Многим компаниям, которые работают с большим количеством поставщиков, сложно контролировать эффективность закупок. Практика их работы показывает большую вероятность нарушений и прямых злоупотреблений со стороны сотрудников снабженческих подразделений. В результате компании теряют значительные суммы. Ведь нарушения выявляют только по итогам внутренних проверок, а взыскать полученный ущерб с виновных не так просто, поскольку договоры поставок подписаны руководителем и юридически считаются согласованными компанией. Приемлемым выходом из подобных ситуаций может стать предварительный контроль выгодности заключения контракта с поставщиком с помощью расчетной модели в файле Excel, разработку которой мы рассмотрим в данной статье.
ЭФФЕКТИВНАЯ РАСЧЕТНАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ
В служебные обязанности руководителя экономической службы, как правило, входит контроль над закупочными ценами. У средних и крупных компаний количество коммерческих предложений от поставщиков исчисляется десятками и сотнями, поэтому качественно выполнить эту задачу сложно.
Поскольку в учетных программах компаний специализированные инструменты для сравнения эффективности этих коммерческих предложений не предусмотрены, то согласование в основном происходит после простого сравнения цены закупки. Однако вполне возможно организовать эффективный предварительный контроль выгодности коммерческих предложений поставщиков с помощью табличного редактора Excel. Такая модель позволит руководителю экономической службы оперативно находить наиболее выгодное для компании коммерческое предложение и аргументировано обосновать его выбор руководству.
Расчетная модель для оценки выгодности поставщика сырья или товаров строится в три этапа:
- Выбор критериев оценки (что считаем) и алгоритмов расчета показателей (как считаем).
- Построение модели (создание файла Excel с расчетной таблицей и формул для вычисления показателей) и тестирование ее работоспособности.
- Регламентация работы с расчетной моделью (утверждение источников данных для модели и порядка проведения оценки выгодности поставщиков).
Выбор критериев оценки выгодности работы с поставщиками и алгоритмов расчета показателей
Прежде чем начинать построение оценочной модели, руководитель экономической службы должен на подготовительном этапе выбрать критерии оценки и алгоритмы расчета показателей. Поскольку у различных поставщиков договоры могут значительно отличаться в части обязанностей покупателя, порядка расчетов за поставки, дополнительных бонусов за выполнение договорных условий и штрафных санкций за их нарушение, то для корректности сравнения коммерческих предложений нужна стандартизация критериев проведения оценки.
На этом этапе руководитель экономической службы анализирует договорные условия поставок сырья или товаров и по итогам анализа определяет перечень показателей, которые влияют на полную закупочную стоимость и будут включены в оценочную модель. В перечень должны войти следующие критерии:
- закупочная цена единицы сырья или товара;
- наличие скидок или бонусов для покупателя при выполнении определенных условий закупки (объем закупки, ассортимент продукции, график поставок и т. д.);
- условия доставки продукции со склада поставщика (самовывоз, доставка транспортом поставщика, включение транспортных расходов в закупочную цену);
- наличие скидок или наценок на закупочную цену в зависимости от условий оплаты поставок (предоплата, аванс, оплата по факту поставки, предоставление отсрочки платежа, факторинг);
- возможность возникновения курсовых разниц (при заключении договора поставки с расчетами в иностранной валюте).
В перечень могут войти:
- таможенные сборы и пошлины (при поставке продукции из иностранных государств);
- расходы на командировки представителей покупателя (если договором предусмотрена приемка сырья или материалов непосредственно на складе поставщика);
- другие затраты, связанные с закупкой продукции.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Для рассматриваемой модели предлагаем ограничиться пятью первыми критериями, поскольку они охватывают большинство коммерческих предложений поставщиков и позволяют создать эффективную оценочную модель для компаний любой сферы деятельности.
Определившись с критериями оценки, можно перейти к выбору алгоритмов расчета их показателей.
Закупочная цена единицы сырья или продукции служит базовой величиной для последующих расчетов и вносится пользователем в модель вручную на основании данных коммерческого предложения поставщика.
Скидки или бонусы для покупателя за выполнение определенных условий закупки должны быть отражены в расчетной модели отдельными строками. Дело в том, что сумма скидки рассчитывается умножением закупочной цены на договорной размер скидки, а бонус определяется как сумма бонуса, деленная на количество закупаемого сырья или товара.
Влияние условий доставки продукции со склада поставщика будет показано в модели как транспортные расходы на закупку. Транспортные расходы на единицу продукции рассчитывают делением суммы расходов на количество единиц в поставке. Если продукцию доставляют транспортом поставщика, сумму расходов берут из коммерческого предложения. Если доставка осуществляется транспортом покупателя, сумму расходов рассчитывают на основе фактических данных учетной базы покупателя.
ЭТО ВАЖНО
Когда транспортные расходы включены поставщиком в закупочную цену, то данная строка в оценочной модели имеет нулевое значение.
Наличие скидок или наценок в зависимости от способа оплаты за поставку продукции отражается в расчетной модели отдельными строками, поскольку скидки уменьшают закупочную цену, а наценки ее увеличивают. Сумма скидок и наценок считается в модели как произведение закупочной цены на размер скидки или наценки.
Выбор способа оплаты в рамках договорных условий поставщика зависит от наличия финансовых ресурсов. Если компания использует для оплаты собственные средства, она может получить скидку за предоплату поставки. Если используются кредитные ресурсы, то к закупочной цене может добавиться наценка за отсрочку платежа.
Курсовые разницы предусмотрены в модели на тот случай, если среди оцениваемых коммерческих предложений будет поставщик, работающий с покупателями по договорам поставок с оплатой в иностранной валюте. В этом случае руководитель экономической службы должен заполнить в модели сведения о предполагаемом курсе валюты на дату поставки продукции и на дату ее оплаты. На основании этих сведений модель рассчитает данные о влиянии курсовых разниц на закупочную цену.
По сумме расчетов всех показателей модель определит полную закупочную стоимость поставки по каждому из коммерческих предложений и позволит обосновать рекомендации по выбору того или иного поставщика.
Построение оценочной модели в файле Excel и тестирование ее работоспособности
Оценочная модель создается в таблице, которая имеет следующие параметры:
- в строках размещаются данные о показателях, формирующих полную закупочную стоимость сырья или товара;
- в столбцах содержится аналитика по коммерческим предложениям поставщиков. В модели есть вспомогательная таблица со справочной информацией, которая нужна для автоматизации расчетов. Модель состоит из двух листов книги MS Excel — «Данные» и «Оценка».
Рассмотрим методику построения оценочной модели на примере производственной компании «Альфа». Руководителю экономической службы нужно сделать выбор из четырех коммерческих предложений на поставку замороженной говядины для выпуска мясопродуктов. Для реализации этой задачи в файле Excel сначала создают вспомогательную таблицу (лист «Данные»), которая включает следующие сведения:
- условие предоставления покупателю скидок или бонусов за поставку продукции;
- способ доставки продукции со склада поставщика;
- возможный способ оплаты за поставку продукции;
- размер скидок и наценок при выборе того или иного способа оплаты;
- валюта поставки и расчетов за нее.
Данные таблицы пользователь вносит вручную на основании информации из коммерческих предложений или прайс-листов поставщиков. Необходимая для расчета информация состоит из следующих показателей:
- по строке «Условия скидок» — минимально необходимый для получения скидки объем закупки и размер скидки в процентах к базовой цене продукции;
- по строке «Условие бонусов» — минимально необходимый для предоставления бонуса объем закупки и размер бонуса в процентах к базовой цене продукции;
- по строке «Возможный способ доставки» указывают сумму транспортных расходов на доставку продукции со склада поставщика в зависимости от возможного способа доставки (самовывоз, транспортом поставщика). Если стоимость доставки уже включена в закупочную цену, то по данной строке будут нулевые показатели;
- по строке «Возможный способ оплаты» отражают информацию о предоставляемых поставщиком скидках за предоплату поставки или наценках за предоставление отсрочки поставщику. Пользователь вносит в таблицу сведения в соответствии с финансовыми возможностями компании по способу оплаты. Если компания располагает собственными средствами на закупку, то в таблице отражаются размеры скидок за предоплату, если закупка планируется за счет кредитов, то размеры наценок за отсрочку платежа;
- по строке «Валюта договора» указывают валюту расчетов по договору поставки. Когда расчеты ведут в иностранной валюте, заносят данные о предполагаемых курсах этой валюты на момент поставки продукции и на момент оплаты ее поставщику.
Представим вспомогательную таблицу, заполненную на основе коммерческих предложений поставщиков компании «Альфа» (табл. 1).
Далее руководитель экономической службы может заняться расчетами для оценки выгодности закупки сырья или товаров между различными поставщиками. Для этого предназначена вторая таблица модели (лист «Оценка»), в которой пользователь отражает объем закупаемой партии в натуральных единицах выражения (штуки, метры, килограммы, литры и т. д.) и базовую закупочную цену одной единицы продукции. Все остальные показатели таблицы рассчитываются автоматически на основе формул и приводятся к рублям на единицу продукции.