Отдаем журнал бесплатно!

Планирование транспортных перевозок: расчет потребности в транспортных средствах

Транспортная логистика занимает важное место в бизнес-процессах современного предприятия, так как с помощью перевозок осуществляется доставка товарно-материальных ценностей от поставщиков, а также их поставка покупателям компании. Соответственно, любой компании нужно заранее планировать, какой транспорт и в каком количестве необходим, чтобы обеспечить выполнение планов закупок и продаж на предстоящий период. Кроме того, предварительный расчет потребности в транспортных средствах помогает определить, для каких перевозок выгоднее иметь собственный транспорт, а какие перевозки экономичнее осуществлять путем найма сторонних транспортных средств. Как рассчитать потребность компании в транспорте для перевозки грузов, читайте в статье.

МЕТОДОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Чтобы добиться максимального выполнения целей развития, все компании планируют, какой объем продукции/товаров они реализуют своим покупателям и какой объем сырья или товаров нужно закупить у поставщиков, чтобы обеспечить выполнение плана продаж.

 

 

Компании, которые применяют для планирования систему бюджетирования, прогнозируют также транспортные затраты, связанные с реализацией планов закупок и продаж.

Однако далеко не каждая из таких компаний планирует физическую потребность в количестве транспортных средств, что создает риски неэффективности использования транспорта, нарушения договорных сроков получения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) у поставщиков и поставки продукции/товаров покупателям. Поэтому для качественного планирования транспортных перевозок нужно заранее просчитать, какое количество транспортных средств и какой грузоподъемности потребуется предприятию в предстоящем плановом периоде.

Для решения вопроса о том, сколько единиц транспорта потребуется для перевозки определенного объема груза, можно воспользоваться несложной математической формулой:

 

Количество транспорта = Объем груза / (Грузоподъемность транспорта × Количество рабочих дней × Количество рейсов в день).

 

Предположим, компании нужно в течение недели выбрать у поставщика 400 т груза. Она планирует привлечь для этого автомобиль грузоподъемностью 10 т. При условии, что за один рабочий день водитель успевает сделать два рейса, для перевозки этого объема груза за неделю компании потребуются четыре таких автомобиля (400 т / (10 т × 5 дн. × 2 рейса)).

Планирование перевозки грузов внутри компании

С помощью функционала Eхcel можно решить более сложную задачу расчета потребности компании в транспортных средствах для внутренних перевозок грузов.

Допустим, у компании есть три филиала розничных магазинов, которым необходимо поставить товары с центрального склада компании. Нужно рассчитать, сколько единиц транспорта требуется компании для выполнения заявок каждого филиала при следующих вводных данных:

  • количество магазинов в каждом филиале: филиал 1 — 10; филиал 2 — 8; филиал 3 — 17;
  • заказ одного магазина в филиалах: филиал 1 — 12 поддонов; филиал 2 — 16 поддонов; филиал 3 — 10 поддонов;
  • расстояние от центрального склада до складов филиалов: филиал 1 — 220 км; филиал 2 — 280 км; филиал 3 — 120 км;
  • расстояние перевозок груза внутри филиала: филиал 1 — 10 км; филиал 2 — 12 км; филиал 3 — 15 км;
  • средняя скорость транспортного средства в пути — 70 км/ч;
  • полная вместимость груза в одно транспортное средство — 24 поддона;
  • время загрузки машины на центральном складе — 2 часа;
  • время разгрузки машины в магазине — 1 час.

Как видим, для расчета потребности в транспорте для такой локальной теоретической задачи потребовалось значительное количество исходных параметров.

Производим расчет в следующем порядке:

 

  1. Считаем время в пути до филиалов:

 

Расстояние до филиала / Средняя скорость транспортного средства в пути.

 

2. Рассчитываем общее время доставки груза в филиал:

 

Время загрузки на центральном складе + Время в пути до филиала + Время разгрузки в магазине филиала + Время в пути от филиала.

 

3. Рассчитываем время движения транспорта внутри филиала с разгрузкой в магазине:

 

Расстояние внутри филиала / Средняя скорость транспорта + Время разгрузки в магазине.

 

4. Указываем количество заездов внутри филиала, которое может быть разным в зависимости от объема заказов. Допустим, в данном случае это будет 2, 2 и 3.

 

5. Рассчитываем общее время перевозки для одной единицы транспорта:

 

Общее время доставки груза в филиал + Время транспорта внутри филиала × Количество заездов внутри филиала.

 

6. Рассчитываем количество поддонов с товаром, которые перевозятся за расчетный период:

 

Количество поддонов в заказе магазина филиала + Количество заездов внутри филиала × Количество поддонов в заказе магазина филиала.

 

7. Рассчитываем среднее количество магазинов, в которые единица автотранспорта доставляет товар:

 

1 + Количество заездов внутри филиала.

 

8. Рассчитываем потребность в количестве транспортных единиц для выполнения заказов магазинов филиала (с округлением до целой единицы):

 

=ОКРУГЛВВЕРХ(Количество магазинов в филиале/Среднее количество магазинов доставки товара;0).

 

9. Рассчитываем эффективность загрузки транспортных единиц при доставке товара в филиалы (в процентах от максимальной загрузки):

 

(Количество магазинов в филиале × Количество поддонов в заказе одного магазина) / (Количество поддонов с товаром × Потребность в количестве единиц транспорта для доставки товара).

 

Результаты приведенных расчетов представлены в табл. 1.

В результате расчета определена потребность в транспортных средствах для доставки грузов по каждому филиалу:

  • 4 автомобиля — для филиала 1;
  • 3 автомобиля — для филиала 2;
  • 5 автомобилей — для филиала 3.

А. А. Гребенников, заместитель директора по экономике ООО «Царицынские соленья»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Планирование транспортных перевозок: расчет потребности в транспортных средствах

Транспортная логистика занимает важное место в бизнес-процессах современного предприятия, так как с помощью перевозок осуществляется доставка товарно-материальных ценностей от поставщиков, а также их поставка покупателям компании. Соответственно, любой компании нужно заранее планировать, какой транспорт и в каком количестве необходим, чтобы обеспечить выполнение планов закупок и продаж на предстоящий период. Кроме того, предварительный расчет потребности в транспортных средствах помогает определить, для каких перевозок выгоднее иметь собственный транспорт, а какие перевозки экономичнее осуществлять путем найма сторонних транспортных средств. Как рассчитать потребность компании в транспорте для перевозки грузов, читайте в статье.

МЕТОДОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Чтобы добиться максимального выполнения целей развития, все компании планируют, какой объем продукции/товаров они реализуют своим покупателям и какой объем сырья или товаров нужно закупить у поставщиков, чтобы обеспечить выполнение плана продаж.

 

 

Компании, которые применяют для планирования систему бюджетирования, прогнозируют также транспортные затраты, связанные с реализацией планов закупок и продаж.

Однако далеко не каждая из таких компаний планирует физическую потребность в количестве транспортных средств, что создает риски неэффективности использования транспорта, нарушения договорных сроков получения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) у поставщиков и поставки продукции/товаров покупателям. Поэтому для качественного планирования транспортных перевозок нужно заранее просчитать, какое количество транспортных средств и какой грузоподъемности потребуется предприятию в предстоящем плановом периоде.

Для решения вопроса о том, сколько единиц транспорта потребуется для перевозки определенного объема груза, можно воспользоваться несложной математической формулой:

 

Количество транспорта = Объем груза / (Грузоподъемность транспорта × Количество рабочих дней × Количество рейсов в день).

 

Предположим, компании нужно в течение недели выбрать у поставщика 400 т груза. Она планирует привлечь для этого автомобиль грузоподъемностью 10 т. При условии, что за один рабочий день водитель успевает сделать два рейса, для перевозки этого объема груза за неделю компании потребуются четыре таких автомобиля (400 т / (10 т × 5 дн. × 2 рейса)).

Планирование перевозки грузов внутри компании

С помощью функционала Eхcel можно решить более сложную задачу расчета потребности компании в транспортных средствах для внутренних перевозок грузов.

Допустим, у компании есть три филиала розничных магазинов, которым необходимо поставить товары с центрального склада компании. Нужно рассчитать, сколько единиц транспорта требуется компании для выполнения заявок каждого филиала при следующих вводных данных:

  • количество магазинов в каждом филиале: филиал 1 — 10; филиал 2 — 8; филиал 3 — 17;
  • заказ одного магазина в филиалах: филиал 1 — 12 поддонов; филиал 2 — 16 поддонов; филиал 3 — 10 поддонов;
  • расстояние от центрального склада до складов филиалов: филиал 1 — 220 км; филиал 2 — 280 км; филиал 3 — 120 км;
  • расстояние перевозок груза внутри филиала: филиал 1 — 10 км; филиал 2 — 12 км; филиал 3 — 15 км;
  • средняя скорость транспортного средства в пути — 70 км/ч;
  • полная вместимость груза в одно транспортное средство — 24 поддона;
  • время загрузки машины на центральном складе — 2 часа;
  • время разгрузки машины в магазине — 1 час.

Как видим, для расчета потребности в транспорте для такой локальной теоретической задачи потребовалось значительное количество исходных параметров.

Производим расчет в следующем порядке:

 

  1. Считаем время в пути до филиалов:

 

Расстояние до филиала / Средняя скорость транспортного средства в пути.

 

2. Рассчитываем общее время доставки груза в филиал:

 

Время загрузки на центральном складе + Время в пути до филиала + Время разгрузки в магазине филиала + Время в пути от филиала.

 

3. Рассчитываем время движения транспорта внутри филиала с разгрузкой в магазине:

 

Расстояние внутри филиала / Средняя скорость транспорта + Время разгрузки в магазине.

 

4. Указываем количество заездов внутри филиала, которое может быть разным в зависимости от объема заказов. Допустим, в данном случае это будет 2, 2 и 3.

 

5. Рассчитываем общее время перевозки для одной единицы транспорта:

 

Общее время доставки груза в филиал + Время транспорта внутри филиала × Количество заездов внутри филиала.

 

6. Рассчитываем количество поддонов с товаром, которые перевозятся за расчетный период:

 

Количество поддонов в заказе магазина филиала + Количество заездов внутри филиала × Количество поддонов в заказе магазина филиала.

 

7. Рассчитываем среднее количество магазинов, в которые единица автотранспорта доставляет товар:

 

1 + Количество заездов внутри филиала.

 

8. Рассчитываем потребность в количестве транспортных единиц для выполнения заказов магазинов филиала (с округлением до целой единицы):

 

=ОКРУГЛВВЕРХ(Количество магазинов в филиале/Среднее количество магазинов доставки товара;0).

 

9. Рассчитываем эффективность загрузки транспортных единиц при доставке товара в филиалы (в процентах от максимальной загрузки):

 

(Количество магазинов в филиале × Количество поддонов в заказе одного магазина) / (Количество поддонов с товаром × Потребность в количестве единиц транспорта для доставки товара).

 

Результаты приведенных расчетов представлены в табл. 1.

В результате расчета определена потребность в транспортных средствах для доставки грузов по каждому филиалу:

  • 4 автомобиля — для филиала 1;
  • 3 автомобиля — для филиала 2;
  • 5 автомобилей — для филиала 3.

А. А. Гребенников, заместитель директора по экономике ООО «Царицынские соленья»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11, 2024.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам