Занимаясь план-фактным анализом, сравнивают и изучают плановые и фактические значения показателей, объясняют полученные отклонения и формулируют выводы.
Для качественного анализа необходимо иметь плановые данные и фактические значения. Из статьи вы узнаете, как c помощью Excel:
- разработать формы таблиц и алгоритм для анализа данных;
- прописать формулы расчета;
- автоматизировать выборку значений;
- подготовить отчеты в требуемой детализации и др.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ
Сначала подготовим файл Excel. Первый лист будет содержать плановые и фактические данные, поэтому назовем его «План-факт».
Этот лист заполняют ежемесячно (с разбивкой по месяцам года). Здесь проводят первичный расчет отклонений в рублях и процентах, делают общие выводы.
Аналитика отчета может содержать любые показатели (на усмотрение руководства компании):
- товарное направление;
- товарная группа;
- товарная подгруппа;
- номенклатура и т. д.
В нашем примере в качестве аналитики используем товарные группы (далее — ТГ), план-фактный анализ проведем по показателю «Производственная прибыль» (рис. 1).
Выводы на основании первичных данных отчета:
1) общий размер фактической производственной прибыли больше на 4786 тыс. руб., план по производственной прибыли перевыполнен на 34 %.
При этом отдельные товарные группы дали положительный прирост, другие — отрицательный. Что является причиной этих отклонений, узнаем с помощью план-факт анализа;
2) по товарной группе 7 выпуска не было. Причины могут быть разные:
- поломка оборудования;
- отсутствие комплектующих;
- отсутствие заказов;
- ввод нового продукта (товарная группа 8) и замена им товарной группы 7.
Здесь нужно выяснить точную причину, при необходимости можно внести соответствующие корректировки в плановые показатели.
Второй лист файла Excel будем использовать для ежемесячного план-фактного анализа. Назовем его «Анализ».
На этот лист с помощью функции ВПР переносят данные с листа «План-факт» (таблицы одинаковые).
Необходимо соблюдать некоторые требования относительно оформления таблиц при использовании функции ВПР:
1. Данные аналитики в крайнем левом столбце (A) в обеих таблицах должны совпадать, так как формула ВПР осуществляет поиск именно по информации, указанной в этом столбце.
Если в фактические данные попадает новое наименование, оно обязательно должно быть отражено в таблице на листе «Анализ».
2. Допускается несоответствие в порядке расположения аналитики в столбце А.
Не обязательно, чтобы порядок расположения совпадал на обеих страницах.
Функция ВПР позволит отсортировать по возрастанию диапазон поиска.
3. Не должно быть пустых строчек в ячейках массива.
При отсутствии какого-либо значения обязательно ставим «0».
Используя функцию ВПР, переносим данные с листа «План-факт» на лист «Анализ» (рис. 2). При заполнении первой ячейки для переноса данных следует указать формулу:
=ВПР($A5;Факт!$A$4:$J$12;2;0).
Пояснения к формуле:
$A5 — значение для поиска;
A$4:$J$12 — массив, в котором будет произведен поиск необходимого значения;
2 — номер столбца заданного массива, из которого нужно перенести значение. Важный момент: при копировании формулы номер столбца в первой строчке меняют. Далее эта формула копируется на все строчки: =ВПР($A5;'План-Факт'!$A$5:$I$12;3,4,5 и т. д.;0);
0 — указывает, что диапазон поиска будет отсортирован автоматически (как было сказано выше, данные в таблице для поиска не обязательно должны быть расположены в том же порядке, как в таблице с перенесенными данными; главное — соблюдать количество строк);
$ — закрепляет область поиска. Можно зафиксировать столбец, строчку или весь диапазон, что позволяет переносить формулу в другие ячейки копированием. Незакрепленные параметры поиска будут изменяться автоматически.
|
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
J |
K |
1 |
План-факт |
||||||||||
2 |
Товарные группы |
Май 2017 г. |
|||||||||
3 |
План (выпуск), тыс. руб. |
Факт (выпуск), тыс. руб. |
Отклонение, тыс. руб. |
Отклонение, % |
|||||||
4 |
количество, шт. |
себестоимость выпуска |
сумма выпуска (прайс) |
производственная прибыль |
количество, шт. |
себестоимость выпуска |
сумма выпуска (прайс) |
производственная прибыль |
|||
5 |
ТГ 1 |
1039 |
17 835 |
25 479 |
7644 |
1158 |
20 930 |
29 587 |
8658 |
1014 |
13 |
6 |
ТГ 2 |
941 |
5545 |
7296 |
1751 |
1020 |
5809 |
7407 |
1598 |
–153 |
–9 |
7 |
ТГ 3 |
459 |
4175 |
5642 |
1467 |
536 |
4667 |
6118 |
1451 |
–16 |
–1 |
8 |
ТГ 4 |
38 591 |
3611 |
4815 |
1204 |
39 650 |
4192 |
5529 |
1337 |
134 |
11 |
9 |
ТГ 5 |
14 869 |
2337 |
3075 |
738 |
18 021 |
2547 |
3540 |
993 |
255 |
35 |
10 |
ТГ 6 |
298 |
1757 |
2510 |
753 |
321 |
1825 |
2581 |
756 |
3 |
0 |
11 |
ТГ 7 |
187 |
1437 |
1796 |
359 |
0 |
0 |
0 |
0 |
–359 |
–100 |
12 |
ТГ 8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
536 |
9305 |
13 212 |
3907 |
3907 |
0 |
13 |
Итого |
56 384 |
36 696 |
50 611 |
13 915 |
61 242 |
49 274 |
67 974 |
18 701 |
4786 |
34 |
Рис. 1. Данные план-факт
|
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
J |
1 |
Плановые и фактические показатели по выпуску |
|||||||||
2 |
Товарные группы |
Май 2017 г. |
Отклонение |
|||||||
3 |
План (выпуск), тыс. руб. |
Факт (выпуск), тыс. руб. |
производственная прибыль, тыс. руб. |
|||||||
4 |
количество, шт. |
себестоимость выпуска |
сумма выпуска (прайс) |
производственная прибыль |
количество, шт. |
себестоимость выпуска |
сумма выпуска (прайс) |
производственная прибыль |
||
5 |
ТГ 1 |
1039 |
17 835 |
25 479 |
7644 |
1158 |
20 930 |
29 587 |
8658 |
1014 |
6 |
ТГ 2 |
941 |
5545 |
7296 |
1751 |
1020 |
5809 |
7407 |
1598 |
–153 |
7 |
ТГ 3 |
459 |
4175 |
5642 |
1467 |
536 |
4667 |
6118 |
1451 |
–16 |
8 |
ТГ 4 |
38 591 |
3611 |
4815 |
1204 |
39 650 |
4192 |
5529 |
1337 |
134 |
9 |
ТГ 5 |
14 869 |
2337 |
3075 |
738 |
18 021 |
2547 |
3540 |
993 |
255 |
10 |
ТГ 6 |
298 |
1757 |
2510 |
753 |
321 |
1825 |
2581 |
756 |
3 |
11 |
ТГ 7 |
187 |
1437 |
1796 |
359 |
0 |
0 |
0 |
0 |
–359 |
12 |
ТГ 8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
536 |
9305 |
13 212 |
3907 |
3907 |
13 |
Итого |
56 384 |
36 696 |
50 611 |
13 915 |
61 242 |
49 274 |
67 974 |
18 701 |
4786 |
Рис. 2. Использование функции ВПР
Таблица с исходными данными для анализа готова. Чтобы проанализировать показатели за отчетный месяц, ее заполняют данными за анализируемый период с листа «План-факт», расширяя диапазон поиска и меняя номер столбца для выбора значений. Важная деталь: данные с анализом за отчетный месяц можно скопировать и сохранить на отдельном листе (например, «Анализ — май»).
АЛГОРИТМ ПЛАН-ФАКТНОГО АНАЛИЗА
Рассчитав отклонения по производственной прибыли (в рублях и процентах), нужно выяснить причины их возникновения. Для этого проведем факторный анализ производственной прибыли и выясним основную причину отклонения фактических показателей от плановых.
К СВЕДЕНИЮ
Прибыль от производства определяется как разница между объемом производства в прайсовых ценах и производственными затратами (материалы, зарплата производственных работников).
Важнейшие факторы, влияющие на величину производственной прибыли:
- изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, а рост себестоимости прибыль уменьшает. Изменение себестоимости связано с изменением цен на материалы, отклонением норм расхода материалов, изменением объема производства, заработной платы;
- изменение объема производства;
- изменение прайсовой цены;
- изменение структуры выпущенной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме производства увеличивает прибыль, рост производства низкорентабельной продукции ведет к уменьшению прибыли.