СТРУКТУРА БЮДЖЕТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Бюджеты решают задачи распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия исходя из его стратегических целей. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности организации. В связи с этим бюджеты формируют в рамках оперативного планирования.
С помощью бюджетов можно решить следующие задачи:
• обеспечить прогнозирование и текущее (оперативное) планирование конкретными количественными характеристиками;
• обеспечить согласованность и координацию деятельности подразделений предприятия в процессе исполнения бюджетов;
• обосновать эффективность затрат предприятия;
• создать информационную базу для контроля и оценки выполнения планов предприятия;
• исполнить требования законов по фискальным платежам и контрактов с контрагентами.
Разработка и внедрение бюджетов связаны с трудовыми и временными затратами, однако выгоды, получаемые за счет качественно составленных бюджетов и контроля за их исполнением, окупают их с излишком.
Бюджеты составляют как для структурных подразделений, так и для компании в целом. Состав и структура бюджетов индивидуальны для каждого предприятия, так как строятся на основе сформированной бизнес-модели компании и специфики ее бизнес-процессов.
Все бюджеты можно разделить на две группы:
- функциональные (операционные) бюджеты;
- финансовые бюджеты (мастер-бюджеты).
Примерный перечень функциональных бюджетов производственного предприятия:
• бюджет продаж;
• бюджет производства;
• бюджет производственных запасов;
• бюджет прямых затрат на материалы;
• бюджет прямых затрат на оплату труда;
• бюджет производственных накладных расходов;
• бюджет управленческих расходов;
• бюджет коммерческих расходов;
• бюджет капитальных вложений (инвестиций).
К числу финансовых бюджетов относят:
• бюджет доходов и расходов;
• бюджет движения денежных средств;
• прогнозный (управленческий) баланс.
Бюджеты разрабатывают в последовательности, установленной бюджетным регламентом компании. Логическая последовательность разработки бюджетов зависит от их состава. Бюджеты можно формировать параллельно и от бюджета к бюджету (последовательно).
Модель, отражающая последовательность разработки бюджетов, представлена на рисунке.
ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
Рассмотрим особенности функциональных (операционных) бюджетов.
Бюджет продаж
Процесс бюджетирования начинается с составления бюджета продаж. Бюджет продаж — функциональный (операционный) бюджет, который содержит информацию о запланированном объеме продаж, ценах и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции.
Качество формирования бюджета продаж влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании в целом. Ключевые вопросы, на которые нужно ответить при построении бюджета продаж:
• какую продукцию производить и (или) реализовывать;
• в каких объемах продукция будет реализована (с разбивкой на конкретные промежутки времени);
• какую установить цену продукции;
• какую систему оплаты продукции использовать во взаимоотношениях с покупателями.
Виды платежей, которые можно использовать для оплаты реализованной покупателям продукции: предоплата, оплата по факту получения продукции, продажа товара в кредит (с временной отсрочкой платежа).
По результатам анализа предыдущих периодов работы и условий заключенных контрактов по срокам оплаты продукции необходимо сформировать аналитическую информацию о графике оплаты продукции и поступлении денежных средств от покупателей.
Бюджет продаж составлен правильно, если:
• отражает месячный и квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях в разрезе каждого вида продукции или их групп;
• составлен с учетом спроса на продукцию, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов и других необходимых для управления аналитик;
• показывает ожидаемый денежный поток от продаж, который будет включен в доходную часть бюджета движения денежных средств с учетом графика оплаты продукции.
Бюджет коммерческих расходов
Бюджет продаж служит отправной точкой для составления всех остальных бюджетов. Особенно это касается бюджета коммерческих расходов. Связь показателей бюджета продаж и бюджета коммерческих расходов определяют следующие факторы:
• величина коммерческих расходов прямо соотносится с объемом продаж;
• повышение или снижение показателя объема продаж зависит от размера финансирования мероприятий по стимулированию сбыта;
• большинство затрат на сбыт планируют в процентном отношении к объему реализации на основе анализа прошлых периодов (величина этого отношения зависит от стадии жизненного цикла товара);
• коммерческие расходы классифицируют и группируют по многим критериям в зависимости от сегментации рынка;
• значительную часть затрат на сбыт составляют затраты на продвижение товара, что определяет приоритеты в формировании коммерческих расходов;
• в бюджет коммерческих расходов включают расходы по хранению, страховке и складированию продукции с учетом условий заключенных договоров.
Бюджет производства
Бюджет производства — это производственная программа, которая определяет запланированные номенклатуру и объем производства продукции в бюджетном периоде в натуральных показателях. Данный бюджет учитывает имеющиеся производственные мощности, увеличение или уменьшение производственных запасов, величину внешних закупок.
Планируемый объем выпуска продукции определяют в следующем порядке: планируемый объем продаж увеличивают на нормативный запас продукции на конец периода и уменьшают на фактические запасы готовой продукции на начало периода.
При расчете нормативного размера запаса готовой продукции на конец периода необходимо учитывать следующее:
• большой запас продукции поможет отреагировать на перебои с поставкой сырья и непредвиденные изменения спроса;
• оборотные средства, находящиеся в запасах готовой продукции, замедляют оборот и не приносят дохода.
В данном случае нужно определить золотую середину и установить оптимальный размер запаса готовой продукции.