Высокий показатель прибыли, повышение эффективности и рациональности хозяйственной деятельности, обеспечение соблюдения законов и норм — это основные задачи, которые стоят сегодня перед менеджментом компаний. Для решения этих задач необходимо организовать систему взаимодействия управленческого и бухгалтерского учета. В статье рассмотрим, как компании самостоятельно разработать управленческий отчет о доходах и расходах, используя основу формы бухгалтерского отчета о финансовых результатах.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ — ЕДИНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ
Управленческий учет — это система сбора и обобщения информации, необходимой для удовлетворения потребностей менеджеров компании, осуществляющих внутрифирменное оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью.
Ключевым источником данных управленческого учета, его информационной базой выступает бухгалтерский учет. На основе бухгалтерских данных разрабатывают инструментарий для управленческого учета.
Бухгалтерская и управленческая отчетность в совокупности создают полную и правдивую картину финансового состояния компании. При формировании управленческой отчетности компания может применять отдельные, самостоятельные варианты настройки форм отчетности, использовать данные бухучета для расчета показателей управленческой отчетности.
Используя данные бухгалтерского учета и отчетности для нужд управленческого учета, нужно помнить о сходстве и различиях этих видов учета (табл. 1).
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Ведение бухгалтерского учета является обязанностью компании как экономического субъекта[1]. Как следствие, на счетах бухгалтерского учета ежедневно отражаются все операции по выручке, затратам, расчетам с контрагентами, работниками и учредителями.
Итоги этих операций формируют бухгалтерскую отчетность, предоставляемую в налоговый орган и учредителям. Также она может предоставляться сторонним организациям, исходя из обязательств по условиям договоров (например, банку по кредитному договору для мониторинга финансового состояния заемщика).
Этим достигается главная цель ведения бухгалтерского учета, которая изложена в п. 1 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ:
Несмотря на ежегодное усовершенствование правил ведения бухгалтерского учета, отдельные компании ведут его лишь в объеме, который позволяет отчитаться перед налоговиками.
Нередко при составлении отчетности для собственников компании и заинтересованных сторонних лиц рисуют нужные показатели или временно (на дату составления отчета) не отражают отдельные факты хозяйственной жизни, чтобы не ухудшить картину отчетности.
Чтобы искоренить такое отношение к бухгалтерскому учету, рекомендуем:
• систематически повышать профессиональный уровень экономических и учетных знаний работников бухгалтерии, планового и финансового отделов. У работников этих отделов будет понимание, как функционирует единый внутрифирменный механизм формирования, контроля и планирования доходных, расходных и инвестиционных операций;
• создать в организации систему взаимодействия бухгалтерского и управленческого учета.
Для создания системы взаимодействия управленческого и бухгалтерского учета необходимо:
• сформировать рабочий План счетов бухгалтерского учета с учетом аналитики, которая позволит видеть сегменты учета, необходимые для бухгалтерского и управленческого учета;
• составить и утвердить формы отчетов для управленческой отчетности на основе типовых форм бухгалтерской отчетности.
Рассмотрим пример формирования рабочего Плана счетов с учетом потребности в управлении выручкой.
Основной вид деятельности ООО «Галла» — изготовление и оптовая продажа лакокрасочной продукции.
В текущем году общество открыло розничный магазин по продаже собственной продукции. С прошлого года проведены инвестиции в создание подразделения по изготовлению рекламных щитов, которое начало работу с середины года.
Исходя из этого, в рабочем Плане счетов по счету 90-1 «Продажи» субсчет «Выручка» общество открыло:
• счет 90-1-01 «Продажа, выручка, оптовая продажа краски»;
• счет 90-1-02 «Продажа, выручка, розничная продажа»;
• счет 90-1-03 «Продажа, выручка, рекламные щиты».
Для формирования полной картины финансового результата по выбранным сегментам учета общество применяет счета учета затрат:
• счет 20-1 «Себестоимость оптовой продажи краски»;
• счет 20-2 «Себестоимость розничной продажи краски»;
• счет 20-3 «Себестоимость производства рекламных щитов».
Аналогично счету 20 общество формирует аналитику по счетам 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», 90-2 «Себестоимость продаж».
Чтобы ежемесячно видеть финансовый результат (прибыль или убыток) по каждому сегменту учета, сопоставляют оборот по кредиту счета 90-1 и дебету счетов учета затрат (20, 26, 44).
[1] Статья 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 05.12.2022) «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон № 402-ФЗ).