Стратегическое планирование представляет собой управленческую функцию, которая является основой для принятия всех управленческих решений компании. Конечная цель работы над стратегией развития компании — разработать меры по повышению прибыли. В этом блоке действий важная роль отводится налоговому планированию. В статье расскажем, как использование законных методов и инструментов налогового планирования поможет оптимизировать налоговые обязательства компании.
ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОМПАНИИ
Чтобы компания была успешной и конкурентоспособной, рекомендуется применять методы стратегического планирования. Такое планирование позволяет компании адаптироваться к изменяющейся среде, учитывать сильные и слабые стороны, выявлять новые возможности, преодолевать внешние и внутренние экономические угрозы.
В законодательстве нет определения понятия «стратегическое планирование компании». На практике к нему относят выполнение компанией следующих функций:
• аналитической: сбор, обработка и интерпретация информации о внешней и внутренней среде компании, выявление сильных и слабых сторон бизнеса, перспектив и угроз (SWOT-анализ), определение стратегических проблем и альтернатив;
• прогностической: прогноз будущего состояния компании и ее окружения на основе аналитики тенденций, сценариев, моделей и экспертных оценок;
• проектной: определение долгосрочных целей и задач компании, выбор оптимальной тактики для их достижения, разработка конкретных планов, распределение ресурсов и ответственности;
• контрольной: мониторинг выполнения стратегии, измерение ее результатов по заданным критериям, сравнение фактических и плановых бизнес-показателей, выявление отклонений и причин их возникновения, внесение корректировок в стратегический план при необходимости.
Стратегическое планирование определяет, что компания должна сделать сейчас, чтобы достичь ожидаемых целей в будущем.
Этапы стратегического планирования покажут:
• как произойдут распределение ресурсов организации и ее адаптация к условиям внешней среды;
• изменится ли работа сотрудников.
Такой подход позволяет управлять бизнесом осознанно и системно, а не полагаться на везение и интуицию.
Основные характеристики стратегического планирования:
• разработка стратегии компании на ближайший период (от двух до пяти лет);
• внесение регулярных корректировок в планирование из-за мобильности рынка;
• постоянный анализ рынков в режиме реального времени;
• составление документов, которые определяют взаимодействие с партнерами и клиентами, внутреннюю политику компании;
• направленность на достижение реалистичных целей;
• изучение альтернативных способов решения задач;
• учет объема ресурсов, которыми располагает компания;
• наличие показателей для измерения.
Создавая систему стратегического планирования, компания предполагает ее разработку и исполнение по отдельным структурным подразделениям и в целом по юридическому лицу.
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ЧАСТЬ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ
Стратегия развития как часть управленческих мероприятий представляет особый непрерывный процесс, поскольку непрерывна хозяйственная деятельность компании. Конечная цель работы над стратегией развития компании — разработка мер, реализация которых приведет к повышению прибыли. Важную роль в этом процессе играет первоначальное налоговое планирование.
Увеличить прибыль позволит изменение технологии производства на более современное и экономичное, а также оптимальное налоговое планирование исходя из возможностей законодательства. Это значит, что компании нужно выбрать систему налогообложения, применение которой даст возможность уменьшить расходы по налоговому обременению.
Разработка налогового планирования перед составлением бюджета компании приведет к оптимизации бюджета прибылей и убытков. Это благотворно скажется на позициях компании среди конкурентов.
Суть и принципы налогового планирования
Определения понятия «налоговое планирование» нет в законодательной системе РФ, однако на практике этот термин применяют часто. Ведь успешно развивающаяся компания будет стремиться увеличить свою прибыль, уменьшить налоговые отчисления.
К СВЕДЕНИЮ
Налоговое планирование — это использование компанией законных методов и инструментов для максимального уменьшения налоговых обязательств.
Налоговое законодательство предусматривает варианты по выбору для компании системы налогообложения, а также возможности применения льгот при осуществлении определенного вида деятельности.
В последние годы значительно увеличен перечень льгот, которые предоставляются на федеральном и региональном уровнях.
Даже если компания не вправе использовать льготы, так как ее бизнес не льготируется, она имеет возможности по снижению налогового обременения. И налоговое планирование ей поможет.
Налоговое планирования включает комплекс мер, которые компания предпринимает для снижения расходов на пошлины, налоги, сборы и другие обязательные налоговые платежи. Его можно проводить еще на стадии регистрации бизнеса, чтобы планировать налоговую нагрузку со старта. Ведь путем аккуратного планирования и структурирования своих финансовых операций компания может минимизировать налоговые платежи. Это позволяет сохранить больше средств для развития компании или инвестиций в новые проекты.
Важно понимать, что вне зависимости от дохода компании нужно рассматривать возможности для снижения налоговой нагрузки законным способом.
Ключевые принципы налогового планирования:
• соответствие закону. Важно понимать, что любая нелегальная деятельность с целью сокрытия части доходов предусматривает ответственность перед законом;
• оперативность. Мониторинг бизнес-процессов для налоговой оптимизации — процесс непрерывный, ведь год за годом появляются новые возможности для легального сокращения нагрузки по налогам;
• профессионализм. Налоговое планирование должно быть прозрачным, учитывать все правовые сферы. В противном случае компания узнает о своей неправильной налоговой стратегии уже по факту получения судебного иска от ФНС.