Диагностика и анализ существующих систем бюджетного управления показывают, что некоторые системы низкоэффективны, чтобы обеспечить достижение целей предприятия. Под эффективностью в данном случае понимают степень реализации финансовых, маркетинговых, производственных и других целей организации.
По мнению многих топ-менеджеров, бюджетирование не способствует внедрению изменений в компании, ограничивает ее развитие. Основная причина — отсутствие связи между стратегическим и тактическим (бюджетным) уровнями управления, интеграции стратегии и бюджетов, поддержки процесса реализации стратегии финансовыми ресурсами. Чтобы устранить эту причину, на этапе годового планирования нужно увязать стратегию и бюджеты, то есть внедрить стратегически ориентированное бюджетное планирование.
Опыт показывает, что качество бюджетного планирования повышает процесс интеграции. Это происходит за счет перехода от процессного мышления к результативному. Например, средства выделяются не на функцию «маркетинг», а на обеспечение конкретного результата — увеличение продаж новым клиентам. Происходит более глубокая проработка логики планов, выстраивается четкая цепочка: цели — действия — ресурсы — результат.
Интеграция стратегии и бюджетирования начинается с построения стратегических карт. Стратегические карты — форма представления стратегии компании в виде сгруппированных стратегических целей и задач.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КАРТ
Стратегия в какой-либо форме существует у каждой организации. Вместе с тем любая попытка формализовать, представить стратегию в виде стратегических карт выявляет различия в ее понимании, появляются разногласия.
Чтобы избежать таких проблем, рассмотрим пошаговый алгоритм построения стратегических карт. Сделаем это на примере условной производственно-торговой компании «Коробочка», которая производит одноразовую пластиковую посуду.
Шаг 1
Разрабатываем архитектуру стратегических карт.
Определяем необходимые направления или перспективы деятельности, по которым будут группироваться стратегические цели. Выбираем направления «Финансы», «Рынок и клиенты», «Бизнес-процессы», «Инвестиции» (см. рисунок).
Направление «Рынок и клиенты» включает следующие разделы: «Рынок», «Клиенты», «Продукты», «Услуги», «Поставщики», «Имидж».
Направление «Бизнес-процессы» содержит разделы, соответствующие основным внутренним бизнес-процессам: «Управление маркетингом», «Управление продажами», «Управление производством и складом», «Управление закупками», «Управление транспортной логистикой», «Управление персоналом».
Направление «Инвестиции» содержит разделы, отражающие инвестиции в материальные и нематериальные активы: «Человеческий капитал», «Организационный капитал», «Информационный капитал», «Материальные активы».
Архитектура стратегических карт задает логику дальнейшего анализа причинно-следственных связей между целями и их балансировки. Чтобы получить финансовый результат, нужно знать:
- рынок, на котором предприятие будет продавать свою продукцию;
- целевую категорию клиентов на этом рынке;
- ключевые продукты и услуги;
- имидж, который будет создавать компания (путь 1).
Достичь целей по направлению «Рынок и клиенты» невозможно без изменения внутренних процессов (путь 2).
Для достижения финансовых целей при реализации финансовой стратегии роста эффективности нужно оптимизировать внутренние бизнес-процессы (путь 3).
Изменить внутренние процессы можно только за счет инвестиций в материальные и нематериальные активы компании (путь 4).
Шаг 2
Определяем задачи для достижения финансовой цели компании.
На данном этапе определяем и формулируем задачи, решение которых приведет к достижению основной цели. Задачи распределяются по направлениям.
Замечания
- Задачи формулируют в глагольной форме: повысить, сократить, увеличить и т. д. Это нужно, чтобы понимать вектор направленности изменений.
- Задачи не должны подменяться действиями. Например, внедрить 1С — действие, повысить степень автоматизации труда бухгалтерии — задача.
- Необходимо отслеживать стратегическую значимость задач, не опускаться на операционный уровень. Задачи не должны подменяться регулярно исполняемыми функциями.
- Задач не должно быть много, иначе рассеивается фокусировка стратегии.
Для удобства использования все задачи представлены в табличной форме по разработанному шаблону (см. табл. 1 в «Сервисе форм»).
Фрагмент разработанной стратегической карты приведен в табл. 2.
Таблица 2. Стратегическая карта развития ООО «Коробочка» на 2019 г. |
|||
Направление |
Раздел |
Задача |
Код задачи |
Финансы |
Ф |
||
|
Долгосрочная финансовая цель |
Ф1 |
|
|
|
Максимизировать ценность бизнеса для собственников |
Ф1.1 |
|
Стратегия эффективности |
Ф2 |
|
|
|
Повысить рентабельность бизнеса |
Ф2.1 |
Оптимизировать затраты |
Ф2.2 |
||
|
Стратегия роста |
Ф3 |
|
|
|
Увеличить операционный денежный поток |
Ф3.1 |
Рынок и клиенты |
РК |
||
|
Рынок |
|
РК1 |
|
|
Расширить присутствие на рынке стран СНГ |
РК1.1 |
Сохранить объем продаж на российском рынке |
РК1.2 |
||
|
Клиенты |
|
РК2 |
|
|
Увеличить объем продаж в секторе В2В |
РК2.1 |
Повысить степень удовлетворенности клиентов за счет сокращения сроков формирования и исполнения заказов по производству продукции |
РК2.2 |
||
|
Продукты |
|
РК3 |
|
|
Расширить линейку упаковки для продуктов длительного хранения |
РК3.1 |
|
Услуги |
|
РК4 |
|
|
Повысить качество и диапазон сервисного обслуживания клиентов |
РК4.1 |
|
Поставщики |
|
РК5 |
|
|
Выстроить долгосрочные отношения с поставщиками |
РК5.1 |
|
Имидж |
|
РК6 |
|
|
Повысить имидж надежного поставщика качественной продукции и сервиса |
РК6.1 |
Внутренние бизнес-процессы |
ВБП |
||
|
Управление маркетингом |
ВБП1 |
|
|
|
Развивать интернет-продажи |
ВБП1.1 |
|
Управление продажами |
ВБП2 |
|
|
|
Сократить время оформления заказов |
ВБП2.1 |
|
Управление производством и складом |
ВБП3 |
|
|
|
Соблюдать нормы расхода сырья |
ВБП3.1 |
Сократить простои производства |
ВБП3.2 |
||
|
Управление закупками |
ВБП4 |
|
|
|
Обеспечить стабильность закупочных цен |
ВБП4.1 |
|
Управление транспортной логистикой |
ВБП5 |
|
|
|
Оптимизировать маршруты доставки продукции |
ВБП5.1 |
|
Управление персоналом |
ВБП6 |
|
|
|
Повышать приверженность сотрудников к компании |
ВБП6.1 |
Снизить текучесть производственного персонала |
ВБП6.2 |
||
Инвестиции в рост и развитие |
ИРР |
||
|
Человеческий капитал |
ИРР1 |
|
|
|
Повышать уровень профессионализма сотрудников |
ИРР1.1 |
|
Организационный капитал |
ИРР2 |
|
|
|
Внедрить проектное управление |
ИИР2.1 |
|
Информационный капитал |
ИИР3 |
|
|
|
Разработать и внедрить мобильные приложения для формирования и отслеживания заказов клиентов |
ИРР3.1 |
Внедрить производственный учет движения материалов и работы оборудования |
ИРР3.2 |
||
|
Материальные активы |
ИРР4 |
|
|
|
Внедрить систему очистки воздуха в производственных помещениях |
ИРР4.1 |
Шаг 3
Устанавливаем и проверяем причинно-следственные связи между финансовыми целями и задачами, балансируем задачи.
Все задачи из разных направлений должны быть логически связаны между собой. Не должно быть ни одной задачи, не связанной с другой. Например, для выполнения финансовой задачи Ф2.2 «Оптимизировать затраты» реализуются следующие задачи:
- ВБП2.1 «Сократить время оформления заказов»;
- ВБП3.1 «Соблюдать нормы расхода сырья»;
- ВБП3.2 «Сократить простои производства».
Выполнение задачи по сокращению оформления заказов поддерживается инвестициями в информационный капитал ИРР3.1 «Разработать и внедрить мобильные приложения для формирования и отслеживания заказов клиентов».
Выполнение задач «Соблюдать нормы расхода сырья» и «Сократить простои производства» поддерживается инвестиционной задачей ИРР3.2 «Внедрить производственный учет движения материалов и работы оборудования».
Важный момент: задачи, которые не ложатся в логические цепочки, нужно исключить или достроить логическую связь.