая технологические трубопроводы, предназначенные для перемещения (постоянного или периодического) опасных веществ
Вопрос
При внесении изменений в сведения, характеризующие ОПО инспектор требует внесение адресов всех объектов, вносимых в сведения в титульный лист, хотя и лицензия, и свидетельство о регистрации ОПО имеют одни адрес места нахождения ОПО. Правомерно ли это?
Ответ
На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.
Регистрация ОПО в государственном реестре опасных производственных объектов (далее – Реестр) осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140 (далее – Административный регламент).
Согласно приложению № 2 к Административному регламенту при регистрации ОПО в Реестре заявителем в сведениях, характеризующих ОПО, в графе 1.4. «Место нахождения (адрес) ОПО» указывается адрес фактического места нахождения объекта (адресный ориентир или другие, позволяющие идентифицировать объект данные), согласно данных Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра недвижимости или документах, подтверждающих иное законное основание эксплуатации ОПО, независимо от того, к какой категории относится объект недвижимости (точечный, линейный или полигональный (площадной).
Учитывая вышеизложенное, местом нахождения ОПО являются адреса места нахождения площадных и линейных объектов, входящих в состав данного ОПО, указанные в документах, подтверждающих владение данными сооружениями на праве собственности или ином законном основании.
В качестве иного законного основания, подтверждающего наличие у соответствующего лица ОПО, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается ОПО, могут выступать документы, подтверждающие законную передачу такого объекта, а также земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых он размещается, данному лицу его собственником, в том числе договор аренды, договор доверительного управления или иной договор.
Таким образом, в сведениях, характеризующих ОПО, необходимо указывать адрес места нахождения ОПО в точном соответствии с адресом, содержащимся в документах, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании ОПО.
Пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, является производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении.
С учетом содержания ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» каждый ОПО, эксплуатируемый при осуществлении лицензируемого вида деятельности, является местом осуществления соответствующей деятельности.
Лицензирование эксплуатации ВХ осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661 (далее – Положение № 1661).
Подпунктами «а» п. 4 и 5 Положения № 1661 установлены требования о наличии у соискателя лицензии и лицензиата на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на которых (в которых) размещаются ОПО.
Принимая во внимание вышеизложенное, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, указанные в реестре лицензий, должны соответствовать адресам объектов, указанным в правоустанавливающих документах.
Также сообщаем, что согласно ст. 89 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном ст. 39–43 Федерального закона № 248-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона № 248-ФЗ жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (https://knd.gosuslugi.ru/) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Вопрос
При регистрации опасных производственных объектов, на которых применяются технические устройства, место работы которых могут меняться, например передвижные котельные установки, какой адрес места нахождения ОПО необходимо указывать в Сведениях, характеризующих опасный производственный объект?
Ответ
При регистрации опасных производственных объектов, на которых применяются технические устройства, место работы которых могут меняться в Сведениях, характеризующих опасный производственный объект, в качестве места нахождения ОПО может указываться адрес заявителя либо адрес регистрации по месту жительства индивидуального предпринимателя.
Вопрос
Прошу дать разъяснения по заполнению Сведений, характеризующих опасный производственный объект (далее – ОПО). В разделе 4 Классификация ОПО, когда конкретно нужно отмечать пункт 4.10?
Ответ
На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.
В соответствии с Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждёнными приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 г. № 471 (далее – Требования), отнесение объектов к опасным производственным объектам (далее – ОПО) осуществляется эксплуатирующей организацией самостоятельно на основании проведения их идентификации, в ходе которой, должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории ОПО.
Согласно п. 8 Требований при проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ: проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии); обоснования безопасности ОПО (в случае, если такое обоснование разработано); декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки); технологических регламентов (при наличии); генерального плана расположения зданий и сооружений; сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств; спецификации установленного оборудования; документации на технические устройства, применяемые на объекте; данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте, а также на объектах, расположенных на расстоянии менее чем пятьсот метров
от идентифицируемого объекта, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями.
Сведения, характеризующие ОПО, составляются на основании результатов процедуры идентификации, проведенной организацией, эксплуатирующей ОПО, самостоятельно.
В пункте 4.10 раздела 4 «Классификация опасного производственного объекта» сведений, характеризующих ОПО (далее – Сведения), оформленных согласно Приложению № 2 к Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденному приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2019 г. № 140, отметка «V» ставится при наличие факторов, предусмотренных пунктом 10 приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ), а именно в случае, если для ОПО по указанным в п. 1–9 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.
В соответствии с пунктом 12 Требований правильность проведенной идентификации ОПО проверяется Ростехнадзором при осуществлении его регистрации в государственном реестре ОПО на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией.
Вопрос
Два ОПО на большом расстоянии друг от друга. Гидравлический экскаватор внесен в сведения одного из них. Потребуется периодическое кратковременное (1–2 месяца) перемещение данного экскаватора на другое ОПО, в сведения которого этот экскаватор не внесен. Как правильно поступить с данным экскаватором в части внесения в сведения другого ОПО данных этого экскаватора?
Ответ
При проведении идентификации опасного производственного объекта необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.
В соответствии с Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 (далее – Требования к регистрации), при идентификации опасного производственного объекта в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, должны быть учтены все технические устройства, участвующие в технологическом процессе.
Таким образом, эксплуатирующей организацией, для осуществления работ на ОПО необходимо внести в сведения, характеризующие опасный производственный объект, все технические устройства, имеющие признак опасности в соответствии с приложениями 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее – Федеральный закон 116-ФЗ).
Сообщаем, что в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Сведения, характеризующие ОПО (состав ОПО)

Разъяснения Ростехнадзора
Вопрос
Каким образом можно вывести из состава ОПО не используемое оборудование? Например, норию. Какие документы подать в территориальное отделение Ростехнадзора для внесения изменений в сведенья характеризующие ОПО?
Ответ
На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.
Предоставление государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов осуществляется на основании и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ), Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371, в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140 (далее – Административный регламент).
Пунктом 23 Административного регламента установлено, что для внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов (далее – Реестр), в том числе в характеристики опасного производственного объекта, заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора (по месту нахождения заявителя) заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений, актуализированные сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект (в 2 экземплярах), оформленные согласно приложению № 2 к Административному регламенту, подписанные руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным представителем заявителя и заверенные печатью (при наличии) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа в одном экземпляре.
Перечень документов, подтверждающих наличие оснований для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, Административным регламентом не установлен.
В качестве документов, подтверждающих наличие оснований для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, в случае изменения характеристик опасного производственного объекта (изменение состава технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте), могут быть представлены:
• проектная документация (на реконструкцию, техническое перевооружение);
• договоры купли-продажи на технические устройства с актом приема-передачи технических устройств,
• договоры аренды технических устройств с актом приема-передачи технических устройств;
• документы о ликвидации/выводе из эксплуатации отдельных частей опасного производственного объекта;
• документы, подтверждающие демонтаж технического устройства,
• документы о передаче/утилизации опасных веществ.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, в случае наличия оснований для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, эксплуатирующей организации необходимо подготовить заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, и соответствующие документы, содержащие сведения, необходимые для формирования и ведения Реестра, и представить их в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения эксплуатирующей организации.
Вопрос
Приобретено имущество предприятия-банкрота — воздухосборники. Перерегистрировали ОПО (площадка воздухосборников) за собой в связи со сменой эксплуатирующей организации. Эксплуатация 2-х воздухосборников в ближайшее время не планируется.
1. Необходимо ли их вводить в эксплуатацию приказом по предприятию?
2. Надо ли исключать неэксплуатируемые воздухосборники из состава, зарегистрированного ОПО и что для этого надо?
Ответ
Порядок ввода в эксплуатацию, пуска (включения) в работу и учета оборудования, работающего под избыточным давлением, установлен главой IV Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 (далее – ФНП ОРПД), в соответствии с которой решение о вводе оборудования в эксплуатацию должно приниматься руководителем (или уполномоченным им должностным лицом) эксплуатирующей организации (обособленного структурного подразделения) и оформляться на основании результатов проверки готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией, проводимой в случаях предусмотренных п. 213 и 214 ФНП ОРПД, в т. ч. при передаче опасного производственного объекта и (или) оборудования, находившегося в эксплуатации в его составе, для использования другой эксплуатирующей организации. Выполнение установленных главой IV ФНП ОРПД мероприятий необходимо обеспечить до пуска оборудования в работу.
При этом, учитывая указанную в обращении информацию об отсутствии необходимости использования оборудования (воздухосборников) на объекте непосредственно после его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, сообщаем, что на период остановки (вывода из работы) оборудования должно быть обеспечено поддержание его в исправном состоянии в соответствии с п. 228 ФНП ОРПД, в т. ч. путем выполнения согласно подп. «г» п. 228 ФНП ОРПД указаний изготовителя, установленных в руководстве по эксплуатации, по хранению и консервации оборудования.
В соответствии с п. 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 № 41: «эксплуатация оборудования» – это «стадия жизненного цикла с момента ввода в эксплуатацию оборудования до его утилизации».
В связи с этим учитывая, что обращение не содержит оснований для исключения опасного производственного объекта из государственного реестра опасных производственных объектов, а также информации о прекращении эксплуатации (путем демонтажа и утилизации) установленного в его составе оборудования, необходимость исключения его из сведений, характеризующих опасный производственный объект, отсутствует.
Вопрос
Нужно ли в сведения, характеризующие ОПО, вносить технологические трубопроводы, если в сведениях уже указаны ОРПД, в которых содержится опасное вещество, и в технологических трубопроводах не находится постоянно опасное вещество, а лишь периодически при перемещении из одного ОРПД в другое, которые уже указаны в сведениях?
Ответ
Из смысла п. 6, 7, 8, 9, 10, 12 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471, следует, что отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями.
При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ:
• проектной документации (документации) объекта;
• сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
• документации на технические устройства, применяемые на объекте;
• данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте.
При проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.
Правильность проведенной идентификации, присвоения наименования и установления класса опасности опасному производственному объекту проверяется Ростехнадзором при осуществлении его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией.
Учитывая вышеизложенное, при формировании сведений характеризующих ОПО, необходимо учитывать всю информацию о технических устройствах и сооружениях, в которых могут находится или находятся опасные вещества, включая технологические трубопроводы, предназначенные для перемещения (постоянного или периодического) опасных веществ
Вопрос
При внесении изменений в сведения, характеризующие ОПО инспектор требует внесение адресов всех объектов, вносимых в сведения в титульный лист, хотя и лицензия, и свидетельство о регистрации ОПО имеют одни адрес места нахождения ОПО. Правомерно ли это?
Ответ
На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.
Регистрация ОПО в государственном реестре опасных производственных объектов (далее – Реестр) осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140 (далее – Административный регламент).
Согласно приложению № 2 к Административному регламенту при регистрации ОПО в Реестре заявителем в сведениях, характеризующих ОПО, в графе 1.4. «Место нахождения (адрес) ОПО» указывается адрес фактического места нахождения объекта (адресный ориентир или другие, позволяющие идентифицировать объект данные), согласно данных Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра недвижимости или документах, подтверждающих иное законное основание эксплуатации ОПО, независимо от того, к какой категории относится объект недвижимости (точечный, линейный или полигональный (площадной).
Учитывая вышеизложенное, местом нахождения ОПО являются адреса места нахождения площадных и линейных объектов, входящих в состав данного ОПО, указанные в документах, подтверждающих владение данными сооружениями на праве собственности или ином законном основании.
В качестве иного законного основания, подтверждающего наличие у соответствующего лица ОПО, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается ОПО, могут выступать документы, подтверждающие законную передачу такого объекта, а также земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых он размещается, данному лицу его собственником, в том числе договор аренды, договор доверительного управления или иной договор.
