ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
План производства — основной документ, на который ориентируется производственное подразделение промышленного предприятия. Производственный план тесно связан с планом продаж.
Основная задача, которая решается при формировании производственного плана, — бесперебойное обеспечение коммерческого отдела изготовленной продукцией. При решении этой задачи план производства должен опираться на принципы организации производственного процесса.
1. Принцип ритмичности в организации производственных процессов —предполагает выпуск в равные промежутки времени одинакового или возрастающего количества продукции и, соответственно, повторение через эти временные промежутки производственного процесса во всех его фазах и операциях. Порядок повторения производственного процесса определяется производственными ритмами:
- ритмом запуска;
- операционными (промежуточными) ритмами;
- ритмами выпуска продукции.
Важная деталь: ведущим является ритм выпуска продукции, так как он обусловлен сформированным бюджетным планом производства продукции.
2. Принцип специализации производственных процессов —заключается в том, что при организации производственного процесса за отдельными цехами, участками и рабочими местами закрепляют изготовление определенной продукции. Углубление специализации подразделений предприятия обеспечивает стабильность выполнения частичных процессов, способствует росту производительности труда.
3. Принцип пропорциональности производственных процессов — выражается в равной пропускной способности всех производственных подразделений предприятия. Несоблюдение этого принципа при организации процесса производства является причиной узких мест и диспропорций на производстве.
4. Принцип параллельности производственных процессов — осуществляется при параллельном (одновременном) выполнении отдельных частей производственного процесса посредством создания широкого фронта работы. Чем шире организован фронт работы, тем короче длительность производственного цикла (при прочих равных условиях).
5. Принцип прямоточности в организации производственных процессов — находит свое выражение в кратчайшем пути прохождения изделия через все стадии и операции производственного процесса, начиная от запуска сырья и материалов в обработку и заканчивая выпуском готовой продукции. В соответствии с этим принципом расположение зданий на территории предприятия, а также размещение в них цехов должно обеспечивать поступательный и кратчайший поток материалов, полуфабрикатов и изделий.
6. Принцип автоматичности производственных процессов — заключается в организации всемерной механизации и автоматизации основных, вспомогательных и обслуживающих процессов. Генеральным направлением здесь является комплексная механизация и автоматизация производства.
7. Принцип непрерывности производственных процессов — понимается как ликвидация или уменьшение перерывов в производстве данного изделия.
Большая часть указанных принципов связана с внутренней организацией производственного процесса. Исключение составляет принцип ритмичности, так как его выполнение зависит от плана продаж, особенно если объем реализации подвержен влиянию сезонности.
Замечания
- Сезонность — регулярное отклонение продаж товара от среднестатистических значений.
- Ритмичность производства — планомерно повторяющееся выполнение на каждом рабочем месте или в подразделении предприятия одинакового или возрастающего объема работ, конкретное содержание которых определяется производственной программой.
С одной стороны, план производства должен обеспечить равномерную (ритмичную) загрузку производства, с другой — обеспечить отдел продаж товаром, спрос на который может значительно отклоняться от средних значений. Когда речь идет о реализации сезонного товара, то план его производства должен рассматриваться в целом от одного сезона до другого.
Пример формирования плана производства сезонного товара
Сформируем бюджет продаж (табл. 1). Итоговые данные по продажам продукции по каждому месяцу отразим графически (рис. 1).
График наглядно показывает, что существует ярко выраженная сезонность в реализации товара. Пик реализации товара приходится на июль (5380 шт.). Меньше всего реализовано товара в январе (805 шт.). Отклонение от среднегодовой реализации (3235 шт.) составляет –75 % в январе и +66 % в июле.
Составим план производства, приняв за основу среднегодовой план продаж в 3235 шт. (табл. 2).
Теперь остается выяснить, обеспечивает ли такой план производства потребность в продукции на период сезонного роста продаж. Для этого рассмотрим данные табл. 3 по остаткам товара при плане производства, рассчитанном в объеме среднемесячной реализации.
Как видно из табл. 3, по отдельным позициям дефицит товара начинается в августе и становится тотальным в сентябре. Очевидно следующее: если ежемесячно выпускать среднемесячный объем реализации в размере 3235 шт., то коммерческий отдел не будет в полной мере обеспечен готовой продукцией.
Часть объема производства с октября, ноября и декабря нужно перекинуть на начало года, чтобы накопить остатки товара на складах и пройти пик сезона. Таким образом, необходимо найти некий объем производства, выйдя на который можно полностью обеспечить потребность коммерческого отдела. При этом производство должно быть загружено по возможности равномерно.
Перераспределять объем будем с помощью коэффициента распределения сезонности производства (Крсп). Если сезонность отсутствует, то коэффициент распределения сезонности производства в каждом месяце равен 8,33 % (100 % / 12 мес.). Результаты этого варианта отражены в табл. 2 и 3.
Рассчитаем вариант, при котором коэффициент распределения сезонности составляет:
- в январе — 8 % (среднее значение);
- в период с февраля по сентябрь — 9 % (выше среднего);
- в октябре и ноябре — 8 %;
- в декабре — 4 % (ниже среднего).
Результаты представлены в табл. 4 и 5.
Как видно из табл. 5, потребность коммерческого отдела обеспечена полностью, на складах нет дефицита товара (в то же время производство в течение года загружено равномерно).
Падение объемов в декабре следует использовать для технического обслуживания оборудования, ремонта и подготовки производства к новому сезону.
Общие данные по движению продукции представлены в табл. 6 и на графике (рис. 2).
ПОДВОДИМ ИТОГИ
При планировании производства сезонного товара нужно удовлетворить потребности покупателей и обеспечить ритмичность производства. Данная цель может быть достигнута, если планировать производство за большой промежуток времени, который включает как периоды сезона, так и межсезонный интервал.
Один из методов бесперебойного обеспечения производства — накопление остатков товара перед пиком сезона.
При ярко выраженной сезонности необходимо перераспределять объемы производства с послесезонного на предсезонный период.