С ростом оборотов и операций у компании возникает необходимость автоматизировать процессы, и данные задачи позволяет исполнить программное обеспечение. Наиболее оптимально внедрение 1С: Управление производственным предприятием 8 (УПП) или 1С: Управление торговлей 8 (УТ).
Рассмотрим аспекты по внедрению 1С: Управление торговлей 8 (далее — 1С: УТ 8).
Изначально бизнес-процессы по ведению бюджетирования выглядят так:
- составляется и утверждается годовой бюджет, данные которого ведутся по плану и факту в программе Excel;
- ежедневно из бухгалтерии выкачивается информация о полученных счетах на оплату, по которым составляется реестр;
- реестр после проверки финансовой службы подается в казначейство, и по данным финансовой службы казначейство проводит оплаты согласно утвержденным данным.
Сложность данного процесса связана с количеством операций и выставленных счетов, поэтому работа с данными в программе Excel — достаточно трудоемкая задача. В связи с этим во многих компаниях есть необходимость в автоматизации бюджетного процесса и переходе на программное обеспечение. В настоящее время самым недорогим является переход на 1С: УТ 8 (на рынке программных продуктов существуют два блока — УПП и УТ).
Подсистема бюджетирования (далее — 1С: Бюджетирование) позволяет построить эффективную систему управления предприятием, которая основывается на планировании, анализе и контроле финансовых потоков и результатов.
Ключевой элемент 1С: Бюджетирования — это финансовое планирование, которое включает в себя управление процессами:
- создание денежных ресурсов;
- распределение денежных ресурсов;
- использование денежных ресурсов.
Ведь бюджет — это план деятельности данного предприятия на установленный период, представленный в финансовой форме.
Результатом бюджетирования является комплекс согласованных между собой финансовых планов:
- бюджет доходов и расходов (БДР);
- бюджет движения денежных средств (БДДС);
- прогнозный баланс;
- оборотные бюджеты для отдельных подразделений и отдельных видов деятельности предприятия.
Методология создания списка показателей для анализа и статьи бюджетов уникальны для каждого предприятия. Бюджеты составляются как на несколько месяцев, так и на более значительные промежутки времени (в случае стратегического планирования).
Таким образом, можно сделать вывод, что 1С: Бюджетирование — это:
1) средство координации деятельности подразделений предприятия;
2) экономический прогноз;
3) основа для принятия решений по развитию предприятия;
4) контроль результатов деятельности предприятия.
С помощью конфигурации реализуются следующие функции:
- планирование движения финансовых средств компании на любой период в разрезе временных отрезков, проектов, номенклатуры, подразделений, контрагентов и т. п.;
- мониторинг фактической деятельности предприятия в тех же разрезах, в которых проводилось планирование;
- финансовый анализ;
- финансовое планирование по различным сценариям;
- формирование текущих бюджетов на основе стратегических и с коррекцией по фактическому исполнению бюджета в завершенном периоде;
- составление сводной отчетности по результатам мониторинга;
- контроль соответствия заявок на расходование денежных средств рабочему плану на период;
- анализ доступности денежных средств;
- анализ отклонений плановых и фактических данных.
В системе не указываются подробности, которые не имеют серьезного значения для финансового планирования (подотчетные лица, расчетные банковские счета и т. д.). Даты можно указывать с точностью до периода планирования, причем обычно указывается первая дата. Также в 1С: Бюджетирование можно зафиксировать значения следующих аналитических разрезов:
- центр финансовой ответственности (ЦФО);
- сценарий планирования;
- контрагент;
- валюта операции;
- статья оборотов;
- проект;
- номенклатура.
Перед тем как приступить к внедрению бюджетирования в 1С: УТ 8, необходимо провести следующие подготовительные работы:
1) разработка справочника соответствий статьей 1С: Бухгалтерия и бюджеты со стороны финансового департамента;
2) кодирование статей расходов в соответствии с кодами, применяемыми в 1С: УТ 8 (данная процедура позволит делать автоматические загрузки как плана, так и фактических данных, подтягиваемых из заявок на оплату);
3) предоставление плана работ по внедрению 1С: УТ 8 отдел IT готовит совместно с финансовой службой.
В качестве наглядного примера ниже представлены справочники соответствия статей бюджета и статей 1С: УТ 8 и план работ по внедрению бюджетирования в 1С: УТ 8 (Бухгалтерия предприятия) (табл. 1, 2 соответственно).
