Если вы хотите построить успешный бизнес в сфере продаж, вам не обойтись без CRM-системы. Эту систему отвергали, не принимали, а сегодня ее внедряют многие собственники успешных бизнесов. В чем преимущества системы, что дает ее внедрение в компании, расскажет профессионал-практик.
ЧТО ТАКОЕ CRM-СИСТЕМА И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА?
Прежде чем рассказать о преимуществах и фишках работы в CRM-системе, посмотрим на реалии работы компаний и ее сотрудников. Для этого окунемся в рутинную жизнь обычного менеджера, который трудится в похожей на вашу компанию. Назовем его Петр.
Утро. Петр бежит на работу и явно опаздывает. Преград и причин опоздания несколько: внезапно выпал снег, машина с вечера не соизволила сама заправиться, а будильник не зазвенел. Придумав очередное оправдание своему опозданию, Петр врывается в офис и бежит отмечаться в табеле.
И о чудо! Руководства рядом нет. Петр ставит время прихода 8:50 и спокойно идет к своему рабочему месту. Сейчас нужно налить кофе, включить компьютер, открыть ежедневник и с умным видом чертить себе план на день.
На часах уже 10:00, Петр берет телефон. Пора делать звонки, он же менеджер! Но менеджер он не долго, примерно на два-три звонка. А кому какая разница, сколько у него звонков утром? Главное — к концу месяца выставленный план сделать, чтобы не придирались.
Обеденное время. Петр уходит обедать и опять пропадает. Время играет с ним сегодня злую шутку, но кому какая разница, пришел он на 10 минут раньше или позже. План-то он выполняет. По крайней мере, так было всегда.
После обеда Петр садится заниматься документами. В его записной книжке отмечено, что нужно подготовить пакет документов для одной компании. Петр открывает сохраненные на компьютере шаблоны, находит на почте высланную клиентом учетную карточку компании, открывает сайт с товарами и начинает переносить в шаблон реквизиты и данные по необходимому товару.
Прошел час. Кажется, Петр готов нести документ на согласование и подпись руководителю. Он надеется, что руководитель примет его быстро. А если не примет, то ничего страшного. Клиент все равно будет ждать, куда он денется. Можно пока полистать новости в телефоне.
Время близится к концу рабочего дня, и Петр вспоминает, что не выполнил утренний звонок. Да, Петр записал его в записную книжку, но книжка не напоминает о звонках, если в нее не смотреть постоянно. Дискомфорт, смятение, торг, и Петр переносит мысль о звонке на завтрашнее утро. Никто все равно не узнает.
Время 18:00. С гордо поднятой головой Петр отправляется домой, пожав руку руководителю и своим коллегам. Петр сегодня молодец, он на шаг приблизился к закрытию очередной сделки.
Итак, мы имеем систематически опаздывающего сотрудника без четкого плана рабочего дня, с неудобными процессами в разных программах, который постоянно забывает о времени клиентов.
Теперь представим: все, что делал в течение дня Петр, можно выполнить в одной программе, не отвлекаясь на походы к начальству. Выполнить все, нажав несколько кнопок.
Представьте и такое: можно проверить, просчитать и проанализировать каждое действие сотрудника, чтобы улучшить его работу. И вот наш Петр делает не три звонка с одной сделкой, а звонит строго в назначенное время. За пять минут он готовит любой документ и согласовывает все без ожидания у кабинета руководителя.
Все это можно делать в CRM.
Customer Relationship Management — система управления взаимоотношениями с клиентами.
CRM-система позволяет:
- вести и развивать базу контактов;
- контролировать работу менеджера в любое время;
- автоматически собирать информацию для аналитических исследований (есть возможность оценить работу каждого сотрудника);
- понять эффективность маркетинговых каналов;
- получить финансовую оценку состояния предприятия;
- разработать дальнейшую стратегию развития бизнеса;
- прослушать любой совершенный звонок;
- в один клик сформировать документ, отправить SMS или e-mail.
Система сама напомнит о том, какому клиенту, когда и по какому поводу необходимо позвонить. Это существенно увеличивает первичные и вторичные продажи.
С ЧЕМ СТАЛКИВАЮТСЯ РУКОВОДИТЕЛИ, КОГДА ПЫТАЮТСЯ ПЕРЕВЕСТИ ВСЕ ПРОЦЕССЫ В CRM
Мода на CRM появилась недавно. Предприниматели из разных сфер, осваивая эту систему, стали рекомендовать ее в своих кругах, а сторонники старой школы бизнеса всячески опровергали присутствие CRM на рынке и не хотели вникать в суть ее работы.
Сейчас CRM-систему пытаются внедрить многие собственники бизнесов, услышав о системе положительные отзывы. К сожалению, не все так просто, как кажется. Разберем подробнее.
- «Что я хочу автоматизировать?» — первый вопрос, который вы должны задать себе, если хотите перевести свой бизнес в CRM. Я часто слышу от директоров и собственников бизнеса такую фразу: «У всех есть, и я хочу!», но никто из них не может ответить на простой вопрос по автоматизации. Система не будет работать, если вы не поймете, зачем она вам нужна.
- Прописываем план внедрения. Как только вы наметили себе, зачем вам нужна CRM и что с ее помощью автоматизировать, четко пропишите, что необходимо сделать вам или техническому специалисту для полного внедрения CRM в компанию.
Также следует определить, какие функции и как должны работать в вашей CRM. Например:
- подключение телефонии (выбор АТС, настройка автоответчика, записи разговоров и т. д.);
- подключение почты (количество почт, оформление подписей, настройка сбора и обработки входящих писем и др.);
- автоматические рассылки (шаблоны автоматической рассылки, логика их отправки и т. д.);
- интеграция с мессенджерами, социальными сетями;
- ведение сделок (продумать логику воронки продаж, статусов сделки и т. д.);
- ведение компаний (настроить карточку компаний, необходимых полей, логику внесения реквизитов и т. д.).
Возможно, ваш список будет длиннее или короче. Важно полное понимание всех циклов внедрения CRM под работу в вашей компании.
- Подготовка сотрудников. Я не знаю таких сотрудников, которые сразу положительно принимают изменения. Если они не имели положительного опыта работы компании в CRM, руководство сразу столкнется с протестами. Стоит готовиться к плотной работе с сотрудниками и, как следствие, с некоторой заменой кадрового состава. Да, изменения может принять не каждый.
УЧИМ СОТРУДНИКОВ ЛЮБИТЬ CRM
CRM-система должна быть удобной для сотрудника, уменьшать его временные затраты на монотонную работу. В начале работы в CRM-системе кажется, что она увеличивает время работы сотрудников. Объяснение простое: первичный процесс внедрения может не соответствовать действительным бизнес-процессам компании.
Есть много факторов, которые вызывают негативное отношение сотрудников к системе. Основные из них:
- необходимо заполнять лишние поля в карточках лидов и сделок;
- огромное количество статусов в сделке (большая воронка продаж);
- большое количество всплывающих автоматических задач;
- плохо настроенная интеграция между сервисами (например, не настроена интеграция почты, и письма не отображаются в сделках, что заставляет менеджера вносить информацию по договоренностям вручную).
Чтобы сотрудники любили CRM, через руководящий состав нужно прорабатывать следующие установки:
- CRM дает возможность общения сотрудников из любой точки мира и не важно, находятся они в офисе или работают из дома;
- CRM позволяет сотруднику уйти в отпуск без лишних звонков со стороны коллег — вся информация о его работе, звонки и договоренности находятся в системе, их легко передать другому сотруднику без лишних пояснений;
- сотруднику не нужно держать в голове все встречи, звонки и данные о клиентах, исписывать записные книжки разной информацией, которая быстро теряется или забывается. CRM помнит все!
Почему эти установки необходимо продвигать через руководящий состав? Все просто. Если руководство не переходит в CRM и своим примером не показывает, насколько система удобна, то и сотрудники не будут переходить в CRM.