Таким образом, в сведениях, характеризующих ОПО, необходимо указывать адрес места нахождения ОПО в точном соответствии с адресом, содержащимся в документах, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании ОПО.
Пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, является производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении.
С учетом содержания ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» каждый ОПО, эксплуатируемый при осуществлении лицензируемого вида деятельности, является местом осуществления соответствующей деятельности.
Лицензирование эксплуатации ВХ осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661 (далее – Положение № 1661).
Подпунктами «а» п. 4 и 5 Положения № 1661 установлены требования о наличии у соискателя лицензии и лицензиата на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на которых (в которых) размещаются ОПО.
Принимая во внимание вышеизложенное, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, указанные в реестре лицензий, должны соответствовать адресам объектов, указанным в правоустанавливающих документах.
Также сообщаем, что согласно ст. 89 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном ст. 39–43 Федерального закона № 248-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона № 248-ФЗ жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (https://knd.gosuslugi.ru/) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Вопрос
При регистрации опасных производственных объектов, на которых применяются технические устройства, место работы которых могут меняться, например передвижные котельные установки, какой адрес места нахождения ОПО необходимо указывать в Сведениях, характеризующих опасный производственный объект?
Ответ
При регистрации опасных производственных объектов, на которых применяются технические устройства, место работы которых могут меняться в Сведениях, характеризующих опасный производственный объект, в качестве места нахождения ОПО может указываться адрес заявителя либо адрес регистрации по месту жительства индивидуального предпринимателя.
Вопрос
Прошу дать разъяснения по заполнению Сведений, характеризующих опасный производственный объект (далее – ОПО). В разделе 4 Классификация ОПО, когда конкретно нужно отмечать пункт 4.10?
Ответ
На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.
В соответствии с Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждёнными приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 г. № 471 (далее – Требования), отнесение объектов к опасным производственным объектам (далее – ОПО) осуществляется эксплуатирующей организацией самостоятельно на основании проведения их идентификации, в ходе которой, должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории ОПО.
Согласно п. 8 Требований при проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ: проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии); обоснования безопасности ОПО (в случае, если такое обоснование разработано); декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки); технологических регламентов (при наличии); генерального плана расположения зданий и сооружений; сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств; спецификации установленного оборудования; документации на технические устройства, применяемые на объекте; данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте, а также на объектах, расположенных на расстоянии менее чем пятьсот метров
от идентифицируемого объекта, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями.
Сведения, характеризующие ОПО, составляются на основании результатов процедуры идентификации, проведенной организацией, эксплуатирующей ОПО, самостоятельно.
В пункте 4.10 раздела 4 «Классификация опасного производственного объекта» сведений, характеризующих ОПО (далее – Сведения), оформленных согласно Приложению № 2 к Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденному приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2019 г. № 140, отметка «V» ставится при наличие факторов, предусмотренных пунктом 10 приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ), а именно в случае, если для ОПО по указанным в п. 1–9 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.
В соответствии с пунктом 12 Требований правильность проведенной идентификации ОПО проверяется Ростехнадзором при осуществлении его регистрации в государственном реестре ОПО на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией.
Вопрос
Два ОПО на большом расстоянии друг от друга. Гидравлический экскаватор внесен в сведения одного из них. Потребуется периодическое кратковременное (1–2 месяца) перемещение данного экскаватора на другое ОПО, в сведения которого этот экскаватор не внесен. Как правильно поступить с данным экскаватором в части внесения в сведения другого ОПО данных этого экскаватора?
Ответ
При проведении идентификации опасного производственного объекта необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.
В соответствии с Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 (далее – Требования к регистрации), при идентификации опасного производственного объекта в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, должны быть учтены все технические устройства, участвующие в технологическом процессе.
Таким образом, эксплуатирующей организацией, для осуществления работ на ОПО необходимо внести в сведения, характеризующие опасный производственный объект, все технические устройства, имеющие признак опасности в соответствии с приложениями 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее – Федеральный закон 116-ФЗ).
Сообщаем, что в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ
- Объекты ХПРС