Профессионально сформированный, основанный на грамотных расчетах бизнес-план представляет собой залог успеха в бизнесе и способ формирования долгосрочной стратегии предприятия в области хозяйственной деятельности.
В данной статье будет подвергнут анализу эффективности бизнес-план по приобретению и реконструкции автозаправочной станции. Суть проекта заключается в том, что организация, владеющая сетью АЗС под известным брендом, рассматривает возможность приобретения небрендовой АЗС, находящейся на трассе, с последующей ее реконструкцией. Прежде чем реализовать данный проект, необходимо оценить параметры его эффективности, а также проанализировать их в различных экономических ситуациях.
Как известно, любой бизнес-план начинается с маркетингового анализа, то есть исследования коммерческой состоятельности проекта.
Маркетинговый анализ может проводиться на основании различных данных: результатов полевых исследований, анализа отчетности потенциального продавца АЗС, анализа статистических данных аналогичных объектов и т. д.
Для целей маркетингового анализа было организовано полевое исследование, заключавшееся в том, что группа наблюдателей в течение различных интервалов дня и ночи отмечала количество автомобилей, проезжающих по трассе на участке, где расположена АЗС, а также количество автомобилей, заехавших на заправку. На основании этих данных была посчитана средняя ежедневная проходимость автомобилей, а также процент заездов на АЗС. Объем одной заправки был рассчитан на основании накопленных статистических данных о среднем размере заправки для каждой группы автомобилей на всех АЗС, входящих в сеть. Так как учет нефтепродуктов в организации принят в тоннах, а не в литрах, ежесуточные объемы заправляемого топлива пересчитываются в весовые категории путем умножения на коэффициент пересчета, равный плотности нефтепродуктов (»0,8 г/см3). Полученные таким путем данные о ежесуточной реализации представлены в табл. 1.
Таблица 1. Ежесуточная реализация нефтепродуктов на АЗС, рассчитанная путем проведения полевого исследования | |||||||
Показатель |
Среднесуточная интенсивность движения, ед. |
Средний процент заезда на АЗС |
Среднесуточная проходимость АЗС, ед. |
Средний объем заправки, л |
Расчетный объем среднесуточной реализации, л |
Плотность моторного топлива, г/см3 |
Расчетный объем среднесуточной реализации, т |
Грузовые автомобили |
2394 |
8,3 |
199 |
49 |
9736 |
0,8 |
7,8 |
Легковые автомобили |
6553 |
3,8 |
249 |
21 |
5229 |
0,8 |
4,2 |
Итого |
8947 |
|
448 |
|
14 965 |
|
12,0 |
Таким образом, в настоящее время ежесуточная реализация нефтепродуктов на АЗС, планируемой к приобретению, составляет 12 т. Руководство организации прогнозирует, что после реконструкции АЗС и приведения ее к фирменному стилю реализация вырастет на 21 % (до 14,5 т в сутки). Произойдет это за счет действия различных факторов (табл. 2).
Таблица 2. Факторный анализ прироста ежесуточной реализации нефтепродуктов на АЗС | ||
Фактор |
Процент воздействия факторов, % |
Прирост ежесуточной реализации, т |
Объем реализации нефтепродуктов до реконструкции |
12,0 | |
Рост рынка |
3 |
0,4 |
Смена бренда |
10 |
1,2 |
Расширенный объем услуг |
1 |
0,1 |
Увеличение резервуарного парка |
2 |
0,2 |
Замена устаревшего оборудования |
3 |
0,4 |
Маркетинг |
2 |
0,2 |
Объем реализации нефтепродуктов после реконструкции |
14,5 |
Следующий шаг при построении бизнес-плана — оценить размер капитальных вложений и сроки их осуществления. Сама АЗС выставлена на продажу по стоимости 25 млн руб. (в том числе НДС — 18 %). Отделом капитального строительства была составлена смета затрат, необходимых для того, чтобы привести ее к фирменному стилю (табл. 3).
Таблица 3. План реконструкции АЗС | |||
Наименование |
Количество |
Цена (включая НДС), руб. |
Стоимость (включая НДС), руб. |
Внешние конструкции |
|
|
6 026 360 |
Навес на АЗС |
1 |
5 115 360 |
5 115 360 |
Информационный щит |
1 |
800 000 |
800 000 |
Указатели «въезд/выезд» |
2 |
29 500 |
59 000 |
Флагшток |
1 |
52 000 |
52 000 |
Технологическое оборудование |
|
|
6 733 000 |
Топливо-раздаточные колонки |
4 |
599 500 |
2 398 000 |
Резервуар |
1 |
1 098 000 |
1 098 000 |
Автоматизированная система управления |
1 |
710 000 |
710 000 |
Оборудование для рекупирации паров |
1 |
1 500 000 |
1 500 000 |
Уровнемеры |
1 |
310 000 |
310 000 |
Насосы погружные |
5 |
41 400 |
207 000 |
Очистные сооружения |
1 |
400 000 |
400 000 |
Компрессор-пылесос |
1 |
110 000 |
110 000 |
Торгово-холодильное оборудование |
|
|
1 300 000 |
Проектные работы |
|
|
400 000 |
Экспертиза проекта |
|
|
120 000 |
Получение разрешения на строительство |
|
|
10 000 |
Строительно-монтажные работы |
|
|
15 580 000 |
Демонтаж |
1 |
1 500 000 |
1 500 000 |
Монтаж фундаментов |
1 |
1 150 000 |
1 150 000 |
Монтаж резервуаров |
1 |
450 000 |
450 000 |
Монтаж наружных сетей водоснабжения |
1 |
280 000 |
280 000 |
Монтаж наружных сетей электроснабжения |
1 |
250 000 |
250 000 |
Монтаж внутриплощадочных сетей |
1 |
650 000 |
650 000 |
Монтаж операторной и навеса |
1 |
2 165 000 |
2 165 000 |
Монтаж технологических трубопроводов |
1 |
600 000 |
600 000 |
Монтаж очистных сооружений |
1 |
80 000 |
80 000 |
Монтаж топливо-раздаточных колонок |
4 |
100 000 |
400 000 |
Монтаж освещения территории |
8 |
27 500 |
220 000 |
Монтаж системы автоматизированного управления |
1 |
142 000 |
142 000 |
Организация связи |
1 |
90 000 |
90 000 |
Инженерные средства охраны |
1 |
1 073 000 |
1 073 000 |
Благоустройство |
1 |
6 530 000 |
6 530 000 |
Пусконаладочные работы |
|
|
240 000 |
Всего |
|
|
30 409 360 |
Таким образом, общий объем капитальных вложений в приобретение и реконструкцию АЗС составит 55 409 тыс. руб. (включая НДС). За вычетом НДС, причитающегося к возмещению, сумма инвестиций будет равна 49 957 тыс. руб.
После того как сумма необходимых инвестиций посчитана, необходимо распределить их по срокам (табл. 4).
Таблица 4. График капитальных вложений, тыс. руб. | |||||||||
Капитальные затраты |
2012 г. |
2013 г. |
Итого | ||||||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. | ||
Приобретение АЗС |
25 000 |
|
|
|
|
|
|
|
25 000 |
Внешние конструкции |
|
5115 |
911 |
|
|
|
|
|
6026 |
Технологическое оборудование |
|
3496 |
2210 |
1027 |
|
|
|
|
6733 |
Торгово-холодильное оборудование |
|
|
|
|
1300 |
|
|
|
1300 |
Проектные работы |
|
400 |
|
|
|
|
|
|
400 |
Экспертиза проекта |
|
120 |
|
|
|
|
|
|
120 |
Получение разрешения на строительство |
|
|
10 |
|
|
|
|
|
10 |
Строительно-монтажные работы |
|
|
3100 |
2845 |
1942 |
7693 |
|
|
15 580 |
Пусконаладочные работы |
|
|
|
|
|
240 |
|
|
240 |
Итого |
25 000 |
9131 |
6231 |
3872 |
3242 |
7933 |
0 |
0 |
55 409 |
Согласно графику в первый год реализации проекта планируется потратить 44 234 тыс. руб., во второй — 11 175 тыс. руб.
Размер осуществленных вложений в основной капитал влияет на сумму годовой амортизации, а следовательно, и на размер чистой прибыли организации и налога на прибыль. Для расчета амортизации необходимо сумму инвестиций (за вычетом НДС) распределить по срокам полезного использования (табл. 5).
Таблица 5. Распределение капиталовложений по срокам полезного использования | |||
Группа |
Срок полезного использования, лет |
Сумма без НДС, тыс. руб. |
Годовая амортизация, тыс. руб. |
Здания, сооружения |
10 |
40 149 |
4015 |
Оборудование |
5 |
6808 |
1362 |
Годовая амортизация в первые пять лет составит 5377 тыс. руб. (4015 + 1362), в последующие пять лет — 4015 тыс. руб.
После расчета инвестиций следует рассчитать годовой план реализации нефтепродуктов в тоннах (на основании имеющихся данных о ежесуточной реализации до и после реконструкции). Для этого необходимо учесть соотношение общего объема реализации по видам топлива. На аналогичных АЗС компании нефтепродукты реализуются примерно в следующей пропорции (табл. 6).
Таблица 6. Структура реализации нефтепродуктов | |
Вид топлива |
Доля продаж, % |
Бензин А-80 |
18 |
Бензин АИ-92 |
32 |
Бензин АИ-96 |
3 |
Бензин АИ-98 |
3 |
Дизельное топливо |
44 |
Чтобы рассчитать годовой объем реализации, необходимо суточный объем умножить на количество дней в году. В первый год реализации проекта годовой объем составит 4380 т (12,0 × 365), во второй (после проведения реконструкции) — 5293 т (14,5 × 365). На последующий период запланирован ежегодный рост реализации на 3 % за счет увеличения парка автотранспортных средств в регионе. Однако следует учесть, что в первый и второй годы на АЗС будут проводиться строительно-монтажные работы, поэтому выйти на полную мощность в данный период не получится. В связи с этим на 2012 г. запланирован объем реализации в размере 50 % от планового — 2190 т (4380 × 0,5), на 2013 г. — в размере 75 % от планового — 3969 т (5293 × 0,75). Горизонт планирования составляет 15 лет. На рис. 2 представим прогноз реализации нефтепродуктов (до 2026 г.).
После получения данных об общей годовой реализации их необходимо разбить по видам нефтепродуктов, в соответствии с плановой структурой (табл. 7).
Таблица 7. План реализации нефтепродуктов, т | |||||||||||||||
Вид топлива |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
А-80 |
394 |
714 |
981 |
1011 |
1041 |
1072 |
1104 |
1138 |
1172 |
1207 |
1243 |
1280 |
1319 |
1358 |
1399 |
АИ-92 |
700 |
1270 |
1 744 |
1797 |
1851 |
1906 |
1963 |
2022 |
2083 |
2145 |
2210 |
2276 |
2344 |
2415 |
2487 |
АИ-96 |
66 |
119 |
164 |
168 |
173 |
179 |
184 |
190 |
195 |
201 |
207 |
213 |
220 |
226 |
233 |
АИ-98 |
66 |
119 |
164 |
168 |
173 |
179 |
184 |
190 |
195 |
201 |
207 |
213 |
220 |
226 |
233 |
Дизельное топливо |
964 |
1747 |
2 399 |
2471 |
2545 |
2621 |
2700 |
2781 |
2864 |
2950 |
3038 |
3130 |
3223 |
3320 |
3420 |
Всего |
2190 |
3969 |
5452 |
5615 |
5783 |
5957 |
6135 |
6321 |
6509 |
6704 |
6905 |
7112 |
7326 |
7545 |
7772 |
Следующий шаг — составление прогноза цен на нефтепродукты. Для этого сначала необходимо произвести пересчет цен реализации из рублей за литр в рубли за тонну. Происходит это путем деления на коэффициент плотности нефтепродукта (»0,8 г/см3) и умножения на тысячу. Данные о плотности взяты средние по факту (табл. 8).
Таблица 8. Расчет цен реализации нефтепродуктов | |||
Вид топлива |
Цена, руб./л |
Плотность, г/см3 |
Цена, руб./т |
А-80 |
24,90 |
0,736 |
33 832 |
АИ-92 |
25,40 |
0,765 |
33 203 |
АИ-96 |
27,00 |
0,754 |
35 809 |
АИ-98 |
29,50 |
0,770 |
38 312 |
Дизельное топливо |
25,50 |
0,847 |
30 096 |
Если запланировать ежегодное увеличение цен реализации на 5 %, можно составить прогноз цен на будущие 15 лет (табл. 9).
Таблица 9. Прогноз цен реализации нефтепродуктов (включая НДС), руб./т | |||||||||||||||
Вид топлива |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
А-80 |
33 832 |
35 523 |
37 299 |
39 164 |
41 122 |
43 179 |
45 337 |
47 604 |
49 985 |
52 484 |
55 108 |
57 863 |
60 757 |
63 794 |
66 984 |
АИ-92 |
33 203 |
34 863 |
36 606 |
38 436 |
40 358 |
42 376 |
44 495 |
46 719 |
49 055 |
51 508 |
54 084 |
56 788 |
59 627 |
62 608 |
65 739 |
АИ-96 |
35 809 |
37 599 |
39 479 |
41 453 |
43 526 |
45 702 |
47 988 |
50 387 |
52 906 |
55 552 |
58 329 |
61 246 |
64 308 |
67 523 |
70 899 |
АИ-98 |
38 312 |
40 227 |
42 239 |
44 351 |
46 568 |
48 897 |
51 341 |
53 908 |
56 604 |
59 434 |
62 406 |
65 526 |
68 802 |
72 242 |
75 855 |
Дизельное топливо |
30 096 |
31 600 |
33 180 |
34 839 |
36 581 |
38 410 |
40 331 |
42 348 |
44 465 |
46 688 |
49 023 |
51 474 |
54 047 |
56 750 |
59 587 |
После расчета плановых объемов и цен реализации необходимо рассчитать план выручки от реализации нефтепродуктов, который рассчитывается как произведение цены на объем без НДС (табл. 10).
Таблица 10. План выручки от реализации нефтепродуктов (без НДС), тыс. руб. | |||||||||||||||
Вид топлива |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
А-80 |
11 302 |
21 509 |
31 016 |
33 544 |
36 278 |
39 235 |
42 432 |
45 890 |
49 630 |
53 675 |
58 050 |
62 781 |
67 898 |
73 431 |
79 416 |
АИ-92 |
19 719 |
37 528 |
54 115 |
58 525 |
63 295 |
68 454 |
74 033 |
80 066 |
86 592 |
93 649 |
101 281 |
109 536 |
118 463 |
128 118 |
138 559 |
АИ-96 |
1994 |
3794 |
5472 |
5917 |
6400 |
6921 |
7485 |
8095 |
8755 |
9469 |
10 240 |
11 075 |
11 978 |
12 954 |
14 010 |
АИ-98 |
2133 |
4060 |
5854 |
6331 |
6847 |
7405 |
8009 |
8661 |
9367 |
10 131 |
10 956 |
11 849 |
12 815 |
13 859 |
14 989 |
Дизельное топливо |
24 576 |
46 772 |
67 445 |
72 942 |
78 887 |
85 316 |
92 269 |
99 789 |
107 922 |
116 718 |
126 230 |
136 518 |
147 644 |
159 677 |
172 691 |
Итого |
59 724 |
113 663 |
163 902 |
177 259 |
191 707 |
207 331 |
224 228 |
242 501 |
262 266 |
283 642 |
306 757 |
331 759 |
358 798 |
388 039 |
419 665 |
С учетом того что средняя маржа (разница между ценой реализации и покупки) составляет 15 %, был составлен бюджет закупки нефтепродуктов (табл. 11).
Таблица 11. План закупки нефтепродуктов (без НДС), тыс. руб. |
||||||||||||||||
Вид топлива |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. | |
А-80 |
9828 |
18 704 |
26 971 |
29 169 |
31 546 |
34 117 |
36 898 |
39 905 |
43 157 |
46 674 |
50 478 |
54 592 |
59 041 |
63 853 |
69 057 | |
АИ-92 |
17 147 |
32 633 |
47 056 |
50 892 |
55 039 |
59 525 |
64 376 |
69 623 |
75 297 |
81 434 |
88 071 |
95 248 |
103 011 |
111 407 |
120 486 | |
АИ-96 |
1734 |
3299 |
4758 |
5146 |
5565 |
6019 |
6509 |
7040 |
7613 |
8234 |
8905 |
9631 |
10 415 |
11 264 |
12 182 | |
АИ-98 |
1855 |
3530 |
5090 |
5505 |
5954 |
6439 |
6964 |
7532 |
8145 |
8809 |
9527 |
10 304 |
11 143 |
12 052 |
13 034 | |
Дизельное топливо |
21 371 |
40 671 |
58 648 |
63 428 |
68 597 |
74 188 |
80 234 |
86 773 |
93 845 |
101 493 |
109 765 |
118 711 |
128 386 |
138 849 |
150 166 | |
Итого |
51 935 |
98 837 |
142 523 |
154 140 |
166 701 |
180 288 |
194 981 |
210 873 |
228 057 |
246 644 |
266 746 |
288 486 |
311 996 |
337 425 |
364 925 | |
Планом реконструкции АЗС помимо ребрендинга и замены технологического оборудования предусмотрена установка торгово-холодильного оборудования. Следовательно, помимо основной деятельности (реализации нефтепродуктов) на АЗС планируется организовать ведение сопутствующего бизнеса (магазин, кафе, компрессор для подкачки шин, автомобильный пылесос). По накопленной статистике, выручка по сопутствующему бизнесу составляет в среднем 1 % от выручки по нефтепродуктам, а размер наценки по данному направлению равен 30 %. На основании этих данных был рассчитан бюджет выручки и закупочной стоимости по сопутствующим товарам и услугам (табл. 12).
Таблица 12. План выручки и покупной стоимости по сопутствующему бизнесу (без НДС), тыс. руб. | |||||||||||||||
Показатель |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
Выручка |
597 |
1137 |
1639 |
1773 |
1917 |
2073 |
2242 |
2425 |
2623 |
2836 |
3068 |
3318 |
3588 |
3880 |
4197 |
Покупная стоимость |
459 |
874 |
1261 |
1364 |
1475 |
1595 |
1725 |
1865 |
2017 |
2182 |
2360 |
2552 |
2760 |
2985 |
3228 |
Последний показатель, который необходим для оценки экономической эффективности бизнес-плана, — размер издержек обращения. Одна из основных статей затрат в данном виде бизнеса — расходы на оплату труда. Для оценки расходов на оплату труда необходим проект штатного расписания (табл. 13).
Таблица 13. Проект штатного расписания АЗС | |||
Должность |
Количество штатных единиц |
Оклад, руб. |
Сумма, руб. |
Управляющий АЗС |
0,25 |
30 000 |
7500 |
Старший оператор |
1 |
20 000 |
20 000 |
Оператор смены |
8 |
15 000 |
120 000 |
Товаровед |
0,5 |
20 000 |
10 000 |
Заправщики автомобиля |
10 |
10 000 |
100 000 |
Уборщик |
0,25 |
10 000 |
2500 |
Слесарь |
0,25 |
18 000 |
4500 |
Итого |
20,25 |
|
264 500 |
По штатному расписанию, ежемесячные расходы на персонал в первый год работы составляют 264 500 руб. (соответственно, годовые — 3174 тыс. руб.). Во второй и последующие годы планируется индексация заработной платы на 5 %. Социальные взносы — 34 % от начисленной заработной платы. Естественная убыль посчитана из расчета 5 руб. на каждую тонну нефтепродуктов. Расходы на доставку составляют 150 руб. за тонну. Расходы на инкассацию и расчетно-кассовое обслуживание рассчитаны исходя из ставки 0,15 % от выручки (включая НДС). Налог на имущество составляет 2,2 % от остаточной стоимости объектов основных средств. Остальные расходы взяты по средней стоимости для аналогичных по формату АЗС, с учетом ежегодной инфляции на уровне 7 %. Бюджет расходов представлен в табл. 14.
Полную версию данной статьи читайте в «Планово-экономический отдел» № 2, 2012.