ПОНЯТИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством). Другими словами, готовая продукция — это изделия и продукты, прошедшие все стадии производственного процесса, принятые отделом технического контроля, готовые к отгрузке заказчику.
Для бухгалтерского учета продукция считается реализованной после отгрузки покупателю или заказчику.
Выпуск и реализация готовой продукции характеризуют деятельность предприятия в целом и обеспечение спроса потребителей. Факт реализации готовой продукции — это конечный результат всего цикла деятельности предприятия, который способствует получению прибыли.
В качестве источников информации для учета и анализа готовой продукции используются данные бухгалтерской отчетности (Отчета о финансовых результатах, Книги покупок и др.).
Основные задачи учета и анализа готовой продукции:
- контроль за корректным и оперативным документальным оформлением готовой продукции;
- контроль за уровнем запаса готовой продукции на складах;
- оперативное выявление излишков готовой продукции на складах;
- контроль за исполнением условий договоров поставки и своевременной оплатой товаров (работ, услуг) заказчиками;
- оценка финансовых результатов от реализации готовой продукции;
- контроль за исполнением плана производства согласно заявкам и договорам заказчиков.
Учет и анализ готовой продукции регламентируются на законодательном уровне:
- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете»;
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 24.12.2010, с изм. от 08.07.2016; далее — Положение № 34н);
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (в ред. от 08.11.2010);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Учет движения готовой продукции предназначен для оперативного контроля за количеством готовой продукции по наименованиям, типу и месту хранения. Как правило, для хранения готовой продукции создаются специальные склады. Приемом, хранением, учетом и сдачей готовой продукции занимаются ответственные за это лица (заведующие складом, кладовщики и др.).
Учет движения готовой продукции ведется в натуральных и стоимостных показателях и состоит из двух этапов:
1) сдача из цеха-производителя на склад хранения готовой продукции;
2) отпуск готовой продукции из склада хранения заказчику (покупателю).
Важная деталь: готовая продукция сдается на склад под отчет материально ответственному лицу.
Сдача готовой продукции из производства на склад оформляется приемо-сдаточными накладными (табл. 1), актами, спецификациями и другими аналогичными документами. В них указывают:
- наименование или номер цеха, сдающего готовую продукцию;
- наименование или номер склада готовой продукции;
- наименование, номенклатурный номер и количество готовой продукции.
Указанные документы обычно оформляют в двух экземплярах: один предназначен для цеха — сдатчика готовой продукции, другой — для склада, принимающего продукцию.
Таблица 1. Приемо-сдаточная накладная на готовую продукцию |
||||
№ п/п |
Наименование продукции |
Номенклатурный номер |
Количество, ед. |
Вес, кг |
1 |
Стул |
001 |
1 |
7,3 |
2 |
Стул |
002 |
1 |
7,4 |
3 |
Стол |
003 |
1 |
24,7 |
4 |
Стол |
004 |
1 |
25,3 |
5 |
Стул |
005 |
1 |
7,9 |
Отпуск готовой продукции со склада заказчику или покупателю осуществляется по накладной (например, по форме № М-15 «Накладная на отгрузку материалов на сторону») или приказу на отгрузку.
Готовую продукцию отгружают заказчику в соответствии с условиями и сроками договоров поставки. Если по условиям договора отправка осуществляется за счет производителя, то дополнительно оформляются транспортные накладные, в случае транспортировки автомобильным транспортом — товарно-транспортные накладные.
На основании накладных на отгрузку готовой продукции или других первичных учетных документов, закрепленных в учетной политике, предприятие выписывает счета-фактуры, которые передаются заказчику. Кроме того, с заказчиком оформляют акты приемки-сдачи работ. В них указывают количество и цену продукции, фиксируют отсутствие претензий заказчика к качеству товара.
Для лучшего контроля за приходом и расходом готовой продукции следует оформлять карточки складского учета (табл. 2). В этих документах будет отображаться информация о поступлении готовых изделий со склада и отпуске их на сторону, а также об остатках готовой продукции на складе.
Таблица 2. Карточка учета готовой продукции (стул — номенклатурный номер 001) |
||||||||
№ п/п |
Дата записи |
Номер документа-основания |
От кого получено/кому отпущено |
Учетная единица выпуска продукции |
Приход |
Расход |
Остаток |
Подпись |
1 |
01.12.2016 |
001 |
Склад № 1 |
ед. |
10 |
— |
10 |
|
2 |
02.12.2016 |
002 |
ООО «Бета» |
ед. |
— |
5 |
5 |
|
3 |
07.12.2016 |
003 |
Склад № 1 |
ед. |
10 |
— |
15 |
|
4 |
07.12.2016 |
004 |
ООО «Гамма» |
ед. |
— |
2 |
13 |
|
5 |
07.12.2016 |
005 |
ООО «Омега» |
ед. |
— |
11 |
2 |
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Чтобы обеспечить достоверность данных бухгалтерского и складского учета, предприятия обязаны проводить инвентаризацию готовой продукции. В ходе инвентаризации устанавливают наличие товара, его количество, состояние и качество.
Важная деталь: порядок проведения и периодичность определяет руководитель предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
В соответствии с п. 27 Положения № 34н проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.