Когда руководство компании принимает решение о запуске нового вида бизнеса, важно организовать достоверный учет финансового результата по этому виду, чтобы понимать, насколько он экономически выгоден. Практически всегда при реализации этой задачи возникает необходимость реорганизации управленческого учета для корректного отнесения затрат на каждый из видов бизнеса компании. Некоторые компании идут по наиболее легкому пути, относя на виды бизнеса только прямые затраты и распределяя между ними общие косвенные затраты по выбранной базе распределения. Однако результаты такого подхода к расчету финансового результата оставляют желать лучшего в плане корректности данных и не позволяют принять обоснованное решение о выгодности развития нового вида бизнеса. В статье рассмотрим, как достичь точности расчета финансового результата по новым видам деятельности за счет организации управленческого учета затрат в соответствии с фактической структурой бизнес-процессов компании.
МЕТОДОЛОГИЯ РАСЧЕТА ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА НОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Если компания ведет несколько видов деятельности, то расход ресурсов на каждый из них зависит прежде всего от структуры бизнес-процессов, связанных с конкретными видами бизнеса и общими вопросами обеспечения и управления деятельностью компании.
Поэтому перед реорганизацией управленческого учета нужно обновить структуру бизнес-процессов, чтобы обеспечить корректный расчет финансового результата нового вида деятельности.
Возьмем для примера производственную компанию, имеющую два вида деятельности: выпуск напитков и кулинарных изделий.
Руководство компании приняло решение о запуске нового вида деятельности по производству овощной консервации. Это решение должно быть отражено в структуре бизнес-процессов компании следующим образом:
• в службу закупок принимают два дополнительных менеджера, отвечающих за обеспечение сырьем и материалами нового направления деятельности;
• транспортный цех не планирует выделять отдельный транспорт для доставки сырья и материалов нового направления деятельности;
• овощные консервы будут выпускать в отдельном производственном цехе;
• чтобы обеспечить выпуск овощных консервов, компания принимает в штат дополнительного технолога;
• производственные службы не будут создавать отдельное подразделение для обеспечения выпуска нового вида продукции;
• общепроизводственные службы будут обеспечивать производство каждого из трех видов продукции;
• под хранение сырья и материалов для выпуска овощной консервации будут выделены отдельные складские помещения;
• для хранения готовой продукции нового вида деятельности будут выделены отдельные складские помещения;
• для реализации овощной консервации компания примет двух дополнительных менеджеров по продажам;
• отдел маркетинга будет продвигать все три вида продукции на рынках сбыта;
• транспортный цех не планирует выделять отдельные единицы транспорта для доставки овощной консервации покупателям;
• общехозяйственные службы не планируют выделять отдельные подразделения для обеспечения нового вида деятельности;
• администрация и финансовая служба будут управлять всеми тремя видами деятельности компании.
Обновленная структура бизнес-процессов данной компании отражена в табл. 1.
На основании обновленной структуры бизнес-процессов можно приступить к формированию алгоритма расчета финансового результата по каждому из видов деятельности компании, включая новое производство овощных консервов.