Таблица 1. Справочник соответствия статей бюджета и статей 1С: УТ 8 | ||||
Тип |
Статья бюджета |
Подстатья бюджета |
Статья 1С: УТ 8 |
Код соответствия |
Склад |
Коммунальные платежи |
Коммунальные расходы (склад, офис) |
Коммунальные расходы (склад, офис) |
000000425 |
Склад |
Канцелярские расходы |
Канцелярские расходные материалы |
Хозяйственные расходы и канцелярские товары |
000000579 |
Склад |
Прочие расходы |
Связь (IT) |
Телекоммуникационные услуги |
000000413 |
Склад |
Прочие расходы |
Упаковочные материалы |
Тара (упаковка) |
000000376 |
Склад |
Прочие расходы |
Обслуживание техники (IT) |
Обслуживание складского оборудования |
000000374 |
Таблица 2. План работ по внедрению бюджетирования в 1С: УТ 8 (Бухгалтерия предприятия) | ||||||
№ п/п |
Дата |
Показатель |
Статус выполнения |
Комментарии IT |
Исполнитель |
Комментарии финансистов |
1 |
Создание формата загрузки плана |
IT, финансист | ||||
2 |
Проверка плана 2012 г. в контроле исполнения бюджета (далее — КИБ) в 1С: УТ 8 по департаменту управления персоналом |
IT, финансисты | ||||
3 |
Подготовить к занесению в КИБ, занести и проверить план 2012 г. по:
О выявленных ошибках сообщать IT |
финансисты | ||||
4 |
В ходе тестирования — проверка корректности заполнения статей затрат исполнителями в заявках на расходование денежных средств в разрезе конкретного подразделения |
IT, финансисты | ||||
5 |
Занести (автоматически из 1С: УТ 8) в КИБ и проверить фактические данные по оплатам согласно заявкам и реестру за один банковский день. О выявленных ошибках сообщать IT |
финансисты | ||||
6 |
Занести (автоматически из 1С: УТ 8) в КИБ и проверить фактические данные по наличным оплатам затрат (кассовым операциям) |
IT | ||||
7 |
Разработать и предоставить формы отчетов в 1С: УТ 8 для анализа отклонений плана, по годам и т. д. |
IT — тестирование и постановка задачи | ||||
8 |
Подготовить к занесению в КИБ, занести и проверить план 2012 г. по всем департаментам, кроме IT и департамента управления персоналом |
финансисты | ||||
9 |
Тестирование корректировок плана по статьям бюджета |
IT — разработка; финансисты — тестирование | ||||
10 |
Занесение и проверка в КИБ фактических данных об оплатах за пять банковских дней (отдельно по каждому дню) |
финансисты | ||||
11 |
Подготовить, внести, проверить план 2013 г. в КИБ |
финансисты | ||||
12 |
Подготовка инструкций по работе с КИБ для пользователя |
IT | ||||
13 |
Устранение выявленных при проверке программных недочетов по всем пунктам плана |
IT |
Для тестирования программы 1С: УТ 8 следует обращать внимание на правильность заполнения статей затрат при формировании заявки на оплату. Без данных условий расходы будут отражены некорректно, вследствие чего будут искажены фактические данные.
В качестве примера рассмотрим рисунок «Заявка на оплату», в котором указана статья затрат.
При внедрении и тестировании блока бюджетирования в 1С: УТ 8 следует уделить особое внимание специфике предприятия, ее финансовой структуре, а также описать бизнес-процессы.
Описание бизнес-процесса позволит написать регламент по ведению бюджетирования в программе, а также инструкции пользователям. Пример регламента представлен ниже.
Описание бизнес-процесса «Ведение бюджета в 1С: УТ 8»
Подразделения и должности сотрудников, участвующих в процессе:
- руководитель финансового департамента;
- главный бухгалтер;
- финансовый контролер;
- инициатор статьи затрат;
- оператор баз данных;
- руководители департаментов.
Описание бизнес-процесса:
1. Финансовый департамент в лице финансового контролера готовит справочник с кодировками по ведению бюджета и рассылает форматы с кодами статей затрат начальникам департаментов (табл. 3).
Таблица 3. Справочник с кодировками по ведению бюджета | ||
Код расхода |
Статья |
Отдел |
356 |
Командировки |
Отдел IT |
418 |
Телекоммуникационные услуги |
Отдел IT |
2. Инициатор приносит в бухгалтерию счет на оплату, предварительно указав код статьи расходов.
3. Оператор 1С: УТ 8 при занесении данных по счету на оплату и формировании заявки на расходование денежных средств указывает трехзначный код статьи, предварительно сняв иерархию (данная операция позволит по коду статьи автоматическое заполнение департамента).
4. К концу дня специалист финансового департамента осуществляет выверку статей и выявляет отклонения плана от факта, на основании чего вносятся корректировки по целесообразности оплаты по данной статье.
5. После формирования заявки на оплату указывается статус (оплатить или не оплатить) и подписывается руководством в лице главного бухгалтера и руководителя финансовой службы.
Подводя итоги внедрения программы 1С: УТ 8 в компании, можно выделить задачи, которые решаются при переходе на данную программу: планирование и контроль бюджетов по проектам и департаментам.
Финансовый отдел организации в своей работе может оперировать несколькими бюджетами, например:
- бюджет заказов на строительно-монтажные работы (далее — СМР);
- бюджет выполнения СМР;
- бюджет затрат на материалы;
- бюджет затрат на оплату труда производственных рабочих;
- бюджет управленческих расходов;
- бюджет поставок и потребностей;
- бюджет расходов по организации и обслуживанию бизнеса;
- бюджет капитальных вложений и инвестиций и т. д.
Для ввода в систему плановых данных по бюджетам используется документ «План бюджетов». Задание комплекса управляющих ограничений, позволяющих контролировать процесс планирования и исполнения бюджета, выполняется посредством документа «План лимитов бюджетов». С помощью данного документа можно:
- установить ограничения по расходам по объекту в соответствии с утвержденной сметой;
- определить целевые показатели, характеризующие финансовый результат по объекту или по центру финансовой ответственности;
- установить как верхнюю, так и нижнюю границы для любой статьи бюджета с учетом аналитических измерений, используемых по данной статье и т. д.
Сводные данные бюджетирования по статьям представлены в «Отчете по бюджету». Для просмотра и анализа исполнения лимитов бюджетирования при формировании бюджетов можно использовать «Отчет по лимитам». Для просмотра и анализа одновременно двух версий предназначен отчет «Сравнение версий бюджета».
Финансовый анализ
Применяя инструменты бюджетного планирования и средства анализа показателей бюджетов, специалисты финансового отдела могут грамотно спрогнозировать основные показатели организации, не допустить убытков и оценить риски. Финансовые отчеты в отличие от бухгалтерских более понятны руководству и при отсутствии в организации финансового директора значительно упрощают труд главного бухгалтера по предоставлению необходимой информации руководителю.
Для формирования сводных аналитических отчетов и расчета аналитических показателей как запланированных, так и фактических результатов деятельности организации предназначен отчет «Финансовый анализ».
Данный отчет позволяет проанализировать баланс с агрегированными данными, сгруппированными по степени ликвидности (активы) и степени срочности оплаты (пассивы), выполнить расчет финансовых аналитических коэффициентов по балансовым показателям, которые отражают финансовую устойчивость, а также ликвидность и платежеспособность организации. С помощью данного отчета можно также проанализировать показатели, характеризующие эффективность деятельности строительной организации по нескольким направлениям: эффективность использования основных производственных фондов; материальных ресурсов; трудовых ресурсов.
Предусмотрено формирование отчета о прибылях и убытках, а также расчет финансовых показателей, характеризующих рентабельность деятельности, оборачиваемость денежных средств, деловую активность и финансовый цикл.
Инструменты финансового анализа дополняет отчет «Факторный анализ». С помощью этого отчета выполняется расчет рентабельности собственного капитала и анализируются факторы, влияющие на нее. Аналитическая модель рентабельности собственного капитала позволяет сравнить несколько вариантов развития деятельности и выбрать наиболее оптимальный вариант.
Для укрупненного сравнительного анализа данных по плановому и фактическому объему затрат по объектам строительства применяется отчет «Сравнение показателей по объектам строительства». Сравнение данных в отчете выполняется в разрезе статей затрат.
Таким образом, при внедрении многофункционального решения 1С: Подрядчик строительства 4.0. Управление финансами строительные компании получают в одном пакете не только механизмы ведения бухгалтерского и налогового учета, но и мощные средства финансового анализа, инструменты составления бюджетов и управления финансовыми потоками.
Заключение
Процесс внедрения бюджетирования в программу 1С: УТ 8 довольно трудоемкий и требует следующее:
1) регулярное тестирование фактических данных при занесении в бюджет;
2) постановка технических заданий для программистов с целью устранения программных ошибок при загрузке плановых и фактических данных;
3) службе финансового контроля — обеспечить правильность заполнения статей затрат в соответствии с принятыми кодами;
4) четкое описание бизнес-процессов и финансовой структуры компании с целью перехода на программный продукт;
5) проверка правильности занесения фактических и плановых значений в течение всего процесса перехода и не менее года после него, так как в рамках работы возможны искажения и недоработки.