Вы узнаете
Как правильно выстроить расчет дохода от реализации товарных групп
Насколько точен метод расчета доходности реализации товарных групп с общей базой распределения затрат
Какие альтернативные методы определения доходности товарных групп применяют на практике
Когда ассортимент реализуемых предприятием товаров или продукции включает несколько товарных групп, для управления рентабельностью бизнеса необходимо как можно более точно определять величину прибыли от реализации каждой группы товаров. Это позволит понять, какие товарные группы генерируют наибольший доход, какие приносят компании убытки. Для этих целей чаще всего используют метод распределения косвенных затрат по единой базе распределения, который минимизирует порядок расчетов, но высокую точность не гарантирует. Поэтому в статье рассмотрим альтернативный вариант определения доходности реализации по товарным группам, основанный на использовании разных баз распределения по разным группам накладных расходов, который позволяет более точно рассчитать доходность.
МЕТОДИКА РАСЧЕТА ДОХОДНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В АНАЛИТИКЕ ПО ТОВАРНЫМ ГРУППАМ
Расчет дохода от реализации товарных групп на основе единой базы распределения затрат
Сначала рассмотрим общий алгоритм расчета дохода от реализации продукции или товаров в аналитике по товарным группам на основе единой базы распределения (рис. 1).
Из рисунка видно, что для расчета доходов от реализации продукции по этому методу пошагово выполняют следующие действия.
Шаг 1. Определяют величину валового дохода от реализации продукции путем вычитания из суммы реализации по каждой товарной группе величины себестоимости реализованной продукции (для товаров это будет их закупочная стоимость).
Шаг 2. Распределяют общие коммерческие затраты по группам реализованной продукции пропорционально утвержденной базе распределения.
Шаг 3. Распределяют общие логистические затраты по реализованной продукции пропорционально утвержденной базе распределения.
Шаг 4. Определяют величину дохода от реализации по каждой группе продукции путем вычитания из величины валового дохода суммы доли коммерческих и доли логистических расходов.
Алгоритм расчета достаточно простой и понятный, поэтому широко используется в практике российских компаний и в различных законодательных документах. Однако его проблема заключается в том, что коммерческие и логистические расходы по реализации продукции в действительности производят как в общих целях, так и для определенных товарных групп.
Приведу примеры того, что общая база распределения таких затрат искажает точность конечного результата по определению доходов в аналитике товарных групп:
- рекламные акции и кампании часто проводят только по определенным товарным группам;
- среди сотрудников коммерческой службы могут быть отдельные команды по реализации определенной группы товаров;
- бонусы для покупателей устанавливают в различных размерах для разных товарных групп;
- пропорции объема проходящих через склад товарных групп продукции не соответствуют пропорциям их сумм реализации и себестоимости;
- при доставке продукции покупателям в один рейс перевозят только одну группу продукции или одним рейсом доставляют продукцию нескольких групп;
- если коммерческие расходы больше зависят от суммы реализации продукции, то логистические больше завязаны на объем реализованной продукции.
Расчет дохода от реализации товарных групп по методу разделения прямых и косвенных затрат с использованием двух баз распределения
В своей работе я использую альтернативный вариант определения дохода от реализации в аналитике товарных групп. Данный вариант требует более детального учета деятельности компании, однако дает максимально точный результат. Соответственно, при его использовании усложнится и алгоритм расчетов:
Для наглядности приведу данный алгоритм расчетов в графическом отображении (рис. 2).
Важный момент: компаниям с крупным масштабом бизнеса при использовании данного метода определения величины дохода от реализации по товарным группам целесообразно увеличить детализацию затрат, чтобы получить более точный расчет.
Более детальный расчет требует более аналитического учета деятельности, однако в любом случае можно использовать дополнительную аналитику: коммерческие затраты разделить на маркетинговые и сбытовые, логистические — на складские и транспортные.
Чтобы убедиться в эффективности предложенного метода, рассмотрим пример определения доходности по товарным группам по двум вариантам расчетов.
определяем доходность реализации по товарным группам
Предприятие «Альфа» выпускает продукцию в ассортименте трех товарных групп. Необходимо определить доход от реализации по каждой товарной группе за третий квартал 2022 г.
Вариант 1. Определяем доход от реализации товарных групп по методу единой базы распределения затрат
Если использовать метод единой базы распределения, будет достаточно суммовых значений по следующим категориям:
- выручка от реализации каждой группы продукции;
- себестоимость реализованной по каждой группе продукции;
- общая сумма коммерческих затрат;
- общая сумма логистических затрат.
Сначала вносим в расчетную таблицу данные о выручке и себестоимости реализованной продукции по товарным группам. Затем распределяем общую сумму коммерческих затрат на товарные группы (согласно утвержденной базе распределения) пропорционально доле выручки каждой группы. Используем формулу:
Доля коммерческих затрат товарной группы = Общая сумма коммерческих затрат / Общая сумма выручки от реализации × Сумма выручки по товарной группе.
Далее аналогично распределяем по товарным группам общую сумму логистических затрат пропорционально доле выручки каждой группы.
В завершение работы находим величину дохода от реализации по каждой товарной группе по формуле:
Доход от реализации по товарной группе = Сумма выручки по группе – Себестоимость реализации по группе – Доля коммерческих затрат по товарной группе – Доля логистических затрат по товарной группе.
Полученные результаты представлены в табл. 1.
Как видим, в данном случае наибольший доход приходится на вторую товарную группу, так как у нее наименьшая сумма выручки и на долю этой группы товаров распределилось меньше всего косвенных затрат.
Доходность первой товарной группы получилась минимальной, поэтому напрашивается вопрос о целесообразности выпуска и реализации товаров данной группы.