- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ
После взрыва на Листвяжной ужесточат нормативные требования
Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов на совещании о ситуации в угольной отрасли Кемеровской области – Кузбасса предложил не предоставлять руководителям ОПО право продлевать срок эксплуатации оборудования, зданий и сооружений и доложил о проводимой работе.
Помимо возбуждённых уголовных дел прокурорами инициировано привлечение руководства шахты к административной ответственности и дисквалификациям. Всего возбуждено 25 таких дел, по каждому из них мы добьёмся справедливого решения.
Кроме того, указанию Краснова на территории Кузбасса незамедлительно организованы проверки 111 угольных шахт и разрезов: 43 и 68 соответственно. Их проводят 320 прокуроров с привлечением более ста специалистов органов контроля – это территориальные управления Ростехнадзора, МЧС, Гострудинспекции, Роспотребнадзора. Поставлена задача, чтобы проводимые проверки не парализовали работу предприятий, а выявленные нарушения по возможности максимально быстро устранялись.
Вместе с тем предварительные результаты показывают, что повсеместно нарушаются требования законодательства о промышленной безопасности, об охране и оплате труда. Эксплуатируются неисправные системы пылеподавления, аэрогазового контроля, не выполняются замеры уровня метана. Шахтёры не обеспечиваются средствами индивидуальной защиты и пожаротушения. Разумеется, всё это потребует отдельной правовой оценки и принятия необходимых мер для обеспечения безопасности.
Неудовлетворительному состоянию законности способствовало систематическое грубое неисполнение Ростехнадзором предоставленных им полномочий. Так, инспекторами сняты с контроля предписания об устранении 2,5 тысячи нарушений, даже не выходя из кабинета. При наличии веских оснований десятки угольных предприятий региона и их должностных лиц не привлекались к ответственности. В связи с этим перед руководителем Ростехнадзора нами поставлен вопрос о несоответствии занимаемой должности руководящего состава сибирского управления, отвечающего за организацию надзора в угольной сфере.
Такая жёсткая позиция обусловлена ещё и тем, что в 2010 году после трагедии на шахте «Распадская» по результатам совещания в Правительстве руководителям Ростехнадзора, Роструда и Росприроднадзора было прямо указано на неудовлетворительный уровень контроля надзорной деятельности.
С учётом многочисленности фактов несоблюдения законодательства мною принято решение о проведении масштабных проверок всех шахт в десяти угледобывающих регионах: это Республика Коми, Саха (Якутия), Тыва, Приморский и Хабаровский края, Самарская, Сахалинская, Ростовская, Челябинская области и Чукотский автономный округ.
Кроме того, поскольку многие из отмеченных нарушений обусловлены снижением уровня квалификации инженеров, экспертов и контролёров, мною дано поручение проверить легитимность выданных дипломов и свидетельств. Будет дана также оценка информации об аффилированности организаций по профессиональной подготовке специалистов с предприятиями угольной промышленности.
Для защиты прав работников этой отрасли, а также предотвращения аварий предлагаются следующие законодательные инициативы.
1. Необходимо ограничить, а в отдельных случаях запретить использование труда человека при добыче угля на глубине, не обеспечивающей безопасность его жизни и здоровья, а также ввести обязательное проведение предварительной дегазации угольных пластов.
2. Совместно с профсоюзными организациями проанализировать тарифно-отраслевое соглашение и пересмотреть систему оплаты труда шахтёров, с тем чтобы не только обеспечить их безопасность, но и сохранить высокий уровень дохода в случае приостановления работ в шахте при повышении концентрации метана.
3. В целях исключения возможного внесения изменений в память системы контроля на шахте ввести обязанность передачи данных дистанционного мониторинга и индивидуальных датчиков месторасположения шахтёров в Ростехнадзор и МЧС России в режиме реального времени. При этом разработку и обслуживание такого программного обеспечения поручить организациям, которые имеют соответствующий уровень квалификации сотрудников.
4. Следует увеличить размер компенсационных выплат за гибель и увечья человека за счёт собственника предприятия. Это будет стимулировать его вкладывать соответствующие средства в обновление оборудования и в систему его защиты.
5. В правилах проведения экспертизы промышленной безопасности – это приказ Ростехнадзора от 20 октября 2020 года – предусмотреть только два возможных вывода экспертизы: соответствует требованиям промышленной безопасности или не соответствует. Я напомню, что сейчас существует промежуточный вариант, в соответствии с которым позволяется использовать оборудование, которое не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности, морально устарело или выработало свой срок службы.
Примечание редакции:
Речь идет о п. 35 Правила проведения ЭПБ, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420. В действующей редакции норма выглядит так:
"Заключение экспертизы должно содержать один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):
1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта;
2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия (в том числе мероприятия, компенсирующие несоответствия), после проведения которых или при выполнении которых в процессе применения техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);
3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности и не может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта".
6. Необходимо приостановить рассмотрение в Государственной Думе законопроекта, предусматривающего возможность продления сроков эксплуатации технических устройств и сооружений по решению руководителя предприятия, основанному лишь на диагностировании оборудования специалистом, чья деятельность совсем не лицензируется, до выработки механизма эффективного контроля. Определить чёткую последовательность действий инспекторов при осуществлении постоянного государственного контроля. Обеспечить видеофиксацию проверочных мероприятий непосредственно на самих шахтах.
7. Внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, предусмотрев ответственность должностных лиц, уполномоченных органов за непринятие мер по устранению нарушений при реализации контрольно-надзорной функции – это невыдача предписаний, необеспечение устранения нарушений, освобождение от наказаний и другие, – в том числе в виде их дисквалификации, наделив прокуроров правом возбуждения соответствующих дел.
Источник: kremlin.ru
После взрыва на Листвяжной ужесточат нормативные требования
Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов на совещании о ситуации в угольной отрасли Кемеровской области – Кузбасса предложил не предоставлять руководителям ОПО право продлевать срок эксплуатации оборудования, зданий и сооружений и доложил о проводимой работе.
Помимо возбуждённых уголовных дел прокурорами инициировано привлечение руководства шахты к административной ответственности и дисквалификациям. Всего возбуждено 25 таких дел, по каждому из них мы добьёмся справедливого решения.
Кроме того, указанию Краснова на территории Кузбасса незамедлительно организованы проверки 111 угольных шахт и разрезов: 43 и 68 соответственно. Их проводят 320 прокуроров с привлечением более ста специалистов органов контроля – это территориальные управления Ростехнадзора, МЧС, Гострудинспекции, Роспотребнадзора. Поставлена задача, чтобы проводимые проверки не парализовали работу предприятий, а выявленные нарушения по возможности максимально быстро устранялись.
Вместе с тем предварительные результаты показывают, что повсеместно нарушаются требования законодательства о промышленной безопасности, об охране и оплате труда. Эксплуатируются неисправные системы пылеподавления, аэрогазового контроля, не выполняются замеры уровня метана. Шахтёры не обеспечиваются средствами индивидуальной защиты и пожаротушения. Разумеется, всё это потребует отдельной правовой оценки и принятия необходимых мер для обеспечения безопасности.
Неудовлетворительному состоянию законности способствовало систематическое грубое неисполнение Ростехнадзором предоставленных им полномочий. Так, инспекторами сняты с контроля предписания об устранении 2,5 тысячи нарушений, даже не выходя из кабинета. При наличии веских оснований десятки угольных предприятий региона и их должностных лиц не привлекались к ответственности. В связи с этим перед руководителем Ростехнадзора нами поставлен вопрос о несоответствии занимаемой должности руководящего состава сибирского управления, отвечающего за организацию надзора в угольной сфере.
Такая жёсткая позиция обусловлена ещё и тем, что в 2010 году после трагедии на шахте «Распадская» по результатам совещания в Правительстве руководителям Ростехнадзора, Роструда и Росприроднадзора было прямо указано на неудовлетворительный уровень контроля надзорной деятельности.
С учётом многочисленности фактов несоблюдения законодательства мною принято решение о проведении масштабных проверок всех шахт в десяти угледобывающих регионах: это Республика Коми, Саха (Якутия), Тыва, Приморский и Хабаровский края, Самарская, Сахалинская, Ростовская, Челябинская области и Чукотский автономный округ.
Кроме того, поскольку многие из отмеченных нарушений обусловлены снижением уровня квалификации инженеров, экспертов и контролёров, мною дано поручение проверить легитимность выданных дипломов и свидетельств. Будет дана также оценка информации об аффилированности организаций по профессиональной подготовке специалистов с предприятиями угольной промышленности.
Для защиты прав работников этой отрасли, а также предотвращения аварий предлагаются следующие законодательные инициативы.
1. Необходимо ограничить, а в отдельных случаях запретить использование труда человека при добыче угля на глубине, не обеспечивающей безопасность его жизни и здоровья, а также ввести обязательное проведение предварительной дегазации угольных пластов.
2. Совместно с профсоюзными организациями проанализировать тарифно-отраслевое соглашение и пересмотреть систему оплаты труда шахтёров, с тем чтобы не только обеспечить их безопасность, но и сохранить высокий уровень дохода в случае приостановления работ в шахте при повышении концентрации метана.
3. В целях исключения возможного внесения изменений в память системы контроля на шахте ввести обязанность передачи данных дистанционного мониторинга и индивидуальных датчиков месторасположения шахтёров в Ростехнадзор и МЧС России в режиме реального времени. При этом разработку и обслуживание такого программного обеспечения поручить организациям, которые имеют соответствующий уровень квалификации сотрудников.
4. Следует увеличить размер компенсационных выплат за гибель и увечья человека за счёт собственника предприятия. Это будет стимулировать его вкладывать соответствующие средства в обновление оборудования и в систему его защиты.
5. В правилах проведения экспертизы промышленной безопасности – это приказ Ростехнадзора от 20 октября 2020 года – предусмотреть только два возможных вывода экспертизы: соответствует требованиям промышленной безопасности или не соответствует. Я напомню, что сейчас существует промежуточный вариант, в соответствии с которым позволяется использовать оборудование, которое не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности, морально устарело или выработало свой срок службы.
Примечание редакции:
Речь идет о п. 35 Правила проведения ЭПБ, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420. В действующей редакции норма выглядит так:
"Заключение экспертизы должно содержать один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):
1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта;
2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия (в том числе мероприятия, компенсирующие несоответствия), после проведения которых или при выполнении которых в процессе применения техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);
3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности и не может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта".
6. Необходимо приостановить рассмотрение в Государственной Думе законопроекта, предусматривающего возможность продления сроков эксплуатации технических устройств и сооружений по решению руководителя предприятия, основанному лишь на диагностировании оборудования специалистом, чья деятельность совсем не лицензируется, до выработки механизма эффективного контроля. Определить чёткую последовательность действий инспекторов при осуществлении постоянного государственного контроля. Обеспечить видеофиксацию проверочных мероприятий непосредственно на самих шахтах.
7. Внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, предусмотрев ответственность должностных лиц, уполномоченных органов за непринятие мер по устранению нарушений при реализации контрольно-надзорной функции – это невыдача предписаний, необеспечение устранения нарушений, освобождение от наказаний и другие, – в том числе в виде их дисквалификации, наделив прокуроров правом возбуждения соответствующих дел.
Источник: kremlin.ru
- Нормативная база
- Надзор и контроль
- Больная тема
- Лицензирование и страхование
- Обучение и аттестация
- Пожаровзрывобезопасность
- Электробезопасность
- Эксплуатация технических устройств
- Оборудование под давлением
- Здания и сооружения
- Нефть и газ
- Горные работы
- Металлургия
- Химпром
- Энергетика
- Транспорт
- Цифровизация
- Документооборот
- Шпаргалки
- Подъемные сооружения
- СУПБ