У каждой компании своя специфика договорной работы. На практике можно встретить ситуацию, когда товар в договоре на сумму 500 тыс. руб., а сам договор представляет собой документ в одну страницу, не содержащий никакой конкретики. Другая крайность: товар закупается у постоянного поставщика на сумму 50 тыс. руб., а договор строже, чем соглашение с банком на кредитную линию. Избежать таких крайностей позволит взвешенный подход. Договор должен отражать, что и в каких объемах закупается, а также стоимость продукции и взаимодействие с поставщиком.
ДОГОВОР ПОСТАВКИ: НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
Главная задача финансиста — проверить пункты договора, которые касаются сроков и порядка оплаты. Это не значит, что остальной текст можно не смотреть, полагаясь на отделы компании, ответственные за договорную работу. Хороший финансист читает весь договор.
Договор следует изучать вдумчиво, с учетом того, как в компании организована приемка продукции от поставщиков, как уведомляют покупателей о готовности предоплаченного товара к отгрузке и т. д.
Важная деталь: сроки оплаты могут быть указаны не в разделе «Порядок расчетов», а в разделе «Обязанности сторон».
Для финансиста важно понимать, что должно быть отражено в договоре. Нужно настоять на включении необходимых пунктов и не допустить тех положений, которые для компании не приемлемы. Представим схему беглой проверки договора:
1. Общая сумма договора.
2. Порядок расчетов (предоплата, отсрочка).
3. Фиксация цены.
4. Штрафные санкции.
Рассмотрим, как должен проработать договор финансовый специалист.
Сумма договора
Жесткость требований, выдвигаемых финансистом к содержанию договора, в первую очередь определяется суммой договора.
Все понимают, что с просроченной дебиторской задолженностью на 3 тыс. руб. в суд не обращаются, а вот на случай налоговой проверки договор необходим.
Если в компании внедрена система бюджетирования, то действует следующее правило: сумма договора должна соответствовать бюджету. В противном случае финансового специалиста ожидает корректировка утвержденного бюджета, возможен риск возникновения незапланированного дефицита денежных средств.
Для финансиста удобно, как с точки зрения бюджетного контроля, так и погашения задолженности, если в договоре будет прямо указано: «Общая стоимость договора составляет 100 000 руб. (сто тысяч рублей 00 коп.)».
Как показывает практика, если договор на единичную куплю-продажу (например, купили оборудование «Котел водогрейный»), то четко указанная стоимость соблюдается.
Представим другую ситуацию: компания заключила договор на покупку запчастей сроком на год. Ни механик-профессионал, ни опытный финансист не могут знать, что именно и когда сломается, какая будет цена комплектов для ремонта через семь месяцев, а закупать про запас — это замораживание собственных оборотных средств (возможно, даже превращение их в неликвиды).
Нужно учитывать, что в условиях рыночной экономики снабженцы могут найти другого поставщика, который более качественно готовит документы, ближе расположен, готов предоставить скидку. Поэтому при заключении договора на закупку ТМЦ финансисту важно предвидеть перечисленные моменты, не загонять компанию в жесткие рамки. Ведь обиженный поставщик может в судебном порядке заставить компанию исполнить свои обязательства по закупке на 100 тыс. руб. Пункт, который может стать основанием, — четко прописанная сумма договора, на которой настоял финансист.
Не совершайте такую ошибку. Обеспечьте компании маневренность в работе с поставщиками. С точки зрения маневренности сумму договора можно прописать так:
… Общая стоимость Договора определяется общей стоимостью спецификаций, подписанных обеими сторонами. … |
Тогда по мере необходимости в поставке (не в начале года на весь год вперед, а один-два раза в месяц при постоянной потребности) снабженцы заключат соответствующую спецификацию.