Отдаем журнал бесплатно!

Ключевые моменты планирования бюджета доходов и расходов

 

Вы узнаете

Как сформировать показатели выручки и себестоимости продаж

Откуда получить значения расходов на основное производство, управленческих и коммерческих расходов

Где взять данные о прочих доходах и расходах, величине налога на прибыль

Как в результате расчета всех показателей сложится чистая прибыль/убыток компании

 

Бюджет доходов и расходов — один из важнейших финансовых отчетов, так как он аккумулирует в себе основные показатели финансово-хозяйственной деятельности компании. В статье рассмотрим ключевые моменты, связанные с формированием данного отчета.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ВЫРУЧКИ

Прогнозные показатели финансовой деятельности компании отражаются в Бюджете доходов и расходов (БДР), фактические значения формируют Отчет о финансовых результатах (ОФР). Структура прогнозной формы может отличаться от структуры ОФР, но в целом суть построения бюджета будет соответствовать отчету.

Плановые показатели могут формироваться на основе вспомогательных расчетов, имеющихся финансовых данных, без построения вспомогательных бюджетных форм. В то же время данные в Бюджете доходов и расходов могут быть просто перенесены из других финансовых бюджетов, содержащих подробные прогнозы в отношении финансовых элементов, входящих в БДР.

Если в отношении отдельных финансовых показателей формируются самостоятельные бюджеты, то чаще всего их подготавливают на основе расчета имеющихся производственных мощностей, скорректированных на уровень спроса.

 

 

Формировать показатель «Выручка» в Бюджете доходов и расходов можно разными способами. Рассмотрим четыре способа планирования данного показателя.

 

Способ 1. Плановую выручку можно определить по историческим данным прошлых лет, скорректированным на прогнозный уровень роста/снижения.

 

ООО «Ребус» имеет исторические показатели выручки за 5 лет. Последние три года выручка фактически не меняется. Нет оснований предполагать какие-либо изменения выручки и в будущем периоде. В то же время финансисты оценили инфляционные ожидания на будущий год в размере 5,6 % роста. На основании этого был определен следующий показатель прогнозной выручки (табл. 1).

Фактический итог 2022 г. был скорректирован на заложенный уровень роста инфляции (5,6 %), что дало прогнозный показатель на 2023 г. в размере 45 505 тыс. руб.

 

Корректировочный индекс можно определять субъективным, экспертным путем или брать статистические данные об инфляции.

Корректироваться может как общий показатель выручки в целом по компании, так и входящие в него составные значения. Если в компании несколько подразделений и общая выручка складывается из выручки этих подразделений, нужна корректировка общего значения и составных элементов.

 

Способ 2. Плановую выручку можно определить на основании обобщения данных по заключенным на следующий период договорам поставки.

 

ООО «Эксклюзив» является торговым предприятием. При формировании БДР на следующий квартал финансово-экономическая служба определила уровень прогнозной квартальной выручки на основе суммирования объемов поставок согласно заключенным договорам (табл. 2).

Согласно данным заключенных договоров потребность покупателей составит за квартал 42 302 тыс. руб. Именно этот показатель будет отражен в Бюджете доходов и расходов.

 

Способ планирования на основании заключенных на следующий период договоров поставки имеет свои преимущества и недостатки.

Одно из преимуществ: если специфика деятельности предприятия позволяет использовать данный способ планирования, он будет максимально точен, так как прогнозный показатель будет отражать реальные обязательства компании и покупателей, взятые сторонами на следующий период.

Недостатки способа следующие.

 

1. Использовать данный способ с максимальной эффективностью смогут только компании, имеющие четко очерченный круг деловых партнеров с точно оговоренными объемами поставок, выполнения работ, оказания услуг.

Например, даже давно сложившиеся экономические отношения не могут позволить организациям заключать договоры с зафиксированными объемами и ценами на достаточно длительный период (например, год). Потребность в продукции может меняться — увеличиваться или уменьшаться, как может меняться и цена на продукцию, поэтому обычно никто не фиксирует на длительный период конкретные суммовые показатели. Чаще всего в договорах фиксируется возможность покупателя получать продукцию согласно выставляемым заявкам. В таком случае главное преимущество данного способа — точность данных — оказывается под вопросом.

 

2. Способ не учитывает появление новых покупателей, изменение потребителями ранее зафиксированных в договорах объемов поставок, поэтому нужны корректировки как минимум на прогнозный объем поставок, еще не заключенных на момент составления планов. Это также влияет на точность составленного плана.

Д. В. Кислов, канд. экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Ключевые моменты планирования бюджета доходов и расходов

 

Вы узнаете

Как сформировать показатели выручки и себестоимости продаж

Откуда получить значения расходов на основное производство, управленческих и коммерческих расходов

Где взять данные о прочих доходах и расходах, величине налога на прибыль

Как в результате расчета всех показателей сложится чистая прибыль/убыток компании

 

Бюджет доходов и расходов — один из важнейших финансовых отчетов, так как он аккумулирует в себе основные показатели финансово-хозяйственной деятельности компании. В статье рассмотрим ключевые моменты, связанные с формированием данного отчета.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ВЫРУЧКИ

Прогнозные показатели финансовой деятельности компании отражаются в Бюджете доходов и расходов (БДР), фактические значения формируют Отчет о финансовых результатах (ОФР). Структура прогнозной формы может отличаться от структуры ОФР, но в целом суть построения бюджета будет соответствовать отчету.

Плановые показатели могут формироваться на основе вспомогательных расчетов, имеющихся финансовых данных, без построения вспомогательных бюджетных форм. В то же время данные в Бюджете доходов и расходов могут быть просто перенесены из других финансовых бюджетов, содержащих подробные прогнозы в отношении финансовых элементов, входящих в БДР.

Если в отношении отдельных финансовых показателей формируются самостоятельные бюджеты, то чаще всего их подготавливают на основе расчета имеющихся производственных мощностей, скорректированных на уровень спроса.

 

 

Формировать показатель «Выручка» в Бюджете доходов и расходов можно разными способами. Рассмотрим четыре способа планирования данного показателя.

 

Способ 1. Плановую выручку можно определить по историческим данным прошлых лет, скорректированным на прогнозный уровень роста/снижения.

 

ООО «Ребус» имеет исторические показатели выручки за 5 лет. Последние три года выручка фактически не меняется. Нет оснований предполагать какие-либо изменения выручки и в будущем периоде. В то же время финансисты оценили инфляционные ожидания на будущий год в размере 5,6 % роста. На основании этого был определен следующий показатель прогнозной выручки (табл. 1).

Фактический итог 2022 г. был скорректирован на заложенный уровень роста инфляции (5,6 %), что дало прогнозный показатель на 2023 г. в размере 45 505 тыс. руб.

 

Корректировочный индекс можно определять субъективным, экспертным путем или брать статистические данные об инфляции.

Корректироваться может как общий показатель выручки в целом по компании, так и входящие в него составные значения. Если в компании несколько подразделений и общая выручка складывается из выручки этих подразделений, нужна корректировка общего значения и составных элементов.

 

Способ 2. Плановую выручку можно определить на основании обобщения данных по заключенным на следующий период договорам поставки.

 

ООО «Эксклюзив» является торговым предприятием. При формировании БДР на следующий квартал финансово-экономическая служба определила уровень прогнозной квартальной выручки на основе суммирования объемов поставок согласно заключенным договорам (табл. 2).

Согласно данным заключенных договоров потребность покупателей составит за квартал 42 302 тыс. руб. Именно этот показатель будет отражен в Бюджете доходов и расходов.

 

Способ планирования на основании заключенных на следующий период договоров поставки имеет свои преимущества и недостатки.

Одно из преимуществ: если специфика деятельности предприятия позволяет использовать данный способ планирования, он будет максимально точен, так как прогнозный показатель будет отражать реальные обязательства компании и покупателей, взятые сторонами на следующий период.

Недостатки способа следующие.

 

1. Использовать данный способ с максимальной эффективностью смогут только компании, имеющие четко очерченный круг деловых партнеров с точно оговоренными объемами поставок, выполнения работ, оказания услуг.

Например, даже давно сложившиеся экономические отношения не могут позволить организациям заключать договоры с зафиксированными объемами и ценами на достаточно длительный период (например, год). Потребность в продукции может меняться — увеличиваться или уменьшаться, как может меняться и цена на продукцию, поэтому обычно никто не фиксирует на длительный период конкретные суммовые показатели. Чаще всего в договорах фиксируется возможность покупателя получать продукцию согласно выставляемым заявкам. В таком случае главное преимущество данного способа — точность данных — оказывается под вопросом.

 

2. Способ не учитывает появление новых покупателей, изменение потребителями ранее зафиксированных в договорах объемов поставок, поэтому нужны корректировки как минимум на прогнозный объем поставок, еще не заключенных на момент составления планов. Это также влияет на точность составленного плана.

Д. В. Кислов, канд. экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1, 2023.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам