Кредитование покупателей — неотъемлемая часть коммерческой деятельности любого предприятия. Предоставление рассрочек платежа позволяет увеличить выручку от реализации и операционную прибыль. Однако кредитование покупателей лишает предприятия на определенный срок оборотных средств, что может быть серьезной проблемой, в том числе для покрытия собственной кредиторской задолженности. В статье рассмотрим вопросы управленческого учета и комплексного анализа дебиторской и кредиторской задолженности.
НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Использование различных моделей кредитования покупателей — ключевая особенность коммерческой деятельности любого предприятия в сегодняшних экономических условиях.
При продаже продукции (товаров) появляются дебиторская и кредиторская задолженности, так как до момента полной оплаты процесс реализации с точки зрения движения денег еще не окончился. При этом для продавца (поставщика) всегда присутствует риск, что оплату он не получит или покупатель (заказчик) произведет ее с опозданием.
Использование различных способов кредитования покупателей позволяет компаниям увеличить объемы реализации продукции (товаров) и размер прибыли. В то же время это сопровождается увеличением операционных коммерческих расходов и рисков.
Предприятиям необходимо постоянно находить баланс в данном вопросе: выгоды от увеличения объемов реализации должны превышать коммерческие расходы и риски. В противном случае кредитная политика компании будет сокращать операционную эффективность функционирования предприятия в целом.
В таких условиях хозяйствования необходимо разрабатывать и внедрять в компании систему управления задолженностью. Это позволит:
- оптимизировать общий уровень задолженности;
- ускорить расчеты с контрагентами;
- снизить риски неплатежей.
Основой постановки системы управления задолженностью в компании являются результаты аналитической работы, которую можно осуществить по следующим направлениям:
• провести анализ и определить предельный допустимый объем дебиторской и кредиторской задолженности в целом по предприятию с учетом планируемых денежных потоков на прогнозный период;
• разработать методику ранжирования клиентов по степени платежеспособности и кредитоспособности и применять ее до заключения договоров, постоянно мониторить изменение платежеспособности и кредитоспособности контрагентов в процессе сотрудничества;
• отслеживать изменение уровня дебиторской задолженности и принимать управленческие решения по проблемным контрагентам для сокращения размера неплатежей;
• проводить регулярный комплексный анализ дебиторской и кредиторской задолженности в целом по предприятию и в разрезе различных аналитик (контрагентов, сроков и др.);
• анализировать финансовые показатели деятельности предприятия и влияние на них дебиторской и кредиторской задолженности.
По результатам анализа финансовых результатов деятельности разрабатывают мероприятия по оптимизации системы управления задолженностью, которые можно сгруппировать по следующим видам:
- Совершенствование оценки, отбора и ранжирования покупателей в зависимости от уровня их платежеспособности и кредитоспособности.
- Оптимизация условий кредитования покупателей.
- Разработка и внедрение эффективной системы предъявления претензий неплательщикам.
- Постоянный контроль за выполнением условий договоров по оплате.
- Разработка и внедрение эффективной системы казначейства на предприятии по контролю и оплате полученных и выставленных счетов.
- Системный мониторинг дебиторской задолженности в различных срезах аналитики (по объему задолженности, срокам погашения, видам продукции и др.).
- Регулярный анализ соотношения уровней дебиторской и кредиторской задолженности.
- Использование договоров факторинга.
Далее подробно рассмотрим вопросы мониторинга и анализа дебиторской задолженности, соотношения уровней дебиторской и кредиторской задолженности для целей оптимизации системы управления задолженностью в компании.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Комплексный анализ дебиторской задолженности целесообразно проводить в следующем порядке:
Используем данный алгоритм и проведем комплексный анализ дебиторской задолженности предприятия по производству хлебобулочных изделий «Пекарь».
Анализ абсолютных (относительных) показателей размера, структуры и динамики дебиторской задолженности
Размер, структура и динамика дебиторской задолженности компании «Пекарь», которая производит и реализует хлебобулочные изделия, представлены в табл. 1.
Таблица 1. Анализ размера, структуры и динамики дебиторской задолженности (ДЗ), руб. |
||||||
Показатели дебиторской задолженности |
Базовый период |
Уд. вес в общей ДЗ, % |
Отчетный период |
Уд. вес в общей ДЗ, % |
Отклонение |
Темп роста, % |
Краткосрочная дебиторская задолженность |
6 220 240 |
75,7 |
4 722 300 |
72,4 |
–1 497 940 |
75,9 |
Расчеты с покупателями и заказчиками |
3 005 530 |
36,6 |
2 900 700 |
44,5 |
–104 830 |
96,5 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками (авансы выданные) |
1 533 030 |
18,6 |
1 300 900 |
19,9 |
–232 130 |
84,9 |
Расчеты по налогам и сборам |
200 990 |
2,4 |
178 900 |
2,7 |
–22 090 |
89,0 |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
55 990 |
0,7 |
60 400 |
0,9 |
4410 |
107,9 |
Расчеты с подотчетными лицами |
25 000 |
0,3 |
30 800 |
0,5 |
5800 |
123,2 |
Расчеты с разными дебиторами |
1 199 700 |
14,6 |
100 600 |
1,5 |
–1 099 100 |
8,4 |
Расходы будущих периодов |
200 000 |
2,4 |
150 000 |
2,3 |
–50 000 |
75,0 |
Долгосрочная дебиторская задолженность |
2 000 000 |
24,3 |
1 800 000 |
27,6 |
–200 000 |
90,0 |
Общая дебиторская задолженность |
8 220 240 |
100,0 |
6 522 300 |
100,0 |
–1 697 940 |
79,3 |
Как видим, общая дебиторская задолженность предприятия состоит как из долгосрочной задолженности (24,3 % в базовом периоде и 27,6 % в отчетном периоде), так и краткосрочной задолженности (75,7 % в базовом периоде и 72,4 % в отчетном периоде).
При этом общая дебиторская задолженность за рассматриваемый период показывает положительную динамику: она снижается на 1 697 940 руб. и составляет 79,3 % к базовому периоду. Данное снижение происходит главным образом за счет сокращения краткосрочной задолженности на 1 497 940 руб. (75,9 % к базовому периоду). Вместе с этим сокращается на 200 000 руб. (90 % к базовому периоду) и долгосрочная задолженность.
Наибольший удельный вес дебиторской задолженности приходится на следующие ее виды:
• расчеты с покупателями и заказчиками:
– 3 005 530 руб. (36,6 %) — в базовом периоде;
– 2 900 700 руб. (44,5 %) — в отчетном периоде;
• расчеты с поставщиками и подрядчиками (авансы выданные):
– 1 533 030 руб. (18,6 %) — в базовом периоде;
– 1 300 900 руб. (19,9 %) — в отчетном периоде.
Следует отметить, что в базовом периоде существенный вес задолженности приходился на расчеты с разными дебиторами (1 199 700 руб., или 14,6 %). Однако в отчетном периоде происходит положительная динамика этого показателя: существенное снижение задолженности по расчетам с разными дебиторами с 14,6 до 1,5 %.
На остальные виды дебиторской задолженности как в базовом, так и в отчетном периоде приходится не более 3 %.
Негативную динамику (увеличение размера) имеют два вида дебиторской задолженности: расчеты с подотчетными лицами и расчеты по социальному страхованию и обеспечению. Суммы этих видов задолженности небольшие, поэтому они не могут существенно повлиять на положительную динамику сокращения дебиторской задолженности в целом по предприятию.
Чтобы более детально проанализировать состояние, структуру и динамику главного вида дебиторской задолженности предприятия — задолженность покупателей и заказчиков, представим ее данные в детальной аналитике по контрагентам (табл. 2).
Таблица 2. Анализ состава, структуры и динамики дебиторской задолженности (ДЗ) покупателей и заказчиков, руб. |
||||||
Показатели дебиторской задолженности |
Базовый период |
Уд. вес в общей ДЗ, % |
Отчетный период |
Уд. вес в общей ДЗ, % |
Отклонение |
Темп роста, % |
Расчеты с покупателями и заказчиками |
3 005 530 |
36,6 |
2 900 700 |
44,5 |
–104 830 |
96,5 |
Предприятие А |
1 300 980 |
15,8 |
1 280 970 |
19,6 |
–20 010 |
98,5 |
Предприятие Б |
980 760 |
11,9 |
960 220 |
14,7 |
–20 540 |
97,9 |
Предприятие В |
350 970 |
4,3 |
348 000 |
5,3 |
–2970 |
99,2 |
Предприятие Г |
145 000 |
1,8 |
140 000 |
2,1 |
–5000 |
96,6 |
Предприятие Д |
100 000 |
1,2 |
80 000 |
1,2 |
–20 000 |
80,0 |
Предприятие Е |
55 000 |
0,7 |
70 000 |
1,1 |
15 000 |
127,3 |
Прочие покупатели и заказчики |
72 820 |
0,9 |
21 510 |
0,3 |
–51 310 |
29,5 |
Как видим, несмотря на снижение в рассматриваемом периоде общей дебиторской задолженности покупателей и заказчиков на 104 830 руб. (темп роста — 96,5 %), удельный вес данного вида задолженности в общей дебиторской задолженности предприятия увеличивается с 36,6 до 44,5 %, что требует более внимательного ее анализа.
Так, предприятие имеет двух главных дебиторов — предприятия А и Б. Доля долга каждого из них составляет более 10 % от всей дебиторской задолженности компании.
Несмотря на небольшое снижение (на 20 010 руб. у предприятия А и на 20 540 руб. у предприятия Б), удельный вес задолженности этих контрагентов в рассматриваемом периоде значительно увеличивается (с 15,8 до 19,6 % — у предприятия А; с 11,9 до 14,7 % — у предприятия Б).
Это для компани негативный факт, требует разработки мер для снижения задолженности по данным дебиторам. Остальные контрагенты имеют незначительную долю (менее 5,5 %) задолженности в общей дебиторской задолженности предприятия.
Следует отметить положительную динамику размера дебиторской задолженности в разрезе контрагентов в целом по предприятию. Доля задолженности дебиторов в абсолютном выражении сокращается у всех контрагентов за исключением предприятия Е (задолженность увеличивается на 15 000 руб., или 27,3 %). Однако незначительное увеличение задолженности предприятия Е не может существенно ухудшить положительное снижение общего размера дебиторской задолженности.