Некоторые собственники бизнеса уверены, что планировать что-либо, особенно прибыль, невозможно. А уж в России 2024 года тем более. Однако все меняется, когда они, включившись в процесс управления будущим компании, начинают регулярно получать предсказуемую прибыль и дивиденды. О том, как перейти от невозможности планирования к четким, реальным, выполняемым планам, расскажем в статье.
ПЛАНИРУЕМ ПРИБЫЛЬ ЗА 5 ШАГОВ
Чтобы спланировать прибыль компании, нужно сделать пять шагов:
Шаг 1. Определяем, в чем выгода планирования прибыли
Прибыль планируют, чтобы регулярно получать дивиденды в предсказуемом размере. А еще — аккумулировать ресурсы для развития бизнеса и страхования рисков.
В планировании прибыли для собственника есть выгода. Планирование прибыли позволяет:
- сделать бизнес и будущее управляемыми. Планирование — это управление будущим. Тот, кто планирует, больше влияет на результат, чем тот, кто плывет по течению;
- настроить бизнес-процессы. Когда собственник заходит в процесс планирования, он часто обнаруживает, что в бизнесе практически все держится только на нем. Выстроенных процессов и других ответственных нет, а без этого выйти из операционки (да и просто понять, как это сделать) не получится;
- не тащить все в одиночку. С планом по прибыли собственник бизнеса перестает тащить все в одиночку и начинает делить ответственность с командой. Теперь за каждую из областей деятельности отвечают ключевые сотрудники, руководители отделов или департаментов компании;
- в компании появляются центры финансовой ответственности (ЦФО), которые влияют на прибыль вместе с собственником: контролируют расходы и обеспечивают выполнение планов. В итоге команда становится более вовлеченной, а это еще один шаг на пути к успеху и выходу из операционки;
- выявить проблемы. План позволяет понять, какие области не под контролем. Например, можно увидеть, что расходы на утилизацию просрочки скачут: то превышают план на 50 %, то меньше на 40 %, чем планировали. Когда скачки очевидны, с ними можно работать: разобраться в причинах колебаний; понять, как и кем формируется расход; научиться точнее его планировать. Главное — уменьшить расходы по этой статье с помощью конкретных действий. Например, продумать систему, при которой товары будут попадать в акционные до того, как истечет их срок годности;
- получать больше дивидендов. Планирование чистой прибыли позволяет собственнику прогнозировать дивиденды, делить ответственность с командой, снижать уровень стресса и неопределенность.
Шаг 2. Разбираемся, что такое прибыль и какой она бывает
Прежде чем планировать прибыль, нужно понять, что это такое. Прибыль — это разница между доходами и расходами бизнеса. Звучит просто и кажется интуитивно понятным. Чтобы узнать реальную прибыль и начать ее планировать, нужно разобраться, что такое доходы и расходы, и правильно их рассчитать.
Что такое доходы
Часто под доходами бизнес понимает те деньги, которые пришли на счет. Это в корне неверно. Доходами считается только выручка, а это всегда исполненные обязательства, а не деньги на счете (рис 1). Исполненные обязательства подтверждаются документами, например актом приема-передачи объекта или актом выполненных работ:
Что такое расходы
Расходы — это подтвержденные и обоснованные затраты на производство продукции или оказание услуг за отчетный месяц.
Расходы ходят парой с доходами: когда компания получает доход, например продает стол, тогда же она признает расходы на производство этого стола.
Чтобы узнать чистую прибыль, расходы вычитают из доходов. Но сначала считают их сумму. Сделать это можно двумя способами:
• суммировать все расходы, не разбивая по группам, — точность ниже, зато подсчет быстрее;
• разбить расходы на прямые и косвенные или на переменные и постоянные — точность планирования и контроль выше, но расчет сложнее.
Виды плановой прибыли
Чтобы достичь цели по чистой прибыли, планировать нужно не только ее, но и другие виды прибыли:
• маржинальную;
• валовую;
• операционную.
Информация об указанных видах прибыли и формулах их расчета представлена в табл. 1.
Разобравшись с теорией и определив цели по прибыли, можно переходить к следующему шагу — выбирать горизонт планирования.
Шаг 3. Определяем период планирования
Период планирования — это отрезок времени, за который компания планирует заработать определенное количество прибыли. По периодам планирование бывает:
• краткосрочное — планирование прибыли на месяц или квартал. Помогает следить за текущими планами и быстро реагировать на изменения;
• среднесрочное — планирование прибыли на год с разбивкой по месяцам. Помогает распределять силы и отслеживать прогресс в течение года;
• долгосрочное — планирование прибыли и развития компании на срок от трех до семи лет. Такой план отражает видение собственником того, как должна развиваться компания.
На долгий срок (3–7 лет) планируют крупные компании, корпорации с акционерами, инвесторами, советом директоров. Малый и средний бизнес обычно ограничиваются среднесрочным и краткосрочным планированием.
Шаг 4. Выбираем метод планирования чистой прибыли
В планировании используют разные методы. К основным методам относят:
• метод прямого счета — все доходы и расходы учитывают прямым счетом. Здесь можно планировать укрупненно, например по сегментам, разделив товары на высокомаржинальные, среднемаржинальные, низкомаржинальные, и более детально, например по каждой позиции в отдельности;
• метод экстраполяции — планирование будущего на основе данных за прошлые периоды. Здесь важно внести корректировки на инфляцию, чтобы экстраполированный план совпадал с реальностью;
• планирование сверху — собственник ставит цель по прибыли или выручке, а финансовая служба вместе с руководителями отделов формируют бюджет под цель;
• планирование снизу (нормативный метод) — отделы собирают сметы, планы продаж, производства и т. д., данные которых сводятся в общий бюджет компании.
Руководитель бизнеса выбирает любой метод. При этом он может посоветоваться с финансовым директором, какой метод подойдет больше с учетом специфики бизнеса.
Шаг 5. Проходим все этапы планирования от цели до анализа результата
Определив период и метод планирования, можно приступать непосредственно к планированию.
Этап 1. Ставим цель. Собственник или генеральный директор ставит цель, к которой хочет прийти. Цели бывают разные:
• получить чистую прибыль в размере 100 млн руб.;
• добиться прироста чистой прибыли по сравнению с прошлым годом на 45 %;
• увеличить доходность собственного капитала.
Этап 2. Моделируем будущее. Чтобы цель не осталась целью на бумаге, важно прикинуть на финансовой модели, как компания будет ее достигать. Здесь необходимо выполнить следующие действия:
• собрать информацию о текущей ситуации в компании, статистику за прошлые периоды, данные о рынке и конкурентах;
• составить финансовую модель (таблицу, на которой можно отыграть разные сценарии и посмотреть, как будет меняться прибыль).
Рекомендуем рассмотреть на финансовой модели три варианта развития событий:
• минимум — если реализуются риски и ситуация ухудшится, например сырье подорожает, налоги вырастут вдвое;
• реальный — плюс-минус то, что есть сейчас, все идет своим чередом;
• максимум — реализуем все свои планы, например открываем филиал, резко растем по выручке.
Этап 3. Составляем бюджет. Бюджетирование — этап длинный и трудоемкий. Здесь потребуется учесть немало нюансов и подготовить несколько версий планов, которые будут пересматриваться и корректироваться (рис. 2).
Далее финансовая служба верстает отдельные планы в бюджет и согласовывает его с собственниками или генеральным директором. Согласование не всегда проходит гладко: какие-то расходы нужно будет урезать, какие-то — добавлять и снова пересматривать бюджет.
Только после утверждения бюджета можно переходить от планов к реальности.
Этап 4. Реализуем план. Утвержденный бюджет из предыдущего этапа — это план компании на год с разбивкой по месяцам. Чтобы планы реализовывались, их заранее корректируют. Например, за неделю до начала месяца соответствующий отдел может внести в свой план изменения с учетом текущих обстоятельств, ресурсов.
Реализовать план помогают промежуточные точки контроля, координация, отчеты.
Этап 5. Анализируем результаты. В этом помогает план-фактный анализ: раз в месяц сводят цифры в таблицу с колонками «План» и «Факт», а затем смотрят, насколько план выполнен, попали ли в целевые показатели.
Если в целевые показатели попали, фиксируют, насколько выполнили план, какие действия и факторы в этом помогли. Это важно определить, чтобы потом повторить результат.
Если в целевые показатели не попали, определяют, кто отвечает за доходы или расходы, по которым возникло отклонение. Далее ищут причины отклонений и решают, как их устранить.
Приведем примеры того, как могут выглядеть план и факт в ежемесячных отчетах (табл. 2) и годовом отчете (табл. 3).
Этап 6. Повторяем цикл. Планирование — непрерывный процесс. Собственник бизнеса планирует один месяц, получает результат, анализирует его и с учетом полученного опыта планирует следующий. А потом все циклично повторяется.
При этом планы и действия корректируют так, чтобы добиться точности планирования минимум в 80 %.
ЧАСТЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ
Рассмотрим распространенные ошибки, которые допускают собственники бизнеса при планировании чистой прибыли.
Ошибка 1. Не контролируют доходы и расходы на всех этапах реализации плана. Если, к примеру, следить только за ростом выручки, можно выполнить указанную часть плана, но не заметить, что расходы при этом выросли сильнее и съели всю выручку.
Ошибка 2. Не выделяют центры финансовой ответственности, не назначают ответственных за конкретные сферы и показатели. Если за цель никто не отвечает, она никогда не будет достигнута.
Бывает, что ответственных назначают, а они относятся к плану несерьезно. Работать с этим можно через разделение ответственности с ключевыми сотрудниками. Для этого важно заинтересовать их. Кроме заинтересованности, пригодятся система координаций и привязка премии к результатам.
Ошибка 3. Забывают о непредвиденных расходах. Руководитель, работающий в компании больше года, примерно понимает, что, где и когда у него может пойти не по плану и сколько будет стоить решение вопроса. Так что непредвиденные расходы также можно предвидеть. Для этого нужно знать, что может помешать выполнить план.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прибыль планируют, чтобы сделать бизнес управляемым и более доходным, получать больше дивидендов.
Планирование прибыли включает постановку цели, составление финансовой модели, бюджетирование, воплощение плана в жизнь и анализ результата. Цикл повторяется регулярно.