- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ
«Регуляторную гильотину» вносят в календарь
Ведомствам предстоит ежегодно доказывать необходимость обязательных требований.
После срабатывания «регуляторной гильотины» работа ведомств по снижению административной нагрузки на бизнес за счет пересмотра и отмены обязательных требований не прекратится. С 2021 г. Минэкономики предлагает регуляторам ежегодно оценивать требования к бизнесу на предмет их эффективности. Принимать решение о пролонгации или отмене обязательных требований предстоит правительственной комиссии по административной реформе — после анализа их применения и реального влияния на экономику. Де-факто речь идет о внедрении в РФ механизма «доказательного госрегулирования».
Минэкономики опубликовало на regulation.gov.ru проект постановления правительства о системе оценки и пересмотра обязательных требований к бизнесу с 2021 г. Предполагается, что профильные министерства и госкорпорации будут ежегодно проводить оценку нормативно-правовых актов (НПА), где есть обязательные требования к бизнесу, и направлять результаты в правкомиссию по проведению административной реформы. Ей предстоит принимать решение о продлении действия таких требований — или о проведении дополнительной оценки фактического воздействия с последующей доработкой нормативного акта или его отменой.
Оценивать применение обязательных требований министерства и госкорпорации будут по заранее утвержденному перечню. НПА со сроком действия обязательных требований менее трех лет будут включаться в него за год до окончания их действия, от трех до четырех лет — за два года, от четырех до шести — за три года. Проект такого перечня регуляторы должны публиковать до 1 сентября, согласовав с бизнесом и заинтересованными ведомствами.
Сама оценка НПА должна учитывать данные мониторинга контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, судебной практики, обращения субъектов регулирования, позиции заинтересованных ведомств и риск-ориентированный подход.
В частности, в докладе об оценке должна содержаться информация о динамике ведения бизнеса в регулируемой сфере, фактических расходах и доходах предпринимателей, соблюдающих эти требования, о привлечении к ответственности за их нарушения, отдельно предлагается оценивать влияние требований на малый бизнес. Также в доклад должны войти данные о динамике расходов и доходов бюджета от контрольной деятельности ведомств и итоговая рекомендация правкомиссии — продлевать ли действие обязательных требований, направить их на доработку или полностью отменить (например, если они избыточны, дублируют друг друга или противоречат закону «Об обязательных требованиях», целям госпрограмм и нацпроектов, негативно влияют на деловую среду или эффект от их применения несоизмерим с административными расходами).
Решение о продлении или отмене требований комиссия будет принимать отдельно по каждому НПА.
Сопутствующий проект постановления правительства (также разработка Минэкономики) закрепляет принципы оценки применения обязательных требований и в других актах правительства. Так, проект вносит ряд технических правок в положения о Минэкономики и правкомиссии по админреформе, правила подготовки и регистрации НПА, оценок регулирующего и фактического воздействия, в том числе в части направления правовых актов на такую экспертизу по результатам доклада об их применении.
Оба проекта должны вступить в силу с 1 ноября этого года, при этом к 1 декабря Минэкономики уже должно подготовить план проведения оценки на 2021–2022 гг.
В нем окажутся НПА, которые не попадут под действие «регуляторной гильотины» после 1 января. Напомним, что до этого срока ведомства при участии представителей бизнеса и экспертного сообщества должны были пересмотреть все свои обязательные требования в соответствии с риск-ориентированным подходом, поскольку непересмотренные и неактуализированные требования подлежат отмене с 2021 г. Но на ряд правовых актов действие «гильотины» не распространится: окончательный перечень исключений будет утвержден правительством в конце года после согласования с участниками рабочих групп «гильотины».
Отметим, что решение о пролонгации «регуляторной гильотины» после 2021 г. учло опыт пандемии: временный мораторий на проверки позволил существенно снизить нагрузку на бизнес и не привел к негативным последствиям. Само же появление механизма пересмотра обязательных требований на основе анализа их применения соответствует идеям «доказательного регулирования». Ранее глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко уже анонсировал планы использовать ресурс цифровых систем для изменения регуляторной среды на основе интегрированных данных о проверках бизнеса и результатах их обжалования.
Источник: https://www.kommersant.ru/
«Регуляторную гильотину» вносят в календарь
Ведомствам предстоит ежегодно доказывать необходимость обязательных требований.
После срабатывания «регуляторной гильотины» работа ведомств по снижению административной нагрузки на бизнес за счет пересмотра и отмены обязательных требований не прекратится. С 2021 г. Минэкономики предлагает регуляторам ежегодно оценивать требования к бизнесу на предмет их эффективности. Принимать решение о пролонгации или отмене обязательных требований предстоит правительственной комиссии по административной реформе — после анализа их применения и реального влияния на экономику. Де-факто речь идет о внедрении в РФ механизма «доказательного госрегулирования».
Минэкономики опубликовало на regulation.gov.ru проект постановления правительства о системе оценки и пересмотра обязательных требований к бизнесу с 2021 г. Предполагается, что профильные министерства и госкорпорации будут ежегодно проводить оценку нормативно-правовых актов (НПА), где есть обязательные требования к бизнесу, и направлять результаты в правкомиссию по проведению административной реформы. Ей предстоит принимать решение о продлении действия таких требований — или о проведении дополнительной оценки фактического воздействия с последующей доработкой нормативного акта или его отменой.
Оценивать применение обязательных требований министерства и госкорпорации будут по заранее утвержденному перечню. НПА со сроком действия обязательных требований менее трех лет будут включаться в него за год до окончания их действия, от трех до четырех лет — за два года, от четырех до шести — за три года. Проект такого перечня регуляторы должны публиковать до 1 сентября, согласовав с бизнесом и заинтересованными ведомствами.
Сама оценка НПА должна учитывать данные мониторинга контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, судебной практики, обращения субъектов регулирования, позиции заинтересованных ведомств и риск-ориентированный подход.
В частности, в докладе об оценке должна содержаться информация о динамике ведения бизнеса в регулируемой сфере, фактических расходах и доходах предпринимателей, соблюдающих эти требования, о привлечении к ответственности за их нарушения, отдельно предлагается оценивать влияние требований на малый бизнес. Также в доклад должны войти данные о динамике расходов и доходов бюджета от контрольной деятельности ведомств и итоговая рекомендация правкомиссии — продлевать ли действие обязательных требований, направить их на доработку или полностью отменить (например, если они избыточны, дублируют друг друга или противоречат закону «Об обязательных требованиях», целям госпрограмм и нацпроектов, негативно влияют на деловую среду или эффект от их применения несоизмерим с административными расходами).
Решение о продлении или отмене требований комиссия будет принимать отдельно по каждому НПА.
Сопутствующий проект постановления правительства (также разработка Минэкономики) закрепляет принципы оценки применения обязательных требований и в других актах правительства. Так, проект вносит ряд технических правок в положения о Минэкономики и правкомиссии по админреформе, правила подготовки и регистрации НПА, оценок регулирующего и фактического воздействия, в том числе в части направления правовых актов на такую экспертизу по результатам доклада об их применении.
Оба проекта должны вступить в силу с 1 ноября этого года, при этом к 1 декабря Минэкономики уже должно подготовить план проведения оценки на 2021–2022 гг.
В нем окажутся НПА, которые не попадут под действие «регуляторной гильотины» после 1 января. Напомним, что до этого срока ведомства при участии представителей бизнеса и экспертного сообщества должны были пересмотреть все свои обязательные требования в соответствии с риск-ориентированным подходом, поскольку непересмотренные и неактуализированные требования подлежат отмене с 2021 г. Но на ряд правовых актов действие «гильотины» не распространится: окончательный перечень исключений будет утвержден правительством в конце года после согласования с участниками рабочих групп «гильотины».
Отметим, что решение о пролонгации «регуляторной гильотины» после 2021 г. учло опыт пандемии: временный мораторий на проверки позволил существенно снизить нагрузку на бизнес и не привел к негативным последствиям. Само же появление механизма пересмотра обязательных требований на основе анализа их применения соответствует идеям «доказательного регулирования». Ранее глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко уже анонсировал планы использовать ресурс цифровых систем для изменения регуляторной среды на основе интегрированных данных о проверках бизнеса и результатах их обжалования.
Источник: https://www.kommersant.ru/
- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