Лифты, подъемная платформа для инвалидов, пассажирский конвейер, эскалатор: разработан новый порядок безопасного использования

    /img/plugs/pb/2.png

    Подготовлен проект, определяющий порядок безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений.

     

    Проектом определяется порядок безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений и вносятся изменений в Градостроительный кодекс РФ, который дополняется статьями, касающимися:

     

    • использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений;
    • осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений.

     

    В качестве опасных технических устройств зданий и сооружений проектом рассматриваются:

     

    • лифт;
    • подъемная платформа для инвалидов;
    • пассажирский конвейер (движущаяся пешеходная дорожка);
    • эскалатор (вне метрополитенов).

     

    Как указано в пояснительной записке, законопроектом предусмотрено внесение комплексных корреспондирующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные федеральные законы в целях актуализации порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, с учетом задач, поставленных поручением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2021 г. № ММ-П14-11406, а также направленных на установление порядка осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания указанных объектов
    и наделение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации полномочиями по определению федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление указанного вида надзора.

     

    Техническими регламентами Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» в отношении лифтов и ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» в отношении платформ подъемных для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов вне метрополитенов (далее – технические регламенты), установлены требования к изготовлению (конструкции), формам и периодичности проведения оценки соответствия лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее – опасные технические устройства зданий и сооружений), но при этом не установлены конкретные требования к организации их безопасной эксплуатации, в том числе к квалификации работников. Такие требования к безопасной эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту опасных технических устройств зданий и сооружений, установлены Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743 (далее – Правила).

     

    При этом в соответствии с частью 4 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее – договор о ЕЭС) установлено, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Союза проводится в порядке, установленном законодательством государств-членов.

     

    С момента вступления в силу с 1 июля 2021 г. Федерального закона от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», исключена правовая возможность для осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в отношении опасных технических устройств зданий и сооружений без законодательного отнесения их требований к предмету какого-либо вида государственного контроля (надзора).

     

    При этом действующая редакция статьи 55_24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, наделяющая Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению обязательных требований в области организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, не предусматривает полномочий по определению федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением данных требований, что в свою очередь, не позволяет обеспечить возможность осуществления государственного контроля (надзора) за их соблюдением.

     

    Следует отметить, что на опасные технические устройства зданий и сооружений не распространяются требования промышленной безопасности, поскольку Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» они исключены из числа технических устройств, эксплуатация которых на предприятии, цехе, участке или площадке является основанием для их отнесения к категории опасных производственных объектов. В связи с изложенным законные основания для осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности отсутствуют.

     

    Федеральным законом от 6 марта 2019 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» установлена административная ответственность за нарушение требований Правил, а также определены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с их нарушением.

     

    При этом вид государственного контроля (надзора), при осуществлении которого выявляются нарушения требований к организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, до настоящего времени не определен, в связи с чем в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) соблюдение обязательных требований к безопасной эксплуатации опасных технических устройства зданий и сооружений не проверяется, что создает риски причинения вреда жизни и здоровью граждан.

     

    Законопроектом с учетом замечаний, высказанных Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, в целях урегулирования отношений, касающихся опасных технических устройств зданий и сооружений, предусмотрено расширение сферы правового регулирования Градостроительного кодекса Российской Федерации.

     

    Градостроительный кодекс Российской Федерации дополняется определением понятия «опасные технические устройства зданий и сооружений», изменяется наименование главы 62 и при этом указанная глава дополняется новыми статьями 5524-1 «Использование и содержание технических устройств зданий и сооружений» и 5524-2 «Федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений», структурно и содержательно соответствующими ее новому наименованию.

     

    Среди прочего проектом предусматривается внесение изменений, направленных на:

     

    • определение предмета и установление требований к организации и осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений;
    • наделение Правительства РФ полномочиями по определению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на установление порядка организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений;
    • наделение Президента РФ и Правительства РФ полномочиями по определению федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением его требований.

     

    Необходимые корректировки планируется также внести в Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» и ряд иных законодательных актов.

     

    Источник: https://regulation.gov.ru

    28.10.2021, 16:27

    Лифты, подъемная платформа для инвалидов, пассажирский конвейер, эскалатор: разработан новый порядок безопасного использования

    /img/plugs/pb/2.png

    Подготовлен проект, определяющий порядок безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений.

     

    Проектом определяется порядок безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений и вносятся изменений в Градостроительный кодекс РФ, который дополняется статьями, касающимися:

     

    • использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений;
    • осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений.

     

    В качестве опасных технических устройств зданий и сооружений проектом рассматриваются:

     

    • лифт;
    • подъемная платформа для инвалидов;
    • пассажирский конвейер (движущаяся пешеходная дорожка);
    • эскалатор (вне метрополитенов).

     

    Как указано в пояснительной записке, законопроектом предусмотрено внесение комплексных корреспондирующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные федеральные законы в целях актуализации порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, с учетом задач, поставленных поручением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2021 г. № ММ-П14-11406, а также направленных на установление порядка осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания указанных объектов
    и наделение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации полномочиями по определению федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление указанного вида надзора.

     

    Техническими регламентами Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» в отношении лифтов и ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» в отношении платформ подъемных для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов вне метрополитенов (далее – технические регламенты), установлены требования к изготовлению (конструкции), формам и периодичности проведения оценки соответствия лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее – опасные технические устройства зданий и сооружений), но при этом не установлены конкретные требования к организации их безопасной эксплуатации, в том числе к квалификации работников. Такие требования к безопасной эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту опасных технических устройств зданий и сооружений, установлены Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743 (далее – Правила).

     

    При этом в соответствии с частью 4 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее – договор о ЕЭС) установлено, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Союза проводится в порядке, установленном законодательством государств-членов.

     

    С момента вступления в силу с 1 июля 2021 г. Федерального закона от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», исключена правовая возможность для осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в отношении опасных технических устройств зданий и сооружений без законодательного отнесения их требований к предмету какого-либо вида государственного контроля (надзора).

     

    При этом действующая редакция статьи 55_24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, наделяющая Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению обязательных требований в области организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, не предусматривает полномочий по определению федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением данных требований, что в свою очередь, не позволяет обеспечить возможность осуществления государственного контроля (надзора) за их соблюдением.

     

    Следует отметить, что на опасные технические устройства зданий и сооружений не распространяются требования промышленной безопасности, поскольку Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» они исключены из числа технических устройств, эксплуатация которых на предприятии, цехе, участке или площадке является основанием для их отнесения к категории опасных производственных объектов. В связи с изложенным законные основания для осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности отсутствуют.

     

    Федеральным законом от 6 марта 2019 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» установлена административная ответственность за нарушение требований Правил, а также определены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с их нарушением.

     

    При этом вид государственного контроля (надзора), при осуществлении которого выявляются нарушения требований к организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, до настоящего времени не определен, в связи с чем в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) соблюдение обязательных требований к безопасной эксплуатации опасных технических устройства зданий и сооружений не проверяется, что создает риски причинения вреда жизни и здоровью граждан.

     

    Законопроектом с учетом замечаний, высказанных Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, в целях урегулирования отношений, касающихся опасных технических устройств зданий и сооружений, предусмотрено расширение сферы правового регулирования Градостроительного кодекса Российской Федерации.

     

    Градостроительный кодекс Российской Федерации дополняется определением понятия «опасные технические устройства зданий и сооружений», изменяется наименование главы 62 и при этом указанная глава дополняется новыми статьями 5524-1 «Использование и содержание технических устройств зданий и сооружений» и 5524-2 «Федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений», структурно и содержательно соответствующими ее новому наименованию.

     

    Среди прочего проектом предусматривается внесение изменений, направленных на:

     

    • определение предмета и установление требований к организации и осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений;
    • наделение Правительства РФ полномочиями по определению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на установление порядка организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений;
    • наделение Президента РФ и Правительства РФ полномочиями по определению федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением его требований.

     

    Необходимые корректировки планируется также внести в Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» и ряд иных законодательных актов.

     

    Источник: https://regulation.gov.ru

    28.10.2021, 16:27
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам