В любом бизнесе может возникнуть ситуация, когда деньги нужны, а их нет. В статьях, размещенных в Интернете, обычно советуют бежать оформлять кредит, трясти задолженности с клиентов или продавать их сторонним компаниям. Методы рабочие, но о них все и так уже знают. Мы собрали не самые очевидные способы найти деньги.
Способ 1. Распродаем товары и сдаем оборудование в аренду
Если требуются деньги, а их нет, — самое время распродать что-то ненужное. Возможно, на складах есть неиспользуемое имущество, неликвидные товары или товары, которые продаются редко. Все это можно продать со скидкой 30−70 % и высвободить замороженные деньги. Или предложить постоянному покупателю приобрести в обмен на скидку товары, которые ему пока срочно не нужны, но понадобятся позже.
То же самое с неиспользуемым компанией оборудованием. Фирма поставляет оборудование для оценки дефектов на промышленных изделиях. Товар узкоспециализированный, продается редко, а на складе лежит несколько демонстрационных образцов. Фирма сдает одну установку в аренду, а еще предлагает услугу диагностики продукции производственных компаний за плату в 10−15 тыс. руб.
Общий принцип такой: дешевое продаем, дорогое — сдаем в аренду.
Способ 2. Оптимизируем расходы
Определите вместе с финансовым директором, какие расходы неэффективны, какие были когда-то актуальны, а сейчас не нужны. Может оказаться, что компания без проблем способна закупать товары более мелкими партиями, отменить командировки, передать часть задач на аутсорс или сократить арендуемые площади.
Способ 3. Разбираемся с авансовыми платежами
Нередко компания переводит деньги по договору в качестве аванса, а услугу не использует. Эти авансовые средства копятся на чужих счетах.
Если срочно нужны деньги, можно обратиться к контрагенту, которому перевели неиспользованный аванс, и попросить вернуть его или сделать взаимозачет.
Другой случай: компания оплатила 500 тыс. руб., а услуг оказали на 200 тыс. руб. Оставшиеся 300 тыс. руб. можно забрать, если вы о них знаете. Для этого нужно вести учет договоров.
Способ 4. Пересматриваем график работ и платежей
Предположим, компания должна заплатить за проектные услуги или строительство, а денег не хватает. Чтобы решить проблему, можно сдвинуть срок сдачи или обратиться к исполнителю и провести реструктуризацию графика работ. Вариант — разбить все на более мелкие этапы и оплачивать каждую часть по мере выполнения.
Способ 5. Оформляем субсидию от государства
Субсидия — безвозмездная финансовая помощь государства на конкретное дело. Субсидии дают согласно ОКВЭДам, чтобы компенсировать затраты, или на определенные цели. Например, можно получить компенсацию за покупку оборудования или деньги на обучение сотрудников.
Такие субсидии можно найти на сайте МСП. Там есть региональные программы помощи предпринимателям. О мерах поддержки бизнеса можно узнать на сайте Правительства РФ и на портале "Малый бизнес Москвы".
Способ 6. Повременим с премиями
По закону, что бы ни случилось, компания должна выплатить своим сотрудникам заработную плату, однако к премиям это не относится. Если часть дохода работников состоит из премий с учетом ключевых показателей эффективности, можно попросить людей подождать.
Способ 7. Предлагаем клиентам скидку за досрочную оплату
Чтобы найти деньги для расчета с поставщиками и сотрудниками, обратитесь к клиентам компании. Допустим, по договору клиенты вносят предоплату 30 %. Однако сейчас компании очень нужны деньги, и было бы неплохо получить сразу все 100 %.
Чтобы подтолкнуть клиентов заплатить сразу всю сумму, предложите скидку 2−3 % или дополнительный сервис за досрочную оплату. Клиент заплатит меньше, но быстрее.
Если нужны наличные деньги, можно предложить дополнительную скидку в 1 % за наличный расчет.
Способ 8. Переводим сотрудников на сокращенную неделю
Если ситуация сложная, платить зарплату сотрудникам нечем, можно перевести их на сокращенную рабочую неделю. Это делают с согласия сотрудников: заключается дополнительный договор — и люди работают, например, три дня вместо пяти. Соответственно, зарплата также уменьшается.
Еще можно часть зарплаты выплатить товаром, но не больше 20 %. Если сотрудники согласны, они пишут заявление.