В статье представлен вариант формирования отчета об оценке рентабельности компании, с помощью которого можно проконтролировать эффективность капитала, имущества и бизнес-процессов, отследить отклонение показателей от нормативных значений и своевременно разработать корректирующие мероприятия. Данный отчет пригодится финансовым, коммерческим службам, которые без труда смогут посчитать, сколько приносит компании ее деятельность на рубль всех затрат. К статье в «Сервисе форм» (код доступа — на с. 1) прилагается шаблон отчета, который можно использовать в своей работе, подставив необходимые данные.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ
Рентабельность — относительная величина, которая характеризует доходность, отдачу от ресурсов и капитала компании. Рентабельность показывает, сколько прибыли получает компания с каждого рубля, вложенного в активы или производственные затраты, сколько прибыли приносит каждый рубль собственного или привлеченного капитала.
Рентабельность компании можно определить в пять этапов.
ЭТАП 1. Делим показатели рентабельности на группы.
Показатели, используемые для оценки рентабельности компании, можно разделить на следующие группы:
• «Рентабельность активов» — показывает, сколько прибыли получает компания с каждого рубля, который она потратила на имущество в целом и его отдельные виды — оборотные и внеоборотные средства, производственные фонды, финансовые вложения;
• «Рентабельность капитала» — показывает отдачу на 1 руб. собственных и заемных средств, эффективность их использования с точки зрения акционеров и потенциальных инвесторов, позволяет сравнить доходность разных бизнесов, выбрать выгодный вариант. Отрицательная рентабельность капитала говорит о том, что владельцы и кредиторы компании несут убытки;
• «Рентабельность продаж» — показывает, сколько прибыли принес предприятию каждый рубль выручки в анализируемом периоде. Используя в расчетах EBITDA, валовую, маржинальную и другие виды прибыли, получают несколько коэффициентов рентабельности. Каждый из них показывает, сколько средств остается у компании за вычетом очередных затрат: производственной себестоимости, операционных расходов, процентов по кредитам, налогов;
• «Рентабельность затрат» — отражает прибыль на каждый рубль, потраченный компанией на выпуск и реализацию продукции. Чтобы оценить отдачу от ресурсов, соотносят полученную прибыль с расходами, которые ее генерировали. Например, валовую — с себестоимостью выпуска, операционную — с полной себестоимостью.
ЭТАП 2. Выделяем свои показатели рентабельности из каждой группы.
Определив группы показателей, в рамках каждой группы выделяем отдельные показатели, необходимые для анализа рентабельности конкретной компании.
В группе «Рентабельность активов» выделяем следующие показатели:
• рентабельность активов по чистой прибыли (ROA) — показывает, сколько процентов чистой прибыли приносят компании ее активы, характеризует отдачу от всего имущества компании. Коэффициент рассчитывают по чистой прибыли, поэтому он учитывает стоимость заемного финансирования и структуру капитала;
• рентабельность оборотных или текущих активов (ROCA) — показывает отдачу с 1 руб., который компания инвестировала в запасы, «дебиторку», финансовые вложения и прочие оборотные активы, характеризует эффективность использования рабочего капитала;
• рентабельность производственных фондов (Рпф) — показывает, сколько прибыли получает компания с каждого рубля, потраченного на основные средства, нематериальные активы и запасы. От рентабельности всех активов показатель отличается тем, что характеризует доходность только средств, которые участвуют в производственном процессе.
Указанные показатели оценки рентабельности активов и формулы их расчета представлены в табл. 1.
В группе «Рентабельность капитала» выделяем следующие показатели:
• рентабельность собственного капитала (ROE) — показывает, сколько чистой прибыли приносит собственникам 1 руб., вложенный в бизнес;
• рентабельность инвестированного капитала (ROIC), или рентабельность капитала (ROC) — показывает, сколько прибыли приносит предприятию 1 руб. собственных и долгосрочных заемных средств. Рентабельность инвестированного капитала — обобщающий показатель, учитывает эффективность продаж, работу с поставщиками и покупателями.