Cегодня в сфере жилищно-коммунального хозяйства существует целый комплекс проблем: высокий износ жилищного фонда и сетей, их аварийность, рост неуплаты платежей за коммунальные услуги, несоответствующее качество в управлении многоквартирными домами (МКД), отсутствие системы мониторинга управляющих компаний. В таких условиях задача экономиста — обеспечить формирование прозрачной, многогранной отчетности по различным аспектам ЖКХ, которая удовлетворяла бы интересы руководителей управляющих компаний и гражданскую позицию собраний собственников и жильцов. Особенно актуальна отчетность в годовом формате и в преддверии формирования тарифов на 2017 г. Рассмотрим подробно отчет управляющей организации о предоставленных услугах, отчет об исполнении сметы расходов в ТСЖ и другие важные годовые отчеты в сфере ЖКХ.
ОТЧЕТ О ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ УСЛУГАХ
Отчет управляющей организации о предоставленных услугах по обеспечению текущего содержания и ремонта общего имущества в МКД № 17 наглядно показывает, за что конкретно платят жильцы, как изменилась плата в 2016 г. по сравнению с 2015 г.
Перечень услуг в отчете — это фактически предоставленные жильцам услуги, стоимость которых в суммовом выражении должна быть сформирована управляющей компанией на основании данных первичной отчетности.
Перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом:
- пожеланий жильцов (например, по уборке подъездов или устройству освещения придомовой территории);
- условий договора управления многоквартирным домом (какие виды работ компания выполняет самостоятельно, для каких привлекаются подрядные организации);
- наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг;
- наличия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома;
- геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома и других факторов.
Поскольку минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, определен в Постановлении Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (в ред. от 09.07.2016), то можно установить для управляющей компании обязанность представлять отчет в разрезе всего перечня услуг, приведенного в данном документе.
Важная деталь: лучше всего выбрать ключевые услуги, отдельные виды услуг укрупнить и формировать в отчете в наглядной форме.
К СВЕДЕНИЮ
Согласно п. 5 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением № 290, периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством РФ.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством. Например, собранием собственников МКД принято решение, что детскую площадку нужно убирать ежедневно. Следовательно, стоимость такой услуги будет выше по сравнению с тем, если бы управляющая организация выполняла уборку два раза в неделю.
Отчет о предоставленных услугах составлен в форме сравнения 2016 г. с предыдущим отчетным периодом, что позволяет не только провести анализ, но и сделать выводы, увидеть структурные изменения.
Важная деталь: при необходимости отчет можно свернуть и получить сводные показатели, то есть включить в отчет только итоговые строки, выделенные цветом.
Для лучшего понимания обоснованности стоимостных показателей в начале отчета можно привести не только общую площадь жилых помещений, но и дополнительные данные: количество квартир, количество лифтов, среднегодовую численность жильцов, площадь лестничных клеток, площадь подвалов, площадь технического этажа и т. д.
Графа «Стоимость на 1 м2 общей площади (руб. в месяц)» рассчитана делением соответствующего показателя графы «Фактические расходы, всего»:
- на общую площадь жилых помещений (в нашем случае — 10 500 м2);
- на 12 месяцев для круглогодичных услуг или на 6 месяцев для услуг в летний/зимний период (деление на 6 только в разделе 3 «Обеспечение санитарного состояния придомовых территорий»).