Экспресс-анализ финансового состояния можно провести в режиме ограниченного времени, поскольку для такого анализа не нужны предварительные, специально выполненные расчеты. Значительную долю расчетов можно выполнить, имея только формы бухгалтерской отчетности на определенные даты. Это дает возможность получить оперативную информацию о финансовом состоянии компании в конце отчетного года. В статье расскажем о порядке проведения экспресс-анализа на примере конкретной производственной компании.
ЦЕЛЬ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА
Систематический финансовый анализ состояния компании является составной частью работы ее экономического отдела. Анализ финансового состояния — важная составляющая эффективного управления финансами. Такой анализ позволяет:
• оценить ликвидность, финансовую устойчивость, рентабельность и деловую активность по итогам отчетного анализируемого периода;
• выявить основные проблемы и предложить пути их решения.
Расчеты по финансовому анализу требуют различных трудозатрат. Все зависит от объема и состава показателя выручки, наличия инвестиций, заемного капитала, установленных правил управленческой отчетности.
Сегодня есть много методик финансового анализа. Все они укладываются в общую схему, которая включает анализ:
• имущества и источников его формирования;
• ликвидности и платежеспособности;
• финансовой устойчивости;
• финансовых результатов деятельности;
• рентабельности и деловой активности.
Финансовый анализ можно проводить внепланово (например, нужна оперативная информация для инвестора, учредителя, кредитора или контрагента по крупной сделке).
Чаще всего финансовые расчеты проводят перед окончанием финансового года. Ведь уже есть финансовая картина текущего года и возможность произвести в нем оперативные финансовые операции для оптимизации итоговых расчетов на 31 декабря.
При «предновогоднем» расчете финансового состояния компании финансисту поможет применение методов экспресс-анализа. Он получит оперативную информацию, которая позволит принимать решения в короткие сроки. Чтобы использовать в данном случае экспресс-анализ, нужно понимать, чем он отличается от классического финансового анализа.
Классический финансовый анализ
В ходе финансового анализа изучают основные показатели, коэффициенты, которые позволяют объективно оценить не только текущее финансовое состояние организации, но и ее возможности, перспективы в будущем.
На основании результатов анализа можно правильно выстроить стратегию развития, улучшить механизм управления активами и привлеченными средствами компании.
Пользователи результатов финансового анализа:
- менеджеры и руководители предприятия;
- работники предприятия;
- акционеры и собственники бизнеса;
- покупатели и заказчики;
- поставщики и подрядчики;
- инвесторы;
- арбитражные управляющие;
- налоговые органы.
Главным источником информации для проведения финансового анализа является бухгалтерская отчетность компании:
- Бухгалтерский баланс (далее — Баланс);
- Отчет о финансовых результатах.
Для более глубокого анализа часто используют иные формы отчетности, которые составляют по итогам года:
- отчет о движении денежных средств;
- отчет об изменениях капитала.
Для проведения полного анализа необходимо:
- построить взаимосвязанные аналитические таблицы;
- подробно проанализировать статьи баланса;
- провести факторный анализ изменения показателей финансового состояния.
Экспресс-анализ финансовой отчетности
Экспресс-анализ дает возможность получить оперативную оценку финансового благополучия и динамики развития компании.
Основное преимущество экспресс-анализа перед классическим — короткие сроки проведения. Он может занять от нескольких часов до двух дней. За это время пользователь может сделать общие выводы без сложных расчетов и детализированной информационной базы. То есть при этом не используется углубленный анализ финансового состояния компании на основе данных финансовой отчетности, аналитического бухгалтерского и управленческого учета.
Результаты экспресс-анализа финансовой отчетности могут быть интересны как внутренним, так и внешним пользователям.
Внутренние пользователи — специалисты функциональных подразделений, менеджеры среднего звена, высшее руководство. Руководителям результаты анализа нужны, чтобы грамотно оценить деятельность компании и подготовить решения о корректировке финансовой политики.
Внешние пользователи — партнеры, инвесторы и кредиторы. Этим пользователям информация понадобится для принятия решений о реализации конкретных планов в отношении данной компании. Это могут быть решения о приобретении, инвестировании, заключении длительных контрактов.
Экспресс-анализ позволяет внешним пользователям оценить:
- выгодность и надежность сотрудничества с компанией;
- способность компании своевременно погашать свои обязательства, обеспечивать эффективное использование инвестированных средств.
Использование экспресс-анализа не ущемляет информационные интересы пользователей. При правильном обращении с цифрами сводных финансовых отчетов и продуманной методологии экспресс-анализ финансовой отчетности может дать комплексный срез состояния компании. Это крайне важно для принятия серьезных управленческих решений.
ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА
Методики экспресс-анализа могут включать:
- анализ ликвидности и платежеспособности предприятия;
- анализ структуры имущества и вложенных в него средств;
- анализ оборачиваемости оборотных средств;
- анализ деловой активности и эффективности управления.
В статье мы рассмотрим следующие методики экспресс-анализа:
- анализ вертикальных и горизонтальных изменений статей бухгалтерской отчетности;
- анализ ликвидности компании на основе данных бухгалтерской отчетности;
- анализ рентабельности компании на основе данных бухгалтерской отчетности.
Расчет этих показателей не требует долгих подготовительных действий по расчетам, дает ответ о текущем положении дел в компании.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Бухгалтерскую отчетность можно составлять не только на конец квартала или года, но и на любую требуемую отчетную дату для расчетов. Главное условие: в учете должны быть отражены все первичные документы и закончены все финансовые расчеты, которые относятся к отчетному периоду.
Выбор направления и соответствующей методики экспресс-анализа зависит от пользователей и конечной цели, которую преследует компания.
Если цель экспресс-анализа — получить укрупненные показатели, можно составить свернутый аналитический баланс. Этот баланс формируют путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей, что повышает его наглядность. На базе такого баланса рассчитывают большинство показателей оценки.
Далее необходимо получить информацию о качественных изменениях в структуре средств предприятия и их источников, а также об их динамике. Это возможно с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.
Анализ вертикальных и горизонтальных изменений статей бухгалтерской отчетности
Горизонтальный анализ (анализ динамики) заключается в сравнении показателей финансовой отчетности с показателями предыдущих периодов. При этом выявляют и анализируют резкие изменения статей баланса в динамике и сравниваются изменения разных статей отчетности.
Вертикальный анализ проводят, чтобы выявить удельный вес отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и сравнить результат с данными предыдущего периода.
Прежде чем начать эту часть экспресс-анализа, необходимо выявить наличие «слабых» статей:
- «Непокрытые убытки прошлых лет»;
- «Непокрытый убыток отчетного года»;
- «Кредиты и займы, не погашенные в срок»;
- «Кредиторская задолженность просроченная»;
- «Векселя выданные, просроченные».
Эти статьи могут присутствовать в балансах не только убыточных, но рентабельных компаний. Степень риска зависит от соотношения удельных величин данных статей в валюте баланса.
Присутствие «слабых» статей в балансе свидетельствует о том, что у компании есть проблемы с контрагентами и определенные недостатки, которые могут существенно отразиться на ее финансовом положении